Административно-правовая деятельность ГИБДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Одна из крупнейших социально-экономических проблем современной России – безопасность дорожного движения. Согласно официальным источникам, в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек в год, что превышает более чем в два раза все потери СССР в ходе военных действий в Афганистане. Среди них – более четверти составляют граждане наиболее активного трудоспособного возраста (26–40 лет). Всего за последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек. Причем на протяжении всего этого периода отмечалась тенденция роста погибших. Так, по сравнению с 1997 г. число погибших возросло на 27,8%.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 12
1.1. Административно-правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения как правоохранительного органа 12
1.2. Административно-правовая организация правоохранительной деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения 40
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 86
2.1. Административная правосубъектность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по осуществлению государственного контроля и надзора 86
2.2. Административная правосубъектность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по борьбе с административными правонарушениями 117
Заключение……………………………………………………………......................133
Библиографический список 145

Файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Значительна роль ГИБДД  в охране общественного порядка и общественной безопасности, содействии милиции и воинским формированиям не только в мирное время, но и в условиях военного и чрезвычайного положения. Основная тяжесть таких обязанностей возложена на Дорожно-патрульную службу ГИБДД МВД России, что можно показать на основе практических материалов функционирования ее специального подразделения при МВД РФ. 

При Департаменте безопасности дорожного движения функционирует Центр оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Ранее его  функции осуществлялись Батальоном особого назначения при ГИБДД СОБ МВД РФ46. Центр вносит значительный вклад непосредственно в сферу правоохранительной деятельности как по обеспечению безопасности дорожного движения, так и по борьбе с преступностью.

С момента образования 25 октября 1993 г. Батальон особого назначения (БОН) постоянно привлекался к  несению службы по оказанию практической помощи органам внутренних дел Северо-Кавказского региона, участвовал в операции по освобождению заложников в городах Буденновске и Кизляре. Побуждением к созданию данного подразделения явился высокий уровень аварийности, автомобильных краж, грабежей и разбойных нападений на участках улично-дорожной сети Российской Федерации.

Основной функцией БОН  явилось участие в проведении специальных мероприятий по борьбе с преступностью и в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности в области дорожного движения на территориях субъектов РФ, оказание практической помощи местной милиции. Пробой сил нового подразделения стало его участие во всероссийской операции "Сигнал" на Ставрополье и в Санкт-Петербурге в мае–июне 1994 г., где оно действовало совместно с группами РУОПа. В период с сентября 1994-го по апрель 1995 г., сотрудники БОНа помогали поддерживать общественный порядок на территории республик Ингушетия и Северная Осетия (Алания). Совместно с ОМОНом проводились плановые операции по пресечению торговли оружием недалеко от границы с Чечней. 

За указанный выше период существования БОН его сотрудники не раз выезжали в горячие точки страны, 57 из них награждены государственными наградами, а 32 в качестве поощрения досрочно присвоено очередное звание. Силы батальона активно использовались на территории многих субъектов РФ в межрегиональных операциях, организуемых службами МВД, ФСБ и Таможенной службы России, а также для сопровождения перевозок особо важных грузов. В 2003 г. сотрудники БОНа участвовали в обеспечении мероприятий по празднованию 300-летия северной столицы и в период выборов президента Карачаево-Черкесской Республики.

За 10 лет сотрудниками БОНа было выявлено более 150 тыс. грубых нарушений Правил дорожного движения, изъяты сотни единиц боеприпасов, огнестрельного и холодного оружия, около 7 килограммов наркотических веществ. Согласно решению МВД России 5 экипажей БОНа включены в состав министерского резерва, который задействуется в случае, если на территории России происходят террористические акты. Выделенные группы сотрудников, получив соответствующую команду, готовы собраться по тревоге и в течение двух часов убыть в любой пункт назначения47.

Сведения о деятельности БОНа приведены не случайно, поскольку  показывают, что ГИБДД занимает важное место в системе  правоохранительных органов России, является необходимым ее звеном. Специфика объекта управления и подстроенные под него формы и методы работы инспекции обусловливают существование особого статуса инспекции как правоохранительной структуры в установленной сфере деятельности.

Содержание административной правосубъектности органа исполнительной власти предполагает расщепление его деятельности на ряд функций, каждая из которых характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действия, что опосредовано объективными факторами, потребностями практической деятельности. Каждая из них находится в зависимости от специфики объекта управленческого воздействия, ряда субъективных факторов, целей и задач, составляющих основу функционального назначения этих органов.

Таким образом, можно  сделать вывод, что правосубъектность ГИБДД в правоохранительной сфере не только выходит за рамки сферы обеспечения безопасности дорожного движения, но и обусловливает более высокий административно-правовой статус инспекции, чем просто контрольно-надзорного органа. Так, Ю. П. Луконин говорит о ГИБДД не только как о субъекте обеспечения безопасности дорожного движения, но и как о субъекте его организации48. ГИБДД является как основным субъектом обеспечения и организации безопасности дорожного движения, так и поддержания общественного порядка в данной сфере общественных отношений, что также имеет немаловажное значение. Наряду с этим инспекция играет важную роль в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, выполняя правоохранительные функции по борьбе с преступностью, в т.ч. организованной.

1.2 . Административно-правовая организация правоохранительной деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения

 

Эффективное осуществление государственного управления в области дорожного  движения предполагает максимальную реализацию возможностей Госавтоинспекции, заключенных в рамках ее правосубъектности. Это обусловливает необходимость упорядочивания ее деятельности,  т.е. нуждается в четком организационном оформлении49 механизма его функционирования. В этом состоят начала административно-правовой организации государственного управления.

Ю. А. Тихомиров выделяет следующие типичные элементы организации государственного управления:

- общая система государственного  управления в сфере, отрасли, включающая в себя статус и функции специальных органов и других органов, действующих в той или иной сфере, отрасли;

- набор административно-правовых  регуляторов, характерных для  данной сферы, отрасли;

- комплект, стандарт необходимых правовых актов и других регулирующих документов;

- механизм государственного  контроля и надзора;

- низовые организации  – объекты управления;

- информационное обеспечение;

- степень участия граждан  и их объединений50.

По нашему мнению, административно-правовая организация правоохранительной деятельности Госавтоинспекции в достаточном объеме может быть описана посредством следующих элементов: административно-правового статуса (целевые, организационные и компетенционные составляющие); объекта управления; форм и методов исполнения функциональных обязанностей; контроля, надзора и юридической ответственности субъекта управления; информационного обеспечения; взаимодействия с другими органами государственной власти, общественными объединениями и гражданами. Учитывая, что ряд этих компонентов выше уже получил освещение, остановимся на оставшихся.

Правосубъектность любого органа государственной власти во многом зависит от возложенного на него объема функций, что находит отражение  в особенностях его внутренней организации. Поэтому важнейшим вопросом административно-правовой организации всегда является определение того, каким образом осуществляется государственное управление. При этом внутренняя организация имеет первостепенное значение, поскольку показывает распределение обязанностей по осуществлению возложенных на орган управления функций по соответствующим сферам и направлениям деятельности.

Следует отметить, что  Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных  органов исполнительной власти»51 были  установлены общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Регламент работы каждого органа исполнительной власти разрабатывается на основе данного документа, который применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти52, а также положения о соответствующем органе исполнительной власти.

Типовой регламент устанавливает, что структурными подразделениями  федеральных министерств по основным направлениям деятельности являются департаменты, в составе которых образуются отделы. Сфера деятельности и компетенция департамента определяется в положении о нем, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти. В территориальном органе создаются отделы. Директор департамента осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент функций и полномочий, состояние исполнительской дисциплины.

Соответственно, в структуру МВД РФ наряду с Главным командованием внутренних войск и Следственным управлением входят в качестве структурных подразделений по основным направлениям деятельности следующие департаменты: государственной защиты имущества; безопасности дорожного движения; обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах; обеспечения правопорядка на транспорте; охраны общественного порядка; по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; собственной безопасности; уголовного розыска; экономической безопасности и др.53

Организационная структура  любого государственного органа должна соответствовать его функциональному  назначению, которое обусловлено  возложением на него определенного  объема обязанностей по осуществлению  государственного управления. Структура центрального аппарата органов внутренних дел, являющихся наиболее многофункциональной и мощной структурой правоохранительной системы Российской Федерации54, показывает основную концепцию административно-правовой организации управления внутренними делами в целом. Здесь, в качестве организационно-обособленного элемента, непосредственно выполняющего функцию обеспечения безопасности дорожного движения самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата Министерства, функционирует Департамент безопасности дорожного движения (Департамент ОБДД МВД России), который является центральным органом ГИБДД первого (федерального) уровня.

В соответствие с Положением о нем55 Департамент ОБДД обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Он выполняет функции федерального органа управления ГИБДД МВД России, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России. Руководство Департаментом осуществляет Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации. Таким образом, Департамент выступает в качестве основного организующего субъекта выполнения функции обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном уровне.

В Положении о Департаменте ОБДД указаны следующие задачи:

- разработка предложений  по формированию и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- совершенствование нормативно-правового  регулирования в области обеспечения  безопасности дорожного движения;

- организация и принятие в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности дорожного движения;

- обеспечение координации  деятельности федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в области  обеспечения безопасности дорожного движения;

- совершенствование системы  государственного контроля и  надзора в области обеспечения  безопасности дорожного движения;

- организация и координация  деятельности органов внутренних  дел по обеспечению безопасности  дорожного движения;

- организационно-методическое  руководство органами управления  и подразделениями, входящими  в систему Госавтоинспекции.

Кроме того, Департамент  осуществляет руководство деятельностью  Научно-исследовательского центра проблем  безопасности дорожного движения МВД РФ и Центра оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. На Центр оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ возложены функции, ранее выполняемые Батальоном особого назначения при ГИБДД СОБ МВД РФ, Центром оперативного управления при ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ, Контрольно-профилактическим отделом при ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ56.

Государственное учреждение НИЦ ГИБДД МВД России – некоммерческая организация (на правах института), которая выполняет задачи по комплексному исследованию причин дорожно-транспортных происшествий, разработке мер по их предупреждению, организационно-правовому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Госавтоинспекции. Структура Центра включает: лабораторию развития информационных технологий; лабораторию разработки организационно-правовых и надзорных проблем; отдел развития оперативно-технических средств; отдел планирования, изучения отечественного и зарубежного опыта и редакционно-издательской деятельности; финансовое отделение; группу кадров; канцелярию. При начальнике Центра действуют ученый совет и редакционно-издательский совет. В установленном порядке могут создаваться иные советы, комиссии и другие коллегиальные органы57.

В федеральных административных округах функционируют главные  управления МВД РФ по федеральным  округам, задачами которых является: выявление, предупреждение и пресечение преступлений, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; осуществление борьбы с терроризмом; выявление, предупреждение и пресечение налоговых и экономических преступлений, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию в соответствии с законодательством РФ вопросам деятельности органов внутренних дел58. До 29 декабря 2005 г. основной задачей данных подразделений являлась координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах59. Таким образом, с данного момента они не имеют отношения к сфере безопасности дорожного движения, что нельзя оценить положительно с учетом состояния данной проблемы в современной России.

Информация о работе Административно-правовая деятельность ГИБДД