Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.
Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.
Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Содержание работы

Введение:
1. Развитие военно-уголовного законодательства России
1.1 Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России
1.2 Содержание советского военного законодательства
1.3 Военно-уголовное законодательство современной России
2. Понятие преступления против военной службы
2.1 Особенности преступления против военной службы
2.2 Наказания за преступления против военной службы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик воин прест.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

Анализ содержания диспозиций статей, предусматривающих ответственность  за преступления против военной службы (глава 33 УК), свидетельствует о том, что признаки многих составов воинских преступлений существенно отличаются от признаков таких же преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК 1960 г. Применительно к  воинским преступлениям, сопряженным  с насилием над личностью военнослужащих, отмечается явное несоответствие санкций  статей за воинские преступления с  санкциями, установленными за преступления против жизни и здоровья, предусмотренные  в главе 16 УК.

Ответственность военнослужащих за уклонения  от военной службы существенных изменений  в УК 1996 г. не претерпела. Однако в  нем отсутствует норма об отказе от несения обязанностей военной  службы. В то же время в Уголовный  кодекс включены примечания к ст. 337 и 338, предусматривающие возможность  освобождения от уголовной ответственности  военнослужащих, совершивших самовольное  оставление части или дезертирство вследствие стечения тяжелых обстоятельств. На практике эта норма будет стимулировать  добровольный отказ военнослужащих, в силу тех или иных обстоятельств  совершивших указанные преступления, от дальнейшего уклонения от несения  обязанностей военной службы.

Анализ всей истории становления  развития военно-уголовного законодательства России и его настоящее состояние  позволяют прийти к выводу о том, что военная организация государства  требует законодательного установления в ней определенного порядка  прохождения военной службы и  принятия уголовно-правовых мер для  его защиты от преступных посягательств. Эти меры представляют комплекс специальных, адресованных только военнослужащим норм, предусматривающих ответственность  за преступления против военной службы, образующих военно-уголовное законодательство. Система такого законодательства в  России складывалась постепенно, отражая новые потребности в строительстве и обеспечении боевой готовности Вооруженных Сил. Такова общая характеристика становления военно-уголовного законодательства.

2. Понятие преступления  против военной службы

2.1 Особенности преступления  против военной службы

В истории отечественного уголовного права понятие преступления против военной службы прошло определенные этапы своего развития. Впервые об общем понятии такого преступления говорилось в Положении о революционных  военных трибуналах, утвержденном ВЦИК 20 ноября 1919 г. Определяя круг преступлений, подлежащих рассмотрению военными трибуналами, Положение выделяло преступные деяния «специально военного характера», совершаемые  военнослужащими: неисполнение боевых приказов, дезертирство, нарушение  правил караульной службы и т. д. Борисенко  В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр45

Развернутое определение понятия  воинского преступления было дано в  УК РСФСР 1922 г. «Специально воинскими  преступлениями,-- говорилось в ст. 200, -- признаются преступные деяния военнослужащих Красной Армии и Красного Флота, направленные против установленного законом  порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения, и при том такие  именно, которые по своему характеру  и значению не могут быть совершены  гражданами, не состоящими на военной  или морской службе». Уголовное  право России. Общая часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов.- М.: Юристъ,2007 г. стр195

Приведенное определение понятия  воинского преступления в последующем  без существенных изменений, лишь с  некоторым расширением либо сужением круга субъектов этих преступлений, воспроизводилось в Уголовных кодексах РСФСР 1926 и 1960 гг.

Действующее уголовное законодательство также не внесло принципиальных изменений  в устоявшееся общее понятие  воинского преступления, сменив лишь его название.

Понятие преступления против военной  службы является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного  в ст. 14 УК РФ, и обладает всеми  его признаками: общественной опасностью, виновностью и уголовной противоправностью.

Общественная опасность деяния выражается в причинении либо создании угрозы причинения ущерба охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства

Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может  причинить совершенное деяние.

Статья 6 УК РФ, раскрывая содержание принципа справедливости, указывает  на то, что наказание должно соответствовать  характеру и степени общественной опасности преступления. При этом характер общественной опасности принято  считать качественной характеристикой, а степень -- количественной.

Степень общественной опасности позволяет  отграничить преступление против военной  службы от дисциплинарного проступка. Не всякое правонарушение, формально  содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, может быть признано преступлением. В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ действие или бездействие, хотя и содержащее формально признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не признается преступлением.

Малозначительность правонарушения -- категория оценочная. Поэтому в  практике нередки случаи, когда военнослужащий привлекается к уголовной ответственности  и даже осуждается за совершение воинского  преступления, однако впоследствии оно  признается малозначительным и не представляющим общественной опасности.

Малозначительными в принципе могут  быть признаны различные воинские правонарушения, формально подпадающие под признаки большинства статей главы 33 УК РФ. Анализ судебной практики показывает, что малозначительность воинского правонарушения определяется совокупностью конкретных обстоятельств его совершения. Ахметшин Х. Преступления против военной службы. Российская юстиция. 2007. № 5. стр44.

Из преступлений против военной  службы к их числу можно отнести  сопротивление начальнику, сопряженное  с насилием или с угрозой его  применения, насильственные действия в отношении начальника, дезертирство и др.

Виновность -- один из основных признаков преступления. Виновность в уголовно-правовом смысле предполагает определенное психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения военной службы, и причиняет вред боевой готовности воинского подразделения либо создает угрозу его причинения. Если этого нет, то и нет преступления против военной службы.

Невиновное причинение вреда исключает  уголовную ответственность (ч. 2 ст. 5 УК РФ). Невиновное причинение вреда  считается случаем или казус  Виновность возможна лишь при наличии  тех форм вины, которые определены законом (ст. 24 УК РФ): умысел или неосторожность. В связи с этим преступления могут  быть умышленные и неосторожные.

Уголовная противоправность -- следующий обязательный признак общего понятия преступления. Он означает запрет уголовным законом соответствующего деяния под угрозой наказания. Запрет формулируется в диспозиции уголовно правовой нормы.

Обладая всеми признаками, присущими  общему понятию преступления, понятие  преступления против военной службы вместе с тем имеет ряд специфических  признаков. Эти специфические признаки указаны в ст. 331 УК РФ:

- специальная уголовная противоправность,

-специфический объект посягательства-- установленный порядок прохождения  военной службы;

- специальный субъект-- военнослужащий  или военнообязанный во время  прохождения военных сборов.

При отсутствии хотя бы одного из указанных  признаков деяние не может рассматриваться  как преступление против военной  службы.

Как показывает анализ судебной практики, не признаются субъектами преступлений против военной службы:

- лица, призванные на военную  службу до достижения ими 18-летнего  возраста либо старше 27 лет. Такой  возраст для призыва установлен  ст. 22 Федерального закона «О воинской  обязанности и военной службе».

- лица, не являющиеся гражданами  России, но ошибочно оказавшиеся  на российской военной службе. Это вытекает из ст. 59 Конституции  РФ, согласно которой военную  службу несет только гражданин 
Российской Федерации.

- лица, освобожденные от призыва,  имеющие отсрочку от призыва  либо не подлежащие призыву  на военную службу.

- лица, выслужившие в момент  совершения преступления установленный  срок военной службы. Уголовное  право РФ; Особенная часть: учебник  - 2-е изд. Под ред. Профессора  Л.В. Иногамовой -Хетай .-М.: Инфра-М,2009 стр223

Кроме вышеперечисленных случаев, не является субъектом преступлений против военной службы также и  военнослужащий, исключенный из сферы  воинских правоотношений в связи  с избранием в отношении него по уголовному делу меры пресечения в  виде заключения под стражу.

От военных сборов освобождаются  женщины, сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой  полиции и таможенных органов  Российской Федерации, гражданский  персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов а также органов  внутренних дел, учреждений и органов  уголовно-исполнительной системы, федеральных  органов налоговой полиции и  таможенных органов Российской Федерации, плавающий состав судов морского флота, граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу, и ряд  других категорий, перечисленных в  ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Глава 7 УК РФ (ст. 32-36) определяет понятие  соучастия в преступлении, формы  соучастия и виды соучастников, а  также основания уголовной ответственности  соучастников преступлений.

Согласно ст. 32 УК РФ соучастием в  преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц в  совершении умышленного преступления.

Объективные признаки соучастия заключаются: а) в том, что в преступлении должны участвовать два или более  лица; б) в том, что действия каждого  из соучастников являются необходимым  условием для совершения действий других соучастников; в) в том, что действия каждого из соучастников находятся в причинной связи с общим, наступившим от деятельности всех соучастников, преступным результатом.

Исполнитель -- это лицо, которое  непосредственно (в том или ином виде) выполняет действия, содержащие в себе признаки объективной стороны  совершаемого преступления.

Организатор-- это лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, а равно лицо, создавшее организованную группу или  преступное сообщество либо руководившее ими. Словарь по уголовному праву /Под  ред. Наумова А.В. - М.: БЕК, 2007.

Подстрекателем признается лицо, склонившее кого-либо к совершению преступления, т. е. вызвавшее в другом намерение  совершить преступление. Подстрекательство  может осуществляться различными способами: путем уговоров, просьб, подкупа, угроз  и т. д. Подстрекательство заключается  в склонении к совершению преступления не только исполнителя, но и других соучастников -- пособника, других подстрекателей.

Пособником признается лицо, оказывающее  содействие совершению преступления, т. е. своими действиями способствующее выполнению совместно совершаемого преступного деяния или наступлению  преступного последствия этого  преступления. Пособник может содействовать  как исполнителю, так и другим соучастникам. Уголовное право РФ; Особенная часть: учебник - 2-е изд. Под ред. Профессора Л.В. Иногамовой -Хетай .-М.: Инфра-М,2005

Пособничество бывает интеллектуальным и физическим.

Уголовно-правовые нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, на общих основаниях применяются и  к военнослужащим, действовавшим  в той или иной ситуации в строгом  соответствии с требованиями этих норм.

Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим  преступность деяния, относит необходимую  оборону (ст. 37), причинение вреда при  задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), крайнюю необходимость (ст. 39), физическое или психическое принуждение (ст. 40), обоснованный риск (ст. 41) и исполнение приказа или распоряжения (ст. 42).

2.2 Наказания за преступления  против военной службы

Уголовное наказание является мерой  государственного принуждения, назначаемой  по приговору суда, к лицу, признанному  виновным в совершении преступления. Сущность наказания заключается  в предусмотренных законом лишении  и ограничении прав и свобод осужденного.

Все существующие виды наказаний в  ст. 44 УК РФ объединены в систему  и расположены в порядке их возрастающей строгости: от штрафа до смертной казни.

Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может  назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как  следует из перечня, виды наказаний  различны по своему содержанию и степени  тяжести, по формам воздействия на осужденного.

Наказания, образующие в целом систему, по способу их назначения подразделяются судом на основные и дополнительные.

Вместе с тем существуют и  другие теоретически и практически  значимые критерии классификации наказаний. В частности, по особенности субъектов, которым они могут назначаться, все наказания делятся на общие  и специальные. К числу последних  принадлежат наказания, применяемые  только к военнослужащим.

Информация о работе Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ