Шпаргалки по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание работы

Место административного права определяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).

Файлы: 1 файл

AP_ekzam.docx

— 135.03 Кб (Скачать файл)

 

 

12….Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти. Виды прав граждан в сфере государственного управления: на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей; на поступление на государственную службу; на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно; на свободу передвижения; на неприкосновенность личности; на неприкосновенность жилища; на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; на изменение фамилии и имени; на свободу передвижения; на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; на образование; на охрану здоровья; вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами; на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления - это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления. В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

 

 

13…Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

экономические;

политические;

идеологические;

организационные;

юридические.

Способы защиты субъективных права и свобод:

самозащита;

судебная защита;

внесудебная защита.

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов  в вышестоящие органы и к вышестоящим  должностным лицам в порядке  их подчиненности.

При этом:

граждане имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным  лицам;

граждане реализуют право  на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права  на обращение не должно нарушать права  и свободы других лиц;

рассмотрение обращений  граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения граждан  за защитой:

предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению  социально-экономической и иных сфер деятельности государства и  общества;

заявление представляет собой  просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц, либо сообщение  о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках  в работе государственных органов, органов местного самоуправления и  должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

жалоба – это просьба  гражданина о восстановлении или  защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

 

 

 

14….Особенности правосубъектности иностранных граждан:

- не могут быть государственными  служащими, занимать некоторые  должности, работать в ОВД; 
- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; 
- на них не распространяется воинская обязанность; 
- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства; 
- только к ним может быть применена такая мера взыскания - как выдворение; 
- при въезде на территорию РФ должны иметь визу (исключение состовляют граждане СНГ); 
- им может быть установлено ограничение в передвижении и выборе места жительства (например, в закрытые города); 
- при наличии определенных обстоятельств выезд им из России может быть не разрешен (совершение ими уголовного преступления).

Вывод: Иностранные граждане и лица без гражданства, проживая на территории РФ, обязаны подчиняться ее законам. За нарушение этих законов они несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Вывод по лекции: Граждане РФ и иностранные граждане, являясь приоритетным субъектом административного права, активно учавствуют в управлении делами государства. Именно приоритет прав и свобод гражданина положен в основу государственной власти

 

15…Статус органа исполнительной  власти - это наиболее характерный  для административного права  и специфический административно-правовой  статус юридических лиц как  субъектов отрасли. Зачастую для молодых специалистов, нерадиво относившихся к изучению нормативно-правового материала по курсу учебной дисциплины административного права, поступающих на службу во властные органы становится небольшим "открытием", что этот орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет собственный баланс, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах, несет гражданско-правовые обязательства и т.п. Это действительно не главное, с точки зрения теории административного права, но забывать об этом, по нашему мнению, тоже не стоит. С учетом указанных обстоятельств станет более понятной и доступной и структура органа, и сущность его природы, исчезнет определенная сакральность из представлений об органах государства.

Специфика данного административно-правового  статуса заключается в его  исключительности. Органы исполнительной власти - это специально создаваемые  для целей реализации задач и  функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными  полномочиями в определенной сфере.

Термин "орган" сам по себе обозначает организационное начало в системе государственного управления, как, впрочем, и любого другого. Органы человеческого организма - это тоже элементы функциональной организации  клеток в теле человека. Органы государства - это структуры, объединяющие людей (как клетки) для выполнения функций  государства. А.Ю. Тихомиров отмечает, что "государственные органы выступают  главным носителем функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития".

"Орган государства" (или "государственный орган") - это термин, являющийся родовым  по отношению ко всем организационным  структурам, выполняющим функции  государства. Следовательно, органы  исполнительной власти являются  важным, но единственным элементом  системы органов государства.  В нее входят также органы  законодательной власти, органы  судебной власти, все те органы, которые по каким-либо причинам  не отнесены Конституцией РФ  к органам той или иной ветви  государственной власти, а также  организации, выполняющие отдельные  государственные функции (например, Центральный банк РФ) и т.д.  Сходным содержанием обладает  и термин "государственный аппарат", понимаемый, в широком смысле, как  совокупность всех организованных  структур, выполняющих государственные  функции.

 

 

16…По территориальному масштабу деятельности, во многом определяемому федеративным устройством Российской Федерации, можно выделить федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В последнее время органы субъектов Федерации все чаще обобщенно называют региональными.

Местных органов исполнительной власти сейчас официально не существует (т.е. на территории районов, городов, поселков и т.п.), так как все они действуют  в системе местного самоуправления, т.е. не являются государственными органами. Тем не менее их нельзя полностью игнорировать в качестве исполнительных органов.

Территориальными являются органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти на территории субъектов Федерации (например, управления, инспекции и т.п.). Они не входят, однако, в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Наконец, возможно образование межтерриториальных исполнительных органов, т.е. действующих на территории нескольких регионов. Это характерно для организации управления транспортом (например, железные дороги), обороны (например, военные округа) и т.п.

В качестве местных исполнительных органов можно рассматривать администрацию государственных предприятий и учреждений, конечно, при условии учета особенностей принадлежащих администрации полномочий.

2. По характеру компетенции различаются органы исполнительной власти:

– общей компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия, распространяющиеся на все или на большинство участков государственно-управленческой деятельности. Это наиболее значимые органы: правительства, администрации субъектов Российской Федерации;

– отраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия в границах порученных им отраслей управления (например, железнодорожным транспортом, внутренними делами и т.п.). Как правило, это министерства, федеральные службы, аналогичные им органы в субъектах Федерации;

– межотраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия по отнесенным к их ведению специальным вопросам, общим для всех или нескольких отраслевых систем (например, координация по вопросам стандартизации, охране окружающей среды и т.п.). Это и государственные комитеты, и министерства, и некоторые федеральные службы. Все зависит от того, какие конкретно функции и полномочия закреплены за данным органом;

– смешанной компетенции, т.е. осуществляющие свои функции и полномочия как в отраслевом, так и в межотраслевом масштабах. В большинстве случаев именно такого рода компетенция' характерна для федеральных органов исполнительной власти различных организационно-правовых форм.

3. По порядку и способам образования выделяются органы исполнительной власти:

– образуемые главами государств. Так, Президент РФ фактически формирует Правительство РФ, образует федеральные органы исполнительной власти. Аналогичны полномочия президентов республик, входящих в состав РФ;                          

– образуемые органами законодательной (представительной) власти. Такой порядок предусмотрен конституциями некоторых республик. Например, в Республике Дагестан правительство образуется Государственным Советом;                 

– образуемые самими органами исполнительной власти. Так, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрена возможность образования им органов при Правительстве (сейчас, например, в качестве федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ). Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои внутриотраслевые территориальные органы.

– в отдельных случаях наблюдается способ избрания. Однако он не имеет отношения к образованию самих органов исполнительной власти, так как избираться могут лишь руководители некоторых из них.

Так, избираются главы администраций  краев, областей и т.п. Председатели правительств республик Коми и Хакасии  избираются населением.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:

– коллегиальные органы, в которых основные вопросы компетенции решаются по большинству членов данного органа (например, коллегиальными являются государственные комитеты и федеральные комиссии); естественно, коллегиальными являются и правительства;

– единоначальные органы, в которых полномочия решать основные вопросы сосредоточены в руках руководителя (все остальные органы).

5. По организационно-правовым формам, что находит свое выражение прежде всего в их наименовании. В настоящее время действуют следующие органы исполнительной власти: правительства; министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; федеральные надзоры; российские агентства. Это федеральный уровень. Но и на региональном уровне практически действуют органы, совпадающие по наименованию с первыми тремя их видами.

 

 

17…Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст. 5 Конституции Российской Федерации).

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

а) федеральные органы исполнительной власти;

Информация о работе Шпаргалки по "Административному праву"