Субьекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение субъектов административного права.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
дать понятие субъекта административного права;
выделить и рассмотреть виды субъектов административного права;
определить права и обязанности субъектов административного права;
проанализировать нормативную базу, касающуюся данного вопроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
ГЛАВА 1
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. . . . . . . .

8
ГЛАВА 2
ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


9

2.1 Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права. Административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


9

2.2 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права. Административно – правовое положение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


15
ГЛАВА 3
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. . . . .


19
ГЛАВА 4
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И ИНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. . . . . .




25

4.1 Органы государственного управления как субъекты административного права. Их административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


25

4.2 Государственные служащие как субъекты административного права. Их административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


32

4.3 Некоммерческие организации как субъекты административного права. Их административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44

Файлы: 1 файл

курсовая админ право готовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

По общему правилу результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде общественных продуктов, выполнения услуг материального характера.

Государственные служащие в процессе своего труда не создают материальных ценностей, но обеспечивают их создание путем:

    • руководства производственными процессами и производителями материальных ценностей;
    • контроля за этими процессами;
    • определения основных направлений развития науки и техники;
    • осуществления организационных и материально-технических операций;
    • подготовки и переподготовка кадров [8].

Труд служащего связан с организацией работы различных органов или организаций либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Служащие обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых).

Действия государственного служащего не только в отношениях по поводу его труда, но и в самом процессе труда вызывают определенные правовые последствия либо создают необходимые условия для их возникновения. Следовательно, ошибочно мнение, что служащий в отличие от производственного персонала не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Различия в труде государственных служащих и рабочих имеются и в области организации и регулирования труда. Термин «государственный служащий» применяется в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе или организации [15].

В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы специализации государственных должностей; стажу и опыту работы по специальности; уровню знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей [1].

Следовательно, государственными служащими являются граждане, работающие в государственном аппарате, занимающие в нем должности по назначению, выборам или в ином установленном законом порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, получающие определенную оплату за свой труд.

При классификации служащих используются различные критерии: по характеру выполняемой ими работы; по органам, где они работают; по характеру их должностных функций; по масштабу деятельности органов, в которых они работают; по характеру их полномочий.

По характеру выполняемой работы служащих подразделяют на служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства и служащих государственных предприятий, учреждений, организаций.

По органам, где служащие работают, их подразделяют на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов, служащих Аппарата Президента Республики Беларусь [8].

По признаку обладания полномочиями распорядительного (государственно-властного) характера служащих подразделяют на два вида:

а) служащие, имеющие государственно-властные полномочия;

б) служащие, не имеющие таковых полномочий.

В зависимости от особенностей полномочий среди этого вида служащих различают должностных лиц и представителей власти.

Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридически значимые действия властного характера, т.е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений [8].

Должностные лица издают правовые акты (приказы, распоряжения и т.п.), совершают регистрационные действия, ведают денежными и материальными средствами и др.

Объем и характер государственно-властных полномочий должностных лиц неодинаковы. Наиболее широкими полномочиями наделены руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Особую категорию должностных лиц составляют представители административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять юридически властные требования (давать обязательные для исполнения предписания, указания, распоряжения, принимать решения) от имени государства, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися в их служебном подчинении, должностными лицами или органами, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. В случае необходимости они могут применять меры административного принуждения [8].

К служащим, которые выполняют функции по охране правопорядка и законности, относятся сотрудники милиции, следователи, прокуроры, судьи, представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и др.).

Из числа работников аппарата управления представителями власти являются члены правительства, исполкомов, местных Советов.

За неповиновение законным требованиям работника милиции установлена юридическая ответственность.

Характер служебных взаимоотношений между государственными служащими является основанием для классификации служащих на начальников и подчиненных [15].

Данная классификация имеет важное значение для Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних дел, организация и деятельность которых основывается на принципах единоначалия и особой дисциплины.

 

 

4.3 Некоммерческие организации как субъекты административного права. Их административно – правовое положение

 

К субъектам административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие в отличие от органов власти не руководство, а экономические, хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства.

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, содержатся в правовых актах, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности - здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел [5].

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем внесения его членами паевых взносов.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз» [12, 15].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы можно сделать вывод, что административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями, как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно-правового регулирования, особенно в области государственного управления.

 Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, как и любые иные правоотношения, возникают и существуют в сфере взаимодействия между его субъектами.

Субъектом права (общий смысл) является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. 

Субъект правоотношения обладает 2 признаками:

1) социальные признаки (участие в общественных отношениях  в качестве обособленного, способного  вырабатывать и осуществлять  единую волю субъекта);

2) юридические признаки (признание правовыми нормами  его способности быть носителем  прав и обязанностей, участвовать  в правоотношениях).

Участниками административно-правовых отношений могут быть граждане, учреждения, предприятия, организации и другие субъекты правоотношений. Без учета субъектов административного права, особенности их правового статуса невозможно решение актуальных проблем административного права. Таким образом, исходя из вышесказанного, под субъектом административного права понимается лицо и организация, которые могут быть участниками регулируемых административным правом общественных отношений.

Как и любые общественные отношения, административные правоотношения между людьми, поэтому в качестве субъектов административных правоотношений выступают либо индивиды, либо коллективы людей. Отдельные индивиды в административном праве – граждане (граждане РБ, иностранцы). Наряду с отдельными индивидами в качестве субъекта административных правоотношений могут участвовать и организации, которые называются юридические лица. В отличие от граждан юридические лица является коллективными субъектами административного права, т.е. за ними стоит определенным образом организованный коллектив людей. Исходя из этого, можно сформулировать следующие системы субъектов административного права:

  1. физические лица (индивидуальные субъекты, индивиды):

• граждане РБ; 
• иностранные граждане; 
• лица без гражданства.

2) юридические лица (коллективные субъекты, организации):

• государственные организации: органы государственного управления, государственные служащие, государственные учреждения, предприятия, объединения;

• негосударственные организации: общественные объединения (партии, профсоюзы), негосударственные учреждения и предприятия, органы местного управления;

• общественно-государственные организации (ДОСААФ).

Под правовым статусом понимают правовое положение субъектов по отношению к другим субъектам. Субъект административного права должен обладать административной правоспособностью (признанной государством способностью быть субъектом права). 

Административная правоспособность состоит из 2 элементов:

1) административная правоспособность – в самом общем виде под правоспособностью понимается признаваемая государством способность субъекта иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности. Правоспособности свойственна абстрактность и не отчуждаемость. Содержание правоспособности граждан раскрывается в комплексе прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с административно-правовым законодательством. В административной юридической литературе отсутствует специальный источник, в котором бы раскрывалось содержание административной правоспособности. Основой административной правоспособности субъектов административного права заложены в конституции и ином законодательстве РБ. Административная правоспособность – юридическое свойство, выраженное в наличии у субъекта административного права обязанностей и прав, предусмотренных нормами административного права.

2) административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности и нести юридическую ответственность (деликтоспособность). Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью и связано с моментом утверждения их уставов (положений) и соответственной государственной регистрации. Правоспособность лиц возникает с момента рождения. Дееспособность связана с достижением определенного возраста. Полная дееспособность достигается в 18 лет.

В ходе написания данной контрольной работы были решены следующие задачи: дано понятие субъекта административного права; выделены и рассмотрены виды субъектов административного права; определены права и обязанности субъектов административного права; проанализирована нормативная база, касающаяся данного вопроса.

Информация о работе Субьекты административного права