Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель исследования - на основе обобщенной и систематизированной информации об органах охраны общественного порядка, проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы развития правоохранительной деятельности по обеспечению общественного порядка, предложить конкретные направления на улучшение работы и расширению полномочий органов местного самоуправления и муниципальной полиции в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район.
Данная цель реализуется путем постановки следующих задач:
- выявление особенностей деятельности муниципального образования Билибинский муниципальный район;
анализ работы органов охраны общественного порядка на территории Билибинского муниципального района:
поиск эффективных мероприятий по совершенствованию деятельности органов охраны общественного порядка в муниципальном районе
По мнению большинства исследователей, двухуровневая модель позволит обеспечить решение конкретных вопросов местного значения именно на том уровне, на котором присутствуют объективно необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал. Кроме того, данная модель позволит выстроить оптимальную систему взаимодействия органов местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти.
Необходимо
отметить, что при двухуровневой
структуре местного самоуправления
следует исключить прямую подчиненность
одних муниципальных
1.2 Законодательные основы деятельности органов охраны общественного порядка
В настоящее время актуальным является вопрос о содержании деятельности и развитии законодательства, регулирующего особенности функционирования органов охраны общественного порядка.
Характеризуя
правоохранительную сферу, Ю.Е. Аврутин
указывает, что это одна из важнейших
подсистем охранительной сферы
жизнедеятельности общества, где
посредством специфических
Основным субъектом
правоохранительной системы и реализации
правоохранительной деятельности является
государство, в распоряжении которого
находится большой арсенал
Общественный
порядок и общественная безопасность
являются важнейшими правовыми категориями,
которым в юридической
Разработка
теоретических основ общественн
Необходимость выработки определений понятий общественного порядка и общественной безопасности вызывается прежде всего широким употреблением данных терминов в законодательстве и юридической литературе.
В социологической литературе под общественным порядком понимается система экономических и идеологических отношений и связей определенной эпохи или страны. В таком значении общественный порядок является объектом управления для всей политической системы, и в частности для всех отраслей государственного управления.
По замечанию А.В.Сумина уже в период развития римской государственности стали говорить о социально-политическом сообществе, представляющем некий социум (сообщество) в условиях его политической (государственной) формы организации. Общее благо членов данного социального сообщества - это благо всех его членов как субъектов общего правопорядка.
Следовательно, понятие «общественный порядок» имеет свою историю. Рассмотрим различные мнения по поводу содержания данного понятия. Так, А.В. Серегин определял общественный порядок как "урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности". При этом он выделяет три группы отношений, составляющих сферу общественного порядка: а) отношения, складывающиеся в процессе обеспечения обстановки общественного спокойствия и предотвращения действий, могущих вызвать нарушение нормального ритма жизни населения; б) отношения, обеспечивающие условия для покоя и отдыха граждан, предотвращение озорства и недисциплинированного поведения в быту; в) отношения, обеспечивающие честь и достоинство граждан и предотвращение антиобщественных действий, в которых выражается пренебрежение к обществу.
И.Н. Даньшиным было предложено следующее понятие общественного порядка: "Общественный порядок - это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества".
В литературе по вопросам государства и права понятие "общественный порядок" принято рассматривать в двух значениях, имеющих широкое и узкое толкования этого понятия.
Исходя из положений общей теории права, под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе. По мнению А.В.Петрова и В.Ю. Девятова общественный порядок коренится в самом характере производства, обусловливается в конечном счете системой производственных отношений, являясь в то же время формой упрочения и охраны способа производства, необходимым условием его поступательного развития.
С.А. Комаров
указывает, что общественный порядок
является сложившейся системой стабильных
отношений между членами
В.В. Пылин под общественным порядком понимает обеспечение и охрану государством и органами местного самоуправления нормальных условий жизни и деятельности граждан и общества. Правила общественного порядка с точки зрения пространства их деятельности охватывают три жизненные сферы человека: труд (предприятия, учреждения и организации производственного и социального назначения), отдых (общественные места нахождения и отдыха людей: улицы, торговые предприятия, транспорт, зрелищные учреждения и т.д.) и дом (семья, квартира, дом и т.д.).
Содержание
общественного порядка в
Функция обеспечения порядка, как отмечает А.Я. Малыгин, всегда выступала в качестве важнейшего средства обеспечения стабильности общества. Таким образом, обоснование появления государственной функции обеспечения порядка необходимо считать еще одним признаком, подтверждающим естественную природу понятия "общественный порядок".
На основе широкого и узкого понятия общественного порядка сформулирован предмет общественного порядка - система общественных отношений, складывающихся и развивающихся в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение личной безопасности гражданина и человека, общественной безопасности, на создание благоприятных условий для нормального функционирования государственных, муниципальных органов, общественных объединений и международных организаций.
Поэтому, А.Н.Адилов пришел к выводу о том, что по своему содержанию охрана общественного порядка, обеспечение личной безопасности гражданина и человека, общественной безопасности представляет собой, с одной стороны, выполнение комплекса управленческих функций - организацию охраны общественного порядка и безопасности, с другой - осуществление непосредственной охраны порядка и безопасности от преступных и иных противоправных посягательств.
Охрану общественного порядка призваны обеспечивать органы государства. Становление таких органов прошло длительный этап своего развития. На первоначальном этапе развития государственности не было органов, специально осуществлявших функции защиты безопасности граждан и охраны установленного общественного порядка, ставших необходимыми обществу. Характерным для периода возникновения таких органов является то, что они продолжительное время объединяли в своем ведении как собственно полицейские, так и судебные, а равно и карательные (исполнение собственных судебных решений) функции. Однако постепенно цели общего правопорядка не только обусловили необходимость выделения соответствующих государственных полицейских функций, но и отразили объективное содержание возникающих новых правоотношений, именуемых вначале как благоустройство и благочиние, затем как благосостояние и безопасность, а впоследствии - общественный порядок и общественная безопасность. Фактическим отражением целей формируемого понятия "общественный порядок" является создание в различные времена специальных органов в государстве, осуществляющих функции защиты общественных ценностей и охраны общего благосостояния.
В настоящее время по поводу видов органов охраны общественного порядка нет единого мнения. Традиционно к таким органам относят органы местного самоуправления и органы полиции. Придание статуса органа охраны общественного порядка органам местного самоуправления происходило постепенно.
Существует множество исторических документов, которые дают основания утверждать, что органы местной власти России с давних пор реализовывали свои полномочия по охране общественного порядка совместно с органами внутренних дел на территории муниципальных образований. Изучение историко-правового опыта данного взаимодействия необходимо для понимания сущности деятельности по охране общественного порядка.
Нельзя согласиться с И.Ф. Саначевым, который считал, что в России "местная власть в форме местного самоуправления никогда не имела функций, связанных с поддержанием общественного порядка".
Василий Александрович Попов предлагает выделить пять основных этапов развития взаимоотношений органов местной власти и органов внутренних дел. Первый - до начала XVIII века - характеризуется отсутствием регулярных полицейских органов: их функции исполняются органами управления общей компетенции. В этот период соответствующая деятельность по охране общественного порядка именовалась благочинием. Второй этап - с первой четверти XVIII в. до февраля 1917 г. - связан с формированием и развитием регулярной полиции, специализированного органа, одной из основных задач которого является охрана общественного порядка. Третий этап - февраль - октябрь 1917 г. - период деятельности Временного правительства. Четвертый период - октябрь 1917 г. - 1991 г. - период создания и деятельности советской милиции. Пятый период - с 1991 г. и до наших дней.
В конце 1990-х гг. в связи с формированием отрасли муниципального права проблемы полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка стали все чаще выступать в качестве объекта научных исследований. Постепенно "общественный порядок" как социальное явление перемещается из сферы предмета и интересов административного права в муниципально-правовые отношения. Исходя из чего, органы местного самоуправления стали рассматриваться как органы охраны общественного порядка.
Законодательной
основой деятельности органов местного
самоуправления, как органов охраны
общественного порядка в
В частности следует обратить внимание, что в соответствии с. п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона № 131 к вопросам местного значения по мимо, прочих относятся организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией. Аналогичное право закреплено и в. п. 8 ч. 1 ст. 16 указанного закона за городским округом.
Информация о работе Анализ деятельности органов охраны общественного порядка