Субьекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение субъектов административного права.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
дать понятие субъекта административного права;
выделить и рассмотреть виды субъектов административного права;
определить права и обязанности субъектов административного права;
проанализировать нормативную базу, касающуюся данного вопроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
ГЛАВА 1
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. . . . . . . .

8
ГЛАВА 2
ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


9

2.1 Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права. Административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


9

2.2 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права. Административно – правовое положение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


15
ГЛАВА 3
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. . . . .


19
ГЛАВА 4
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И ИНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. . . . . .




25

4.1 Органы государственного управления как субъекты административного права. Их административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


25

4.2 Государственные служащие как субъекты административного права. Их административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


32

4.3 Некоммерческие организации как субъекты административного права. Их административно – правовое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44

Файлы: 1 файл

курсовая админ право готовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

а) они осуществляют свою деятельность на основе Конституции и принятых в соответствии с ней законов;

б) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности они действуют юридически властно, используя для этого правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера;

в) ведущие звенья системы органов управления образуются непосредственно органами государственной власти;

г) все они непосредственно или через вышестоящие звенья подотчетны и подконтрольны органам государственной власти;

д) каждый нижестоящий орган управления подчиняется по вертикали соответствующему вышестоящему органу.

Все органы государственного управления обладают административной правосубъектностью, которая определяется уставом или положением о том или ином органе [9].

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, уставах или положениях о том или ином органе.

Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется разнообразными органами управления (исполнительной власти), которые можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, организационно-правовых форм, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.

С учетом территориального масштаба деятельности органы управления (исполнительной власти) подразделяются на центральные и местные.

Центральными являются те органы, исполнительно-распорядительная деятельность, которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь. Центральным органом государственного управления Республики Беларусь является Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы управления.

Местные органы исполнительной власти действуют в пределах административно-территориальных единиц (областные, городские, районные, местная администрация предприятий, местные органы министерств и ведомств) [12].

Разнообразие органов государственного управления (исполнительной власти) неизбежно ставит вопрос о роли, которую играет каждый из них в решении общих задач непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством, о связи органов исполнительной власти с законодательными и судебными органами.

По основаниям образования все органы исполнительной власти (государственного управления) подразделяются на органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь (Президент и его Администрация, Совет Министров) и создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров) и органы исполнительной власти (областные, городские, районные, администрация на территории района в городе).

По способу образования все органы исполнительной власти разделяют на две группы:

- избираемые (Президент);

- создаваемые путем принятия  или издания распоряжений, указов, декретов Президента, распоряжений  уполномоченных органов власти (министерства, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрации и др.).

Изменения в систему органов государственного управления (исполнительной власти) вносятся указами Президента Республики Беларусь. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», существенно изменена система республиканских органов государственного управления. Многие органы были преобразованы, упразднены или реорганизованы [16].

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрации в городах с районным делением). Они несут ответственность за положение дел в государстве, области, городе, административно-территориальной единице, руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности.

- органы отраслевой компетенции, которые осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства, Министерство связи, Министерство торговли и др.

- органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы); органы, выполняющие различные функции (например, Министерство экономики, Министерство по налогам и сборам); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты, Министерство природных ресурсов и окружающей среды, Министерство статистики и анализа); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Комитет по проблемам катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и др.) [13].

По порядку разрешения подведомственных вопросов можно выделить две группы органов исполнительной власти – коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов их членов, с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученным участком работы. Коллегиальность позволяет наиболее важные и сложные вопросы руководства решать с участием опытных специалистов.

Единоначальные органы – это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю (министерства, ведомства, управления, отдела, службы, администрации и др.).

Однако, в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других едино-начальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение.

По источнику финансирования органы управления можно сгруппировать следующим образом: бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые из республиканского бюджета и местных бюджетов; осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг, и получающие прибыль.

 

4.2 Государственные служащие как субъекты административного права. Их административно – правовое положение

 

По своей социальной сущности государственная служба и государственный аппарат – органически взаимосвязанные понятия, поскольку практически компетенция органа управления реализуется в действиях его работников.

Эффективность деятельности государственного органа зависит не только от его организации (например, внутренней структуры, штатов, связи с другими органами, компетенции), но и от его личного состава, т.е. работающих в нем людей (от служебного аппарата).

Сотрудники, работающие, в частности, в органах государственного управления, выступают в роли субъектов административного права наряду с самими органами, одной из сторон административно-правового отношения – государственными служащими, а выполняемая ими работа есть государственная служба.

Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах или организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате), т.е. как деятельность только служебного аппарата государственных органов. В таком понимании государственная служба есть деятельность административно-управленческого персонала [8].

В структуре государственной службы четко различают две группы отношений: во-первых, организация государственной службы, ее подготовка и, во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми служащими вместе своих служебных полномочий. Следовательно, государственная служба органически связана с государством, его ролью и местом в жизни общества [15].

Практически сами задачи и функции государства становятся при их реализации задачами и функциями государственных служащих.

К государственным служащим относятся только лица, занимающие должности в государственных организациях.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе, что обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба выступает в качестве связующего звена между государством и гражданином. Среди основных задач государственной службы центральное место отводится защите прав и свобод человека и гражданина, созданию необходимых условий для развития личности, укреплению основ гражданского общества. Служба призвана выполнять роль действенного средства упорядочения деятельности государственного аппарата [8].

Таким образом, под государственной службой понимается профессиональная деятельность граждан, выполняемая в государственных органах, учреждениях, организациях, направленная на осуществление задач и функций государства и отличающаяся по содержанию от труда рабочих.

Такой подход основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей и осуществление административно-обслуживающих функций.

В процессе государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т.е. лицами, занимающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, организации [13].

Под должностью понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур. Лицо, занимающее должность, за вознаграждения осуществляет разнообразные должностные функции:

  1. управленческие (руководитель органа, учреждения и др.),
      1. правоохранительные (сотрудник милиции и др.),
      1. социально-культурные (учитель, врач и др.),
    1. обслуживающие (делопроизводитель, секретарь и др.) и т.п.

Государственная служба опосредуется правом. Она является сложным правовым институтом, отдельные стороны которого регулируются правовыми нормами различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового и др.). Например, нормами трудового права регулируются правила для всех категорий служащих:

а) о дисциплинарной ответственности;

б) о продолжительности рабочего времени;

в) о продолжительности отпусков и т.д.;

г) финансовые нормы, устанавливающие должностные оклады, начисление и порядок взимания налогов и др.

Административно-правовые нормы, регулирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права. Административное право обслуживает главным образом исполнительную власть. Как административный институт государственная служба представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, права и обязанности, правовое положение государственных служащих, условия и порядок прохождения ими государственной службы, виды их поощрения и ответственности [5].

Государство, организуя и формируя свою государственную службу, использует в этих целях, прежде всего, закон, право.

В Республике Беларусь отсутствует правовой акт, который бы регулировал весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными правовыми актами. К ним относятся Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате». Однако в ст. 9 этого Закона установлено, что данный Закон не распространяется на служащих, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата. Следовательно, закон ориентирует на принятие значительного числа законов, как общего, так и отраслевого характера [7].

Понятие государственного служащего связано с понятием государственной службы, следует из него. В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего, что связано с разнообразием социальных функций, выполняемых служащим, и объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Общеизвестно определение, согласно которому служащими признаются работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату.

Информация о работе Субьекты административного права