Анализ деятельности органов охраны общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе обобщенной и систематизированной информации об органах охраны общественного порядка, проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы развития правоохранительной деятельности по обеспечению общественного порядка, предложить конкретные направления на улучшение работы и расширению полномочий органов местного самоуправления и муниципальной полиции в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район.
Данная цель реализуется путем постановки следующих задач:
- выявление особенностей деятельности муниципального образования Билибинский муниципальный район;
анализ работы органов охраны общественного порядка на территории Билибинского муниципального района:
поиск эффективных мероприятий по совершенствованию деятельности органов охраны общественного порядка в муниципальном районе

Файлы: 1 файл

диплом охрана общественного порядка.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Указанные нормы  закона как видно предусматривают  необходимость создания муниципальной  милиции, не входящих в систему МВД  России. Возможность создания таких  органов предусматривалась и  Законом 1995 года. В развитие его положений был издан Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 802 "О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка". В соответствии с этим Указом Правительству Российской Федерации поручалось в 3-месячный срок разработать и внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие комплексный подход к решению задач, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, имея в виду:

- определение  состава муниципальных органов  охраны общественного порядка,  форм и методов их взаимодействия  с органами внутренних дел  Российской Федерации;

установление прав и обязанностей служащих муниципальных органов охраны общественного порядка;

определение условий  и порядка контроля со стороны  государства за реализацией муниципальными органами охраны общественного порядка  своих полномочий;

учет организации  охраны общественного порядка органами местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления было рекомендовано:

- учитывать  положения настоящего Указа в  своих законодательных и иных нормативных актах, а также уставах муниципальных образований;

создавать организационные, правовые и материальные условия  для поэтапного формирования муниципальных  органов охраны общественного порядка  в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;

предусматривать в уставах муниципальных образований  выборность населением руководителей  муниципальных органов охраны общественного  порядка.

Тем не менее, по замечанию А.А.Подсумковой формирование муниципальных органов охраны общественного порядка не было доведено до конца из-за отсутствия у муниципальных образований финансовых и материальных ресурсов, а также из-за отсутствия законодательной базы деятельности муниципальной милиции.

В силу этого указанные положения закона должны быть реализованы в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

Особое внимание хотелось бы уделить функционирующим  в настоящее время органам  полиции, как органам призванным осуществлять охрану общественного порядка и общественной безопасности.

Органы полиции  являются составной частью аппарата управления в сфере охраны правопорядка, на них полностью распространяются закрепленные Конституцией России, законодательными актами, регулирующими общественные отношения в сфере охраны правопорядка, социально-правовые принципы государственного управления: законность, равноправие граждан и их участие в управлении делами общества, демократизм, уважение личности, социальная справедливость, гласность, постоянный учет общественного мнения.

Сложность и  в то же время значимость положения  полиции, по утверждению С.И. Игонькиной состоит в том, что, с одной  стороны, являясь государственным  исполнительным органом власти, она должна быть инструментом реализации политики государства в вопросах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и правонарушениями. С другой стороны, являясь органом государства, призванным защищать безопасность благосостояния граждан, она должна противостоять негативным явлениям в обществе, вызванным издержками реализации этой политики, часто неприемлемыми для определенной части общества.

Основополагающие  принципы деятельности полиции закреплены в Конституции РФ. Среди основных принципов следует оговорить принцип законности, имеющий основополагающее значение в деятельности всех подразделений органов внутренних дел, что объясняется назначением и особенностями их деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

В.И. Олейник, анализируя значимость правовых принципов в деятельности органов полиции указывает на следующие особенности:

Во-первых, в  процессе обеспечения общественного  порядка и общественной безопасности сотрудники полиции соприкасаются  с широкими слоями населения, причем чаще всего с людьми, не нарушающими общественный порядок, правила дорожного движения и обращающимися к ним за разъяснениями, помощью, содействием. Их деятельность осуществляется открыто, гласно, на виду у населения.

Во-вторых, охрану общественного порядка и общественной безопасности осуществляет ряд отраслевых подразделений, выполняющих специфические задачи. У каждого из них своя административно-юрисдикционная деятельность, что требует применения различных способов обеспечения законности.

В-третьих, большинство сотрудников органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих охрану общественного порядка, составляют лица рядового и младшего начальствующего состава, не имеющие специального юридического образования, что требует проведения с ними регулярной служебной подготовки по изучению действующего законодательства, служебных уставов и инструкций, регламентирующих в соответствии с законом их функциональные обязанности.

Законность  в деятельности подразделений ОВД  обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, создает уверенность в том, что их права и свободы, имущество надежно охраняются государством.

Конституцией  РФ по мимо, прочего закреплены права  и обязанности граждан РФ в  сфере охраны общественного порядка. Как определено п. 2 ст. 45 Конституции РФ, "каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом", что является правовым (конституционным) основанием участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка в Российской Федерации. Также в п. 1 ст. 30 определено, что "каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка является их важнейшим правом, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ: "Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Данное право распространяется на участие граждан в управлении делами государства в области охраны общественного порядка.

Конституция РФ является также основанием для дальнейшего законодательного закрепления права граждан РФ на участие в обеспечении правопорядка. Например, в ч. 4 ст. 4 Закона РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ г. "О безопасности" говорится: "Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности".

В 2007 г. на парламентских  слушаниях депутатом Государственной  Думы РФ Г.В. Гудковым был внесен проект Федерального закона "Об участии  граждан РФ в обеспечении правопорядка". Однако, к сожалению, вплоть до настоящего времени данный закон так и не был принят на федеральном уровне.

Существенную  роль в становлении законодательной  базы, регулирующей деятельность органов  охраны общественного порядка сыграл закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (далее - Закон о милиции), который являлся одним из немногих российских законодательных актов, принятых до распада СССР, которые последующем действовал с учетом внесенных в последующие годы изменений и дополнений, и в итоге привел к принятию нового закона «О полиции».

В данном законе можно было проследить в работе полиции  наличие принципа двойного подчинения полиции. Он проявлялся в деятельности милиции общественной безопасности, которая наряду с криминальной милицией являлась составной частью федеральной милиции и входила согласно закона в систему органов внутренних дел Российской Федерации. Использование двойного названия - милиция общественной безопасности и местная милиция, по мнению Ю.П. Соловья, неверно по существу, но оно попало в закон из-за стремления приблизить милицию к органам власти и управления на местах, а также из-за неудачной попытки учесть формулировку действовавшего в то время Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР".

Как отмечала А.М. Сулейманова милиция общественной безопасности - это еще не милиция общественного самоуправления и подлинно муниципальные охраны общественного порядка в стране не созданы. Юридическая и фактическая системная целостность милиции общественной безопасности, ее включенность в структуру федеральных органов значительно ограничивают возможности муниципальных образований реально участвовать в решении вопроса охраны общественного порядка, отнесенного законодательством к вопросам местного значения.

Деятельности милиции общественной безопасности (далее МОБ) была посвящена ст. 9 закона «О милиции». Закон определял восемь основных направлений деятельности милиции общественной безопасности (далее - МОБ): 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.

Охрана общественного  порядка МОБ состояла, прежде всего, обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, иных общественных местах, при проведении митингов, шествий  и других публичных мероприятий.

Выполнение  задачи обеспечения общественной безопасности в свою очередь подразумевало  обеспечение безопасности дорожного  движения, лицензионно-разрешительную деятельность в сфере оборота  гражданского и служебного оружия, осуществления частной охранной и детективной деятельности, поддержание порядка при чрезвычайных ситуациях, участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

На смену  закону «О милиции», пришел Федеральный  закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», который  был принят 28.01.2011 г.

Над текстом документа  трудились именитые правоведы и  специалисты-практики, в том числе - профессура, научные сотрудники высших учебных заведений МВД. Эксперты сходятся на том, что нормы прежнего закона "О милиции" образца 1991 года откровенно устарели. В нем отсутствовало главное: декларация, что милиция - для каждого гражданина. Необходимо было сделать так, чтобы дело не ограничилось лишь очередной сменой вывесок. Закон «О полиции» в первой же статье меняет саму профессиональную идеологию органов внутренних дел. Акцент делается исключительно на правоохранительной деятельности. Отныне полиция считается не «карающим мечом державы», не институтом государственного принуждения, а призвана в первую очередь защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности и охранять общественный порядок.

Указанный закон, не предусматривает деление органов  полиции на полицию общественной безопасности и криминальную полицию. Основное назначение полиции согласно ч. 1 указанного закона состоит, в обеспечении защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной  власти, органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее  также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Не смотря не преобразование деятельности полиции, обеспечение общественного порядка  остается приоритетным направлением деятельности полиции, о чем напрямую сказано  в ч. 1ст. 2 Закона «О полиции»

Данное направление деятельности полиции, по мнению В.И.Олейник, обусловлено следующими факторами:

Во-первых, в  процессе обеспечения общественного  порядка и общественной безопасности сотрудники полиции соприкасаются  с широкими слоями населения, причем чаще всего с людьми, не нарушающими общественный порядок, правила дорожного движения и обращающимися к ним за разъяснениями, помощью, содействием. Их деятельность осуществляется открыто, гласно, на виду у населения.

Во-вторых, охрану общественного порядка и общественной безопасности осуществляет ряд отраслевых подразделений, выполняющих специфические задачи. У каждого из них своя административно-юрисдикционная деятельность, что требует применения различных способов обеспечения законности.

В-третьих, большинство  сотрудников органов полиции, непосредственно осуществляющих охрану общественного порядка, составляют лица рядового и младшего начальствующего состава, не имеющие специального юридического образования, что требует проведения с ними регулярной служебной подготовки по изучению действующего законодательства, служебных уставов и инструкций, регламентирующих в соответствии с законом их функциональные обязанности.

В законе «О полиции» предусматривается принципиально  новое для нашей страны положение, согласно которому состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации. Значение данного положения трудно переоценить. Как утверждает А.К. Роменов, что в этом и состоит основной замысел законодателя. Отказ от милиции и переход к полиции - это не цель, а средство. Ликвидация милиции на волне общественного недовольства и формирование новой государственной структуры - полиции - позволит еще больше укрепить властную вертикаль.

Информация о работе Анализ деятельности органов охраны общественного порядка