Анализ деятельности органов охраны общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе обобщенной и систематизированной информации об органах охраны общественного порядка, проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы развития правоохранительной деятельности по обеспечению общественного порядка, предложить конкретные направления на улучшение работы и расширению полномочий органов местного самоуправления и муниципальной полиции в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район.
Данная цель реализуется путем постановки следующих задач:
- выявление особенностей деятельности муниципального образования Билибинский муниципальный район;
анализ работы органов охраны общественного порядка на территории Билибинского муниципального района:
поиск эффективных мероприятий по совершенствованию деятельности органов охраны общественного порядка в муниципальном районе

Файлы: 1 файл

диплом охрана общественного порядка.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Указанное обстоятельство, сказалось и на процессе формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в Билибинском муниципальном районе Чукотского автономного округа.

Правовой основой  деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественного порядка  в Билибинском муниципальном районе являются Конституция РФ и нормы ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Указанный закон, как известно закрепляет за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, и относит к ведению муниципальных образований организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, а также осуществление контроля за их деятельностью - органы местного самоуправления получают возможность самостоятельно заниматься охраной общественного порядка на своей территории силами собственных муниципальных правоохранительных формирований.

В общем смысле слова, деятельность органов местного самоуправления по охране общественного  порядка является выражением охранительной  функции публичной власти и имеет целью обеспечение правопорядка путем пресечения противоправных фактов, что, в свою очередь, формирует необходимую основу для реализации иных функций местного самоуправления, а также обеспечивает обстановку стабильности и защищенности на территории муниципального образования.

Интересы местного самоуправления в области охраны общественного порядка связаны, прежде всего, с возможностью реализации конкретных потребностей населения  в обеспечении личной и имущественной  безопасности, поддержании общественного спокойствия, создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организации труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Функции по охране общественного порядка отражены в Уставе Билибинского муниципального района. В частности в соответствии со ст. 5 Устава к вопросам местного значения муниципального района относятся организация охраны общественного порядка не территории муниципального района.

В то же время  анализ положений Устава Билибинского муниципального района, указывает на то, что среди полномочий органов местного самоуправления, функция, связанная с охраной общественного порядка за данными органами специально не закреплена, и регулируется положениями об отдельных структурных подразделениях муниципальной власти.

В сферу полномочий районной администрации входит установленное  действующим законодательством  исполнение организационно-распорядительных функций по предметам ведения  местного самоуправления:

руководство органами управления районной администрации, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями и фондами;

распоряжение  в порядке, предусмотренном Положением об управлении имуществом Билибинского района, принимаемым Советом депутатов:

решение вопросов по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Билибинского района и др..

Иными словами, охрана общественного порядки и  безопасности граждан все же является одним из направлений деятельности районной администрации.

Особое значение в данном направлении отведено правовому  отделу аппарата администрации муниципального образования Билибинский муниципальный  район.

Основной функцией данного отдела согласно положению  о нем является правовое обеспечение  деятельности Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район. Одной из важнейших задач отдела является обеспечение правового взаимодействия Администрации Билибинского муниципального района с судебными органами, органами местного самоуправления района и общественными объединениями, в том числе в работе по укреплению законности, правопорядка, общественной безопасности, охране прав граждан.

Таким образом, можно говорить о том, что в  Билибинском муниципальном районе, охрана общественного порядка, является одной из основных функций, однако вопрос о реализации данной функции органами местного самоуправления остается открытым.

В создавшейся  ситуации становится очевидным, что  для реализации конституционного права  органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка требуются дополнительные организационно-практические меры, которые ранее уже прорабатывались созданной объединенной рабочей группой межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ и комиссии по созданию системы органов охраны общественного порядка Совета по местному самоуправлению Российской Федерации.

Взять к примеру  Указ Президента РФ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного  порядка» от 3 июня 1996 г., которым Правительству РФ предлагалось в 3-х месячный срок разработать и внести в порядке законодательной инициативы законопроекты, предусматривающие комплексный подход к решению задач, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы МВД РФ.

В этой связи  представляется необходимым поддержать предложение по защите прав граждан  и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией о проведении в отдельных регионах страны работы по отработке вопросов, связанных с созданием муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы МВД России. В период ее проведения органы местного самоуправления должны получить максимально возможные полномочия в организации и осуществлении охраны общественного порядка на территории муниципального образования, иметь реальную возможность руководить деятельностью служб и подразделений местной полиции.

Изучение проблем  формирования муниципальных органов  охраны общественного порядка в  Российской Федерации позволяет  предложить проект концепции постепенного и последовательного создания в Российской Федерации муниципальных органов охраны общественного порядка.

Эта концепция  представляет собой поэтапный (рассчитанный на 4-5 лет) процесс трансформирования  подразделений полиции МВД России в муниципальные органы охраны общественного порядка. В ее основу должны быть заложены принцип последовательности передачи функций и организационного обособления местных органов охраны общественного порядка и принцип преемственности в организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления, создавшими муниципальные правоохранительные формирования.

На первом этапе  важно подготовить и внести в  действующее законодательство необходимые  поправки, позволяющие обеспечить выделение  и определенное организационное обособление подразделений местной полиции, наделив их полномочиями по контролю за выполнением решений органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сферах экологии, санитарии, землепользования, потребительского рынка и др. Одновременно следует предусмотреть возможность экспериментальной проверки переходных моделей построения муниципальных органов охраны общественного порядка.

Содержанием второго  этапа должно стать создание правовых и организационных условий для  формирования и деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы МВД России с передачей им функций в объеме, востребованном населением конкретных муниципальных образований. При этом следует учитывать весь круг вопросов функционирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Третий - завершающий  этап, в ходе которого должен произойти  переход к полному осуществлению  охраны общественного порядка в  муниципальных образованиях силами муниципальных правоохранительных формирований. Представляется, что  такой поэтапный переход к обеспечению охраны общественного порядка силами муниципальных органов правопорядка, рассчитанный на 2-3 года, позволит избежать снижения эффективности этой деятельности, даст возможность органам местного самоуправления приобрести необходимый опыт в решении данной задачи.

 

.2 Мероприятия,  направленные на улучшение работы  и расширению полномочий органов  местного самоуправления и муниципальной  полиции

 

Сложившаяся в  настоящее время система органов  правопорядка в современной России указывает на ее несовершенство. Существующий подход к охране общественного порядка на территории муниципальных образований является вынужденной мерой, связанной с периодом реформирования, как системы местного самоуправления, так и системы МВД РФ в целом, и требует скорейшего законодательного и организационного урегулирования.

Как показывает современная ситуация, решение государственными органами и органами, субъектов Российской Федерации вопросов охраны общественного  порядка и безопасности на территории муниципальных образований, отнесенных к вопросам местного значения, противоречит основным принципам местного самоуправления, в частности самостоятельности в решении вопросов местного значения и ответственности за решение вопросов местного значения. В данном случае разграничение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка должно способствовать установлению ответственности и отчетности муниципальных органов за качество и результаты предпринимаемых действий перед населением. Одним из вариантов реформирования сложившейся ситуации, связанным с повышением эффективности деятельности местной полиции, могли бы стать передача органам местного самоуправления полномочий финансирования, контроля и управления за ее отдельными подразделениями, а также внедрение практики выборности некоторых должностей (например, участковых уполномоченных), что обеспечило бы доверие населения, своевременное получение информации, обеспечение местных традиций и т.д.

В связи с  чем, важно выработать в муниципальных  образованиях, в том числе и  Билибинском муниципальном районе комплекс мероприятий направленных на улучшение работы и расширение полномочий органов местного самоуправления и муниципальной полиции.

Основными целями данных мероприятий должны стать:

) определение  правовых, организационных, материальных и иных условий, необходимых для формирования и функционирования муниципальных органов охраны общественного порядка;

) поиск оптимальных  путей формирования муниципальных  органов охраны общественного  порядка, определение их организационно-правовых  форм и объема полномочий, направлений и способов взаимодействия с другими субъектами правоохранительной деятельности;

) определение  порядка контроля со стороны  государства, органов местного  самоуправления и населения за  деятельностью муниципальных органов  охраны общественного порядка.

Важная роль в достижении указанных целей  отводится государству. Основное внимание государства должно быть направлено на разработку общегосударственных  программ укрепления правопорядка в  стране, создание правовых и экономических  условий решения на местах задач охраны общественного порядка. Иными словами, в ведении государства должны быть сосредоточены вопросы стратегии, а в сфере местного самоуправления - вопросы тактики охраны общественною порядка.

Как было показано выше, в Уставе Билибинского муниципального района охрана общественного порядка, как функция всей системы органов местного самоуправления не нашла должного закрепления. Раскрывая полномочия отдельных органов местного самоуправления, Устав отсылает к нормам закона № 131 № «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые как было показано выше не совершенны. На несовершенство норм закона указывают многие авторы. Так, В.А.Щепачев обращает внимание на существенные недоработки закона, которые состоят в том что сама практика реализации Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ показывает, некоторые вопросы развития местного самоуправления недостаточно проработаны для того, чтобы быть закрепленными в законодательстве. К таким вопросам автор, по мимо, прочих относит деятельность органов местного самоуправления по осуществлению охраны общественного порядка.

Н.А. Игнатюк  обращает внимание на то, что переданные органам местного самоуправления полномочия в сфере государственной безопасности и охраны общественного порядка  реализуются не в полную силу, нормы указаны в рекомендательной форме, что в конечном итоге приводит к их невыполнению или частичному выполнению.

Г.Р. Голованов  вполне справедливо говорит о  том, что охрана общественного порядка  как один из вопросов местного значения в Конституции РФ и нормах федерального законодательства не может быть решен окончательно, а требует постоянной работы над ним.

Указанное приводит к выводу о том, что в целях  улучшения работы органов охраны общественного порядка, необходимо усовершенствовать нормы федерального законодательства.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что  в законе № 131 «Об общих принципах  организации местного самоуправления», законодателю не удалось в должной  мере осуществить четкое разграничение  вопросов местного значения. Некоторые из них отнесены как к вопросам местного значения поселений, так и к вопросам местного значения муниципальных районов. Некоторые из вопросов составляют предмет совместного ведения муниципального района и поселения, которые не разграничены Законом. Разграничение вопросов местного значения в данном случае могло бы осуществляться посредством заключения соглашений.

Отсутствие  четкого разграничения вопросов местного значения между различными уровнями местного самоуправления по справедливому замечанию С.Б.Нанба мешает эффективной реализации полномочий по вопросам местного значения на уровне муниципальных районов и поселений.

Поэтому, важно  на законодательном уровне не только расширить полномочия органов местного самоуправления в вопросах охраны общественного порядка, но внести предложения по законодательному разграничению полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области охраны общественного порядка, определению функций и полномочий муниципальных органов охраны общественного порядка. При этом, целесообразно закрепить формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами полиции в решении задач по охране общественного порядка, важно закрепить и принципы такого взаимодействия.

Информация о работе Анализ деятельности органов охраны общественного порядка