Меры принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе изучения теории и практики деятельности правоохранительных органов выяснить механизм применения мер процессуального принуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать понятие мер процессуального принуждения;
Рассмотреть различные виды мер процессуального принуждения, практику их применения.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Общие положения применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве..................................................................................5
§ 1. Понятие мер процессуального принуждения и цели их применения..........5
§ 2. Виды мер процессуального принуждения......................................................8
Глава 2. Меры процессуального принуждения, связанные с ограничением личной свободы .....................................................................................................11
§ 1. Понятие, основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления ...................................................................................11
§ 2. Понятие, основания и порядок избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения .................................................13
Глава 3. Меры процессуального принуждения не связанные с ограничением личной свободы......................................................................................................19
§ 1. Понятия, основания и порядок избрания мер пресечения не связанных с ограничением личной свободы.............................................................................19
§ 2. Понятие, основания и порядок применения иных мер процессуального принуждения не связанных с ограничением свободы .......................................24
Заключение ............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая меры принуждения.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

3) меры процессуального  принуждения, обеспечивающие порядок уголовного судопроизводства и надлежащее исполнение приговора (ст. 111 УПК).

В данном разделе  УПК определены также: порядок, основания  и условия применения мер процессуального  принуждения; гарантии прав лиц, подвергаемых такому принуждению; порядок приведения в исполнение решений о применении мер процессуального принуждения.

В УПК включены императивные требования о том, что  избрание и применение таких мер  процессуального принуждения как  домашний арест (ст. 107); заключение под  стражу (ст. 108); временное отстранение от должности (ст. 114); наложение ареста на имущество (ст. 115); наложение ареста на ценные бумаги (ст. 116); наложение денежного взыскания (ст. 117) производится только на основании судебного решения3. Данное правило является важнейшей гарантией охраны прав и свобод человека и гражданина и вытекает из конституционных положений.

Следственные  действия, подавляющее большинство  которых имеют явно принудительный характер, в число мер процессуального  принуждения законодателем не включены. Хотя в теории уголовного процесса это вызывает у ряда ученых возражения. Представляется, что так как следственные действия носят принудительный характер, то они должны быть отнесены к средствам принуждения уголовного процесса, но не к мерам уголовно-процессуального принуждения в том понимании как это выражено в действующем УПК. По своему характеру меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

Таким образом, по своему назначению меры уголовно-процессуального  принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения. 

Несмотря на четкое разделение мер принуждения  на три категории, в юридической  литературе нет единого мнения о  целесообразности такого деления. Многие авторы относят к иным мерам процессуального принуждения все меры, предусмотренные законодателем, за исключением мер пресечения. В.Т. Томин последние две разновидности мер принуждения, объединяет, как «иные меры процессуального принуждения», выделяет только две: 1) меры пресечения, 2) иные меры процессуального принуждения, тем самым, относя задержание к иным мерам процессуального принуждения4. Данная точка зрения является не безосновательной. Задержание и заключение под стражу являются самыми строгими и нежелательными для человека, но и необходимыми ограничениями свободы и личной неприкосновенности. Если меры пресечения имеют в своих рядах крайнюю меру в виде ареста, то почему и иные меры процессуального принуждения не могут иметь что-то подобное.

Таким образом, в науке уголовного процесса, как  рассмотрено выше, нет единого  мнения в отношении понятия и  видов принуждения, но все они  едины в одном – что меры уголовно-процессуального принуждения  закреплены законом. УПК РФ, в свою очередь, дает исчерпывающий перечень мер принуждения: задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

 

Глава 2. Меры процессуального принуждения, связанные с ограничением  свободы

§ 1. Понятие, основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления

По своей  сущности уголовно-процессуальное задержание представляет собой краткосрочное (на время, не превышающее 48 часов) досудебное лишение свободы со всеми присущими  данному понятию признаками.

Согласно статье 91 УПК, орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

- когда это  лицо застигнуто при совершении  преступления или непосредственно после его совершения;

- когда потерпевшие  или очевидцы укажут на данное  лицо как на совершившее преступление;

- когда на  этом лице или его одежде, при  нем или в его жилище будут  обнаружены явные следы преступления.

При наличии  иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если дознавателем с согласия прокурора, а также следователем с согласия руководителя следственного органа в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание  по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемого в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) воспрепятствовало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность5.

В теории уголовного судопроизводства принято выделять также условие задержания подозреваемого6. Таким условием является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Уголовно-процессуальное задержание потому и называется уголовно-процессуальным, что производится по правилам УПК, то есть по решению органа или должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело.

Моментом задержания подозреваемого считают официальное  объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается  по подозрению в преступлении. Именно с этого момента между сотрудником  правоохранительного органа и физическим лицом возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что свободный гражданин утрачивает свободу, он подлежит аресту, пребыванию под стражей.

После доставления  подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору  в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. В тот же срок орган дознания, дознаватель или следователь уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части.

Если подозреваемый является гражданином или подданным другого  государства, то о задержании уведомляется посольство или консульство этого государства. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Задержанный по подозрению в совершении преступления подлежит личному обыску, который производится без специального постановления. Словом, право личного обыска задержанного дает сам факт задержания, что вполне объяснимо7. Такой обыск является логическим продолжением задержания, нацеленным прежде всего на разоружение подозреваемого в широком смысле данного понятия, то есть на изъятие всего, что не может быть оставлено при заключении под стражу, а также всего, что может послужить вещественными доказательствами по уголовному делу.

Таким образом, меры процессуального  принуждения должны применяться  не только обоснованно, но и законно, в строго установленном порядке. В статье 91 УПК РФ указано, что  задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может произойти при наличии оснований, установленных данной статьей.

 

§ 2. Понятие, основания и порядок избрания заключения под стражу и домашнего  ареста в качестве меры пресечения

Заключение  под стражу – самая строгая  мера пресечения, состоящая в изоляции лица от общества и помещении его в место содержания под стражей. Заключение под стражу относится к мерам государственного принуждения, которые в наибольшей степени ограничивают права и свободы граждан, включая право на свободу и личную неприкосновенность. Мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу, применяется только к обвиняемому, в исключительных случаях может применяться к подозреваемому.

Избрание заключения под  стражу в качестве меры пресечения должно соответствовать ряду условий:

- необходимо наличие установленных  в ст. 97 УПК оснований применения  мер пресечения;

- должны учитываться тяжесть  совершенного преступления и  иные обстоятельства, предусмотренные  ст. 99 УПК;

- заключение под стражу  избирается тогда, когда иные меры пресечения не могут обеспечить надлежащее участие обвиняемого (подозреваемого) в расследовании уголовного дела и судопроизводстве, когда невозможно применение иной, более мягкой меры пресечения;

- если лишение свободы  в качестве наказания за совершение данного преступления не предусмотрено, то избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу невозможно8.

Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается по судебному решению. При необходимости  избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч.3 ст. 108 УПК).

Судья рассматривает обстоятельства дела, на которых основано ходатайство о заключении под стражу, и выносит одно из постановлений: 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; постановление о продлении срока задержания. Постановление выносится в зале заседания немедленно после рассмотрения дела. Отказывая в удовлетворении ходатайства, судья вправе в том же постановлении избрать мерой пресечения залог или домашний арест.

На судебных стадиях производства по делу суд может избрать заключение под стражу в качестве меры пресечения подсудимому по ходатайству стороны  обвинения или по собственной  инициативе. Основания для избрания этой меры пресечения в суде те же, что и на досудебных стадиях процесса. Дополнительным основанием является обеспечение исполнения приговора. Избирая указанную меру пресечения в суде, судья единолично выносит постановление, а коллегиальный состав суда – определение9.

Порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, режим содержания под стражей и иные вопросы регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ10. Лица, в отношении которых избрана мера пресечения – заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

Срок содержания под стражей  исчисляется с момента объявления лицу постановления о заключении под стражу до направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд. В срок содержания под стражей включается также: 1) время, на которое лицо задерживалось по подозрению в совершении преступления. Не имеет значения, был ли перерыв между задержанием и заключением под стражу или лицо арестовано непосредственно после задержания по подозрению в совершении преступления; 2) время, когда лицо находилось под стражей в качестве подозреваемого; 3) время нахождения под домашним арестом; 4) время принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда в связи с расследованием данного уголовного дела; 5) время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК.

Срок содержания под стражей  продлевается индивидуально в отношении  каждого обвиняемого, а не по всему  уголовному делу в целом.

Информация о работе Меры принуждения