Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.
Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.
Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Содержание работы

Введение:
1. Развитие военно-уголовного законодательства России
1.1 Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России
1.2 Содержание советского военного законодательства
1.3 Военно-уголовное законодательство современной России
2. Понятие преступления против военной службы
2.1 Особенности преступления против военной службы
2.2 Наказания за преступления против военной службы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик воин прест.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

отсутствие позорящих карательных последствий рассматриваемого наказания, которые бы ограничили политический, гражданский или военно-правовой статус и лишили наказанного возможности продолжить службу и иметь воинское звание. Н.С. Таганцев. Русское уголовное право. М.: Наука.2008. Т.2.стр101

Промежуточным законом между уголовным  законодательством феодальной и  буржуазной России явилось Уложение 1845 г., в котором были сделаны первые попытки русского уголовного права  отойти от свода законов к кодексу (от простого перечня в законе уголовно наказуемых деяний к применению универсальных  норм уголовного права, т. е. делению  закона на общую и особенную части).

Военно-уголовный устав 1839 г. восстановил  единство военно-уголовного законодательства. В нем были даны общие понятия  преступления, вины в форме умысла или неосторожности, покушения или  оконченного деяния, соучастия, а  также назначение наказаний по совокупности преступлений и приговоров. С изданием в 1845 г. общероссийского «Уложения  о наказаниях уголовных и исправительных»  обнаружились значительные недостатки Военно-уголовного устава. Последний  расходился с Уложением по важнейшим  вопросам преступности и наказуемости общественно опасных деяний, что  обусловило пересмотр всего действующего военно-уголовного законодательства. Так возник «Воинский устав о наказаниях», вошедших в книгу 12 Свода военных постановлений 1869 года и просуществовавших в новых редакциях с 1875 по 1913 год вплоть до октября 1917 г. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных Силах №2 2005 г.

Военный устав о наказаниях стал правовым основанием ответственности  за воинские преступления (параллельно  действовал Военно-морской устав  о наказаниях). На его содержании отразился период Александровских  реформ, когда проводились широчайшие реформы во многих сферах жизни общества и государства. Было отменено крепостное право, суд был отделен от других ведомств, создается массовая боеспособная армия, отвечающая современным требованиям. Рекрутская повинность была заменена всесословной воинской повинностью, произведено перевооружение армии, введены новые воинские уставы. Был принят Военно-судебный устав (1867), в соответствии с которым создана новая структура военно-судебных органов (военные суды полкового, военно-окружного и главного звена). Все это потребовало кардинального решения вопросов ответственности военнослужащих, что и обусловило принятие нового военно-уголовного законодательства.

Воинский устав о наказаниях был разработан с учетом передовой  юридической мысли, опыта других государств и представлял собой  в то время вершину правотворчества  в области военно-уголовного законодательства России.

По Воинскому уставу военнослужащие, являясь субъектами воинских преступлений, не исключались полностью из общей  уголовно-правовой юрисдикции. В нем  содержалось указание о том, что  к лицам, подлежащим действию военно-уголовных  законов, применяются «Общие постановления  действующих по гражданскому ведомству  уголовных законов», за исключением  «изъятий или особых правил», постановленных «настоящим уставом». Согласно ст. 242 за преступления и проступки по службе, которые могли совершаться как  военнослужащими, так и чинами гражданского ведомства, виновные подвергались наказаниям, установленным Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. Из этого  следует, что Воинский устав нельзя считать самостоятельной отраслью уголовного законодательства, предназначенного для регулирования всех вопросов уголовной ответственности военнослужащих независимо от характера совершаемых  ими преступлений.

В то же время следует отметить ряд особенностей, присущих Воинскому  уставу о наказаниях, которые придавали  ему относительную самостоятельность  и исключительность по сравнению  с ранее действовавшим военно-уголовным  законодательством.

Воинский устав о наказаниях распространял свое действие на лиц  военного ведомства: военнослужащих и гражданских чинов этого ведомства. Таким образом, под охраной Воинского устава о наказаниях находился не только порядок прохождения военной службы (это предусмотрено и ныне действующим УК РФ), но и порядок военной деятельности в целом (военная служба военнослужащих и служба гражданских лиц на определенных должностях в военном ведомстве). Воинским уставом о наказаниях было также предусмотрено, что под его действие подпадают все деяния, ослабляющие безопасность и боеготовность армии, противодействующей неприятелю. К таковым были отнесены преступления, совершаемые гражданскими лицами в военное время. Поэтому круг лиц, подпадающих под действия Воинского устава о наказаниях, значительно расширялся в местностях, где объявлялось военное положение. В него включались (ст. 268) лица, к войску принадлежащие (иностранные офицеры, находящиеся при армии, корреспонденты, служащие по вольному найму, извозчики, проводники и т. д.); жители неприятельских областей, занятых армией (ст. 1314),-- за определенные преступления; лица гражданского ведомства -- за нарушение правил, предусмотренных для данных местностей; военнопленные и неприятельские шпионы (ст. 270, 271) -- за умышленные действия против безопасности армии либо способствующие и благоприятствующие неприятелю; все лица в местах, защищаемых против неприятеля или же в виду его, виновные в умышленном поджоге или ином истреблении каких-либо военных снарядов, предметов и вещей, принадлежащих к средствам защиты или продовольствия (ст. 270).

В Воинском уставе предусматривался порядок определения наказаний  в случае совершения военнослужащим общеуголовных преступлений. При  этом лица военного ведомства подвергались наказаниям на основании общеуголовных  законов (ст. 242, 272 Воинского устава о наказаниях), применяемых с соблюдением  особых правил, предусмотренных разделом четвертым Воинского устава о  наказаниях. Поскольку существовал  ряд общеуголовных наказаний, которые  к лицам военного ведомства не применялись, в Приложении к Уставу имелась таблица, по которой осуществлялась замена таких наказаний на наказания, предусмотренные для лиц военного ведомства.

Устав содержал и указания как на неприменение к военнослужащим ряда общеуголовных наказаний, так и  на назначение более строгих наказаний, нежели предусматривала санкция  статьи. Например, если Уголовным уложением  предусматривалось наказание в  виде бессрочной каторги, то она заменялась военнослужащим на смертную казнь, а  вместо срочной каторги назначалась  бессрочная каторга.

В Воинском уставе о наказаниях содержались  нормы, предусматривающие особую, как  правило, повышенную ответственность  военнослужащих за совершение ряда преступлений, установленных Уложением. Так, согласно ст. 2733 военнослужащий, совершивший  преступление, предусмотренное ст. 108 (государственная измена), «во  всех случаях наказывается смертной казнью». Из этого следует, что в  Воинском уставе о наказаниях содержались  нормы, определяющие уголовную ответственность  военнослужащих за совершение некоторых  общеуголовных преступлений. Борисенко  В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр28

Устав содержал подробное изложение  обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, причем перечень последних  был исчерпывающим. Предусмотрено  было усиление ответственности за совершение преступлений в соучастии.

Преступления против военной службы в Уставе были распределены по 13 главам (раздел II). Кроме этого, в двух главах (раздел III) были предусмотрены преступления, совершаемые в местностях, объявленных  на военном положении либо подчиненных  командующим армиями или командирам отдельных корпусов (ст. 243-271). Преступления, совершаемые как военнослужащими, так и лицами гражданского звания, и наказания лиц, содержащихся в  дисциплинарных частях, находились в  разделах IV-V (ст. 272-282). Действующее военно-уголовное  законодательство России содержит незначительное количество деяний, отнесенных к преступлениям  против военной службы, поскольку  в нем используется обобщенный способ описания преступлений, позволяющий  охватить некоторое множество деяний. Однако, как уже упоминалось, Воинский устав о наказаниях превосходил современное военно-уголовное законодательство по количеству деяний, образующих воинские преступления.

Система преступлений, представленная в Воинском уставе о наказаниях, примерно такова, как она представлена в главе 33 действующего УК РФ: это  деяния против порядка прохождения  военной службы, подчиненности и  воинской чести, против порядка сбережения военного имущества, нарушения обязанностей специальных видов военной службы (во время боевого дежурства и  в карауле). Преступления по военной  службе в подавляющем своем большинстве  были сконструированы с умышленной формой вины. В.Н. Сидоренко. История  военно-уголовного законодательства //Право  в Вооруженных Силах №2 2005 г.

В Воинском уставе отсутствовали составы  преступлений против порядка пользования  военно-техническими средствами. В  то же время в Уложении нашли полное отражение нарушения правил обращения  с техническими источниками повышенной опасности (ст. 464, 474). Предусматривалась  ответственность за причинение смерти и телесного повреждения вследствие несоблюдения виновным правил осуществления  его рода деятельности. В главе  десятой (ст. 222-229) предусматривались  составы преступлений против установленного порядка обращения с оружием, взрывчатыми веществами и снарядами.

Ответственность должностных лиц  в Воинском уставе о наказаниях разделялась  на две группы. В двух главах предусмотрена  ответственность за нарушение общих  обязанностей по службе: о превышении власти и противозаконном бездействии (ст. 141-152), о слабом за подчиненным  надзоре и злоупотреблении властью  в сношениях начальника с подчиненными (ст. 173-189). Две главы содержали  нарушения должностными лицами особых должностных функций: по управлению военным имуществом, по возведению казенных строений, зданий и иных сооружений по военному ведомству и т. д. Отдельные  составы преступлений, совершаемые  воинскими должностными лицами, помещены в общих главах.

В III раздел (ст. 243-271) Воинского устава о наказаниях были включены преступления военного времени, которые в современном  УК РФ не представлены.

В Воинском уставе о наказаниях была воспроизведена общая система наказаний, предусмотренная Уложением. При  этом в нем были представлены наказания  уголовные и исправительные. Исправительные наказания, в свою очередь, были дифференцированы относительно нижних чинов и офицеров, в том числе гражданских чиновников.

К наказаниям относились: лишение  всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и  ссылка на каторжные работы. Предусматривались  также смертная казнь и заточение  в крепость без лишения всех прав состояния.

К исправительным наказаниям были отнесены: заключение в тюрьму или исправительное арестантское отделение гражданского ведомства, заключение в крепость, заключение в военную тюрьму, разжалование в  рядовые, исключение со службы, денежное взыскание, отстранение от службы, отдача в дисциплинарную часть, содержание на гауптвахте. Предусматривалось соединение некоторых наказаний с потерей  либо ограничением прав и преимуществ  по службе. Суду было предоставлено  право замены уголовного наказания  наказанием, предусмотренным Дисциплинарным уставом (ст. 7). В предусмотренных  законом случаях (ст. 9) к уголовному или исправительному наказанию  присоединялось церковное наказание. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных  Силах №2 2005 г.

Анализ системы наказаний, предусмотренных  военно-уголовным законодательством, свидетельствует о том, что Воинским уставом о наказаниях решались новые  цели: «карание» преступника посредством возможно сурового содержания и тяжкого принудительного труда; искоренение в преступнике прочих наклонностей, охранение его от соблазна и от пагубного влияния более развращенных товарищей; обращение его на путь добра посредством умственного и религиозного развития.

Применительно к осужденным военнослужащим эти цели дополнялись специальными воинскими: приучение солдата к  требованиям военной службы и  воинской дисциплины. «Извлечь из наказания  максимум пользы для военного дела, создав из тюремных учреждений дисциплинарную школу, приучающую нижних чинов, не сумевших согласовать свою волю с требованиями строевой службы, поучиться строжайшей дисциплине и соблюдать безусловное  повиновение». В.М Чхиквадзе. Военно-уголовное право. -М.: Издательство РИО ВЮА, 1947. стр. 109

Воинским уставом о наказаниях были детально регламентированы взыскания  причиненного материального ущерба, порядок замены одних наказаний  другими, назначение наказания за преступления, совершаемые в соучастии. Военному командованию были предоставлены широкие  права и исключительная компетенция  на стадии предания суду. Военнослужащий предавался суду только соответствующим  старшим воинским начальником. Порядок  предания суду различных категорий  военнослужащих подробно регламентировался (ст. 562-570 Военно-судебного устава). В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных  Силах №2 2005 г

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о  том, что военно-уголовное законодательство России постоянно было предметом  особого внимания верховной власти. Институт военно-уголовного законодательства активно развивался, о чем свидетельствует  приведенный в приложении перечень основных законодательных военно-уголовных  актов. Все это было следствием изменения  общественно-политических и военно-доктринальных  условий и являлось удобным инструментом для решения военно-политических задач.

Информация о работе Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ