Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.
Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.
Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Содержание работы

Введение:
1. Развитие военно-уголовного законодательства России
1.1 Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России
1.2 Содержание советского военного законодательства
1.3 Военно-уголовное законодательство современной России
2. Понятие преступления против военной службы
2.1 Особенности преступления против военной службы
2.2 Наказания за преступления против военной службы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик воин прест.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

ПСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Юридический факультет

Кафедра Уголовно - правовых дисциплин

Дипломная работа

Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ

Оглавление

Введение:

1. Развитие военно-уголовного законодательства  России

1.1 Становление дореволюционного  военно-уголовного законодательства  России

1.2 Содержание советского военного  законодательства

1.3 Военно-уголовное законодательство  современной России

2. Понятие преступления против  военной службы

2.1 Особенности преступления против  военной службы

2.2 Наказания за преступления  против военной службы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Военнослужащие как граждане Российской Федерации наделены теми же правами  и свободами, которые присущи  всем гражданам и изложены в Конституции  РФ. В силу особенностей федеральной  государственной службы на них действующим  законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", входит и их ответственность. ФЗ «О статусе военнослужащих» ст.1

Особое место среди видов  ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том  числе посягающего на порядок  несения военной службы, позволяет  прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и  ответственности военнослужащих, характеризующих  их конституционно-правовой статус.

Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция  РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и  обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает  гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок  ее прохождения.

Военнослужащие несут уголовную  ответственность на одинаковых для  всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности. Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений. Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ ст23, ст28

Понятие преступлений против военной  службы создает правовую базу для  борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими  в экономической, политической, военной  и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной  безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда  интересам военной безопасности страны.

Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила несения военной  службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах иных нормативно-правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий. Борисенко В. Особенности уголовной ответственности военнослужащих. Российская юстиция. 2009. № 2. с. 40-42.

Армия всегда имела и имеет своим  назначением охрану целостности  и суверенитета государства, существующего  в нем порядка. Вместе с тем  военнослужащие никогда не могли  бы выполнить возложенные на них  задачи, если бы каждый из них действовал по своему усмотрению. Сила армии заключается  в ее единении. Основу такого единения всегда составлял принцип единоначалия, который наделяет командиров (начальников) властью отдавать приказы и требовать  их исполнения, а подчиненных обязывает  исполнять такие приказы.

Тема воинских преступлений является актуальной во все времена существования  армии. Так как в последнее  время усугубились социальные проблемы, уровень жизни военнослужащих, проблема преступлений против военной службы остается одной из самых серьезных.

В связи с реформой в армии, а  также усовершенствованием военного законодательства появляются новые  аспекты в изучении интересующего  нас вопроса.

Воинские преступления или преступления против военной службы являются объектом исследования моей курсовой работы. Большинство норм уголовного законодательства Российской Федерации имеет универсальный характер: вопросы ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково независимо от того, в какой сфере общественной жизни они совершены. Так, нормы о преступлениях против собственности защищают имущественные интересы всех физических и юридических лиц, в том числе воинских частей; нормы о соучастии в преступлении одинаково применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях отбывают наказание в виде лишения свободы и т. д. Однако существует ряд норм УК РФ, которые либо полностью выражают исключительные интересы военной службы, либо обособляют эти интересы среди других. Эти нормы образуют систему, которую можно выделить в специальную подотрасль уголовного права и назвать ее военно-уголовным законодательством.

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.

Выяснить новые проблемы военных  преступлений и найти более радикальное  решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.

Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Изменения, произошедшие в уголовном  законодательстве Российской Федерации  в связи с принятием в 1996 году нового Уголовного кодекса, ставят перед  учеными-правоведами и практическими  работниками актуальные задачи проведения теоретических исследований в этой отрасли права. Данная работа содержит глубокий анализ весьма специфического раздела уголовного права -- военно-уголовного законодательства.

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации должно отражать основные теоретические положения  уголовно-правовой науки, а также  тенденции в строительстве военной  организации государства, и прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации, и потребности укрепления воинского правопорядка и дисциплины в современных условиях. Уголовный  кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. не в полной мере соответствует  изложенным условиям. Далеко не все  его положения, относящиеся к  военно-уголовному законодательству, следует признать научно обоснованными.

Во-первых, исключение из гл. 33 УК РФ целого ряда воинских преступлений, в том  числе совершаемых военнослужащими  в военное время или в боевой обстановке, без достаточных к  тому оснований ограничило сферу  действия военно-уголовного законодательства. Во-вторых, отдельные уголовно-правовые нормы, применяемые только к военнослужащим, оказались плохо проработанными, что существенно затрудняет их применение на практике. В-третьих, применение военно-уголовного законодательства обнаружило и некоторые  пробелы, устранение которых возможно только законодательным путем. О.К.Зателепин «О совершенствовании военно-уголовного законодательства РФ» //Право в Вооруженных Силах № 10 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие военно-уголовного  законодательства России

1.1 Становление дореволюционного  военно-уголовного законодательства  России

Этапы строительства вооруженных  сил государства и решаемые им в связи с этим задачи по обеспечению  боевой готовности войск способствуют формированию военно-уголовного законодательства. Как законодательство в целом  появляется и развивается по мере возникновения и становления  государства, так и военное законодательство с его обязательной составляющей -- уголовно-правовой частью -- тесно  связано с созданием вооруженных  сил -- важнейшего атрибута государства.

Применительно к России можно обозначить три наиболее значимых периода развития военно-уголовного законодательства: до-петровский период, период реформ Петра I и последующего его развития, период Александровских реформ второй половины XIX в. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных Силах №2 2009 г.

В допетровский период российское военно-уголовное  законодательство соответствовало  развитию военной организации общества. В России того времени не существовало регулярной армии, а задачи комплектования войска разрешались посредством  повального приема на военную службу людей в случае непосредственной угрозы со стороны других государств. При отсутствии воинской повинности отсутствовала и необходимость  в постоянном существовании норм военно-уголовного законодательства. Боевые задачи в этот период решались вооруженными дружинами, во главе которых  стояли князья, имевшие над подданными безграничную власть. Они по своему усмотрению наказывали и поощряли, и каких-либо дополнительных мер  для поддержания в армии единоначалия и дисциплины не требовалось. Войско собиралось только на период войны, а  при наступлении мира распускалось.

Первым примером правового регулирования  военной службы можно считать  действовавший в России Литовский  статут 1579 г. Один из его разделов «Об  обороне земской» был посвящен вопросам обороны государства. В соответствии с положениями этого нормативного акта устанавливалась в основном ответственность высшего руководства  и командования армии в период сбора войска и проведения военной  кампании. По статуту каждый из подданных  князя при необходимости был  обязан нести военную службу сам  или же направлять определенное количество своих людей, «когда возникает необходимость». Наказуемыми были уклонения от явки на службу, неумелые действия в ходе боя в случае победы вражеской армии, нарушения дозорной и караульной службы, необоснованное освобождение кого-либо от военной службы по состоянию здоровья, неявка к месту боя и т. п.

По статуту предусматривались  наказания: потеря имения, потеря великокняжеского благоволения, потеря чести, взыскание  ущерба, штраф, заковывание в цепь, смертная казнь.

Строго преследовались насильственные действия одного военнослужащего в  отношении другого: нападение на него, на его обоз или стоянку, ранение  или если даже кто «ударил кого-нибудь». В военное время виновный насильник  карался смертной казнью. Борисенко  В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр 17

В период правления Ивана IV в России происходит создание централизованного  государства, сопровождавшееся ликвидацией  пережитков феодальной раздробленности. В числе других реформ, проведенных  в это время, были и реформы, направленные на упорядочение устройства войска: было ограничено местничество, пагубно влиявшее при назначении лиц на командные  должности (Указ 1550 г.), в зависимости  от величины земельного надела определено было количество вооруженных людей, которых должен был приводить  помещик (Указ 1556 г.). В 1550 г. Иван IV образовал  корпус регулярного войска из 3 тыс. стрельцов, впоследствии значительно  увеличенный. В.М Чхиквадзе. Военно-уголовное право. -М.: Издательство РИО ВЮА, 1947. стр 106-107

Для обеспечения безопасности Русского государства от натиска внешних  врагов русскому народу в указанное  время пришлось вести ряд войн. Это требовало устройства укреплений и упорядочения службы на степной  сторожевой линии государства.

Было разработано и составлено общее уложение, или устав этой службы, и 16 февраля 1571 г. он был утвержден  царем в качестве «Боярского приговора  о станичной и сторожевой службе».

В нем закреплялись положения об уголовной ответственности за уклонение  от военной службы:

а) сторожей, ушедших до смены с указанных для несения службы мест в то время, когда на границу произойдет нападение неприятеля, -- подвергать смертной казни;

б) при неявке воинов в срок для исполнения своих обязанностей на сторожевой линии -- подвергать их денежному взысканию;

в) при небрежном несении службы (когда воины не доезжают в обе стороны до конца отведенных для охраны участков), хотя бы в это время и не было нападения неприятеля, -- виновных подвергать наказанию кнутом.

В XVI веке в системе общих уголовно-правовых постановлений, изложенных в судебниках, определенное место принадлежит  преступлениям, субъектом которого может быть только начальствующее лицо в войске. Например, судебник Ивана IV 1550 г. в ст. 61-2 «Градскому сдавцу», т. е. изменнику, сдавшему город врагу, определяет: «Живота не дати, кажнити его смертной казнью». Борисенко В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук . Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс,2009. стр19

Развитие основных институтов государства  и усиление центральной власти обусловили кардинальные изменения в военной  организации общества. Это потребовало  дальнейшей разработки нормативных  актов, регулирующих круг служебных  обязанностей и персональной ответственности  военнослужащих и должностных лиц  войска. Происходит формирование законодательства, объединяющего нормы военного и  уголовного права, получившего в  дальнейшем название военно-уголовного.

Информация о работе Воинские преступления: сравнительно-правовой анализ