Административно-правовые
отношения
План
Введение
- Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.
- Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
- Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Нельзя
представить человеческое общество
без регулирования поведения
людей с помощью определенных
образцов, моделей, масштабов. Из них
и складываются в результате многократного
повторения нормы, на которые в дальнейшем
ориентируется общество. Любая отрасль
российского права регулирует определенные
правоотношения, т.е. отношения, урегулированные
нормами права. В частности, гражданскому
праву свойственно регулирование гражданских
правоотношений (имущественных и связанных
с ними личных неимущественных прав), уголовному
праву - регулирование отношений, связанных
с преступлением и наказанием. Административное
право - это самостоятельная отрасль правовой
системы России, регулирующая административно-правовые
отношения, которые являются объектом
нашей курсовой работы.
Административное
право занимает особое место в
системе правового регулирования,
поскольку выступает необходимым
и важным инструментом управления социальными
процессами в обществе. Ему присущи
соответствующие границы правового
регулирования - деятельность государственной
исполнительной власти всех рангов, общественных
отношений управленческого характера,
которые складываются в этой сфере,
внутренняя организационная деятельность
других государственных органов, связанных
с функцией управления, а также
внешнеорганизационные отношения негосударственных
организаций, учреждений и предприятий.
Административное право как наука — это
составная часть юридической науки, определяемая
как система государственно-управленческих,
административных взглядов, идей, представлений
о законах, регламентирующих отношения
в сфере государственного управления,
о его социальной обусловленности и эффективности,
о закономерностях, реформировании и тенденциях
развития административного законодательства,
о принципах административного права,
об истории и перспективах развития. В
дореволюционной России данная отрасль
права именовалась также полицейским
правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский,
«полицейское право принадлежит к кругу
наук о государстве и предметом своим
имеет изучение так называемого внутреннего
управления»1.
Административно-правовые
отношения - это урегулированные
нормами административного права
общественные отношения, складывающиеся
в сфере деятельности исполнительной
власти.
Административно-правовые
отношения, как и все остальные
виды правоотношений в различных
отраслях права, являются важнейшим
базисом. В общей характеристике
административно-правовых отношений
следует отметить некоторые стороны,
которые могут быть основой для отграничения
административно-правовых отношений от
других видов правоотношений. Они весьма
существенны, потому что на природу административно-правовых
отношений оказывают определяющее влияние:
сфера их появления (механизм функционирования
исполнительной власти); специфика административно-правового
регулирования (императивность и односторонность
действий субъектов управления); содержание
административно-правовых норм, т.е. их
юридической базы. Приоритетными являются
предмет и метод административного права,
которые определяют необходимую основу
для проведения видовых отличий между
правовыми отношениями. Исходя из всего
вышеуказанного, целью данной работы является
изучение вопроса об административно-правовых
отношениях, выделение их особенностей,
отличий от других правовых отношений,
и, наконец, необходимо обозначить роль
административно-правовых отношений в
социальной жизни и в функционировании
государства как звена в механизме правового
регулирования. Важно также проанализировать
критерии классификации и виды административно-правовых
отношений.
1.Понятие, виды и основные черты административно-правовых
отношений.
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам.
Административно-правовые
отношения - это урегулированные
нормами административного права
общественные отношения, складывающиеся
в сфере деятельности исполнительной
власти2.
Все правоотношения
состоят из определенных элементов:
субъектов, объекта и содержания
правоотношения.
В содержании
административного правоотношения
различаются две стороны: материальная
(поведение субъектов) и юридическая
(субъективные юридические права
и обязанности). Непосредственным объектом
административных правоотношений является
волевое поведение человека, его
деяния.
Поскольку
административные правоотношения являются
разновидностью правоотношений, им присущи
общие черты последних, в частности:
- они
являются волевыми общественными
отношениями, то есть право,
регулирующее их, влияют на сознание
и волю людей, направляет их
поведение в соответствии с
интересами общества;
- первичность
правовых норм, т.е. они являются общественными
отношениями, урегулированными нормами
права. Без права, его норм не было бы правоотношений;
- участники
правоотношений наделены субъективными
правами и несут юридические обязанности.
И первые, и вторые возникают в соответствии
с требованиями норм права, определяющими
круг субъективных прав и обязанностей;
- правоотношения
- это способ конкретизации норм
права, поскольку именно в нем
права и обязанности всегда
привязаны к определенной ситуации,
конкретны и принадлежат определенным
субъектам;
- правоотношения
- это такие общественные отношения,
реализация которых обеспечивается
возможностью применения административного
принуждения.
Вместе
с тем, административные правоотношения
характеризуются рядом особенностей.
Соответственно,
административно-правовое отношение -
урегулированное административно-правовой
нормой управленческое общественное отношение,
в котором стороны выступают
как носители взаимных обязанностей
и прав, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой. Существуют
две концепции признаков административно-правовых
отношений. Согласно одной из концепций
административно-правовые отношения:
1)
возникают в процессе государственного
управления;
2)
имеют в качестве обязательного
субъекта орган государственного
управления (органа исполнительной
власти);
3)
являются отношениями власти-подчинения
и характеризуются юридическим
неравенством сторон.
Вторая
концепция административно-правовых
отношений:
1)
возникают в сфере государственного
управления;
2)
могут иметь место между всеми
субъектами административного права
в любом их сочетании;
3)
делятся по соотношению прав
и обязанностей участников на
две группы: отношения власти-подчинения
и отношения равноправия.
Несмотря
на некоторые различия в понимании
сущности административно-правовых отношений,
можно отметить общий недостаток,
свойственный обеим концепциям: в
них ничего не говорится о таком
фундаментальном признаке этих отношений,
как важность установления гарантии судебной
защиты прав и интересов граждан по отношению
к управлению. Этот недостаток вытекает
в отсутствие правового режима административно-правовых
отношений, отсутствие режима обеспечения
правовой защиты граждан по отношению
к управлению (исполнительной власти).
Особенности
административно-правовых отношений
состоят в следующем:
1. Широко
распространено мнение, что административно-правовые
отношения в отличие от всех
других (особенно - гражданско-правовых)
являются властеотношениями, построенными
на началах «власть - подчинение», поскольку
возникают в результате осуществления
государственного управления, то есть
государственно-властного влияния одной
стороны на другую для достижения определенной
цели. Именно этот их признак является
главным, поскольку предопределен важнейшими
приоритетами государственно-управленческой
деятельности;
2. Сущность
государственно-управленческой деятельности,
как и любого другого вида
социального управления, определяет
необходимость выделения субъекта
управления, т. е. той стороны
регулируемых административным
правом управленческих отношений,
в руках которой концентрируется
власть. В силу этого определенный
приоритет воли такого субъекта
(единая управляющая воля) всегда
налицо. Поэтому его сознательно-волевые
проявления (волеизъявления) направлены
на упорядочение поведения объекта
управления. Практическое выражение
такой направленности обычно
характеризуется как «команда»;
это - переходный мостик к формуле
«власть - подчинение»;
3. Административные
правоотношения, как и все другие
правоотношения, имеют свой объект.
Его понимание связано с сущностными
чертами государственно-управленческой
деятельности, всегда предполагающими
соподчиненность воль. Воля всех
участников регулируемых управленческих
отношений подчинена единой управляющей
воле. Так образуется властный
характер этих отношений, а
власть (авторитет) является средством
волевого регулирования управленческих
процессов. Но в этих процессах
принимают участие люди, наделенные
волей и сознанием; они совершают
определенные, предписанные административно-правовыми
нормами действия или воздерживаются
от них. Соответственно объектом
административно-правового отношения
являются воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
в сфере реализации исполнительной власти;
4. Административно-правовые
отношения (по своей сути управленческие)
имеют широкую сферу для своего
возникновения, изменения или
прекращения. Это - сфера государственного
управления - понятие, границы которого
в течение всей истории определялись
объемом и направленностью практической
деятельности по реализации исполнительной
власти. Сфера государственного управления
охватывает все основные направления
экономической, социально-культурной
и административно-политической работы,
в которой задействованы огромное количество
различного рода производственных и непроизводственных,
государственных и негосударственных
коллективов, тысячи граждан;
5. Сфера
государственного управления - поле
практической деятельности исполнительных
органов и должностных лиц,
действующих от имени этих
органов. Из этого утверждения
можно сделать вывод, что в
границах названной сферы нередко
возникают правоотношения иного
рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые,
природоохранные, предпринимательские
и даже гражданско-правовые). Это
давно подтвердила практика.
Итак, административным
правоотношениям свойственна предусматриваемая
действующим правом возможность
выступать в роли одного из элементов
общего механизма правового регулирования
или юридического (административно-правового)
опосредования общественных отношений,
относящихся к предмету других отраслей
российского права;
6. Сфера
государственного управления является
той областью деятельности государства,
в которой действуют особого
рода субъекты. Обобщенно их называют
или органами государственного
управления, или органами исполнительной
власти. Таким образом, в административно-правовых
отношениях опосредуется само
государственное управление, т.е.
компетенция соответствующих субъектов
этого вида государственной деятельности.
Она не ограничивается только
взаимодействием разноуровневых субъектов
такого рода (например, отношениями между
вышестоящими и нижестоящими исполнительными
органами). Управленческая компетенция
реализуется в отношениях со всеми возможными
сторонами, чья практическая деятельность
или же чьи конкретные интересы связываются
с механизмом исполнительной власти, т.е.
с процессом реализации компетенции ее
субъектов;
7. Для
возникновения административно-правовых
отношений необходимы особые
условия, которые:
-
возникают непосредственно в
связи с практической деятельностью
исполнительных органов по реализации
возложенных на них исполнительно-распорядительных
функций. Например, заключение имущественных
сделок не является проявлением
исполнительной власти, а потому,
совершая подобного рода действия,
исполнительный орган не выступает в роли
субъекта управления. Механизм реализации
исполнительной власти не находит своего
выражения в этих действиях;
-
возникают также непосредственно
по поводу осуществления исполнительными
органами не любых функций,
а только управленческих. Имеется
в виду практическая реализация
принадлежащих им юридически
властных полномочий. Без них
исполнительный орган не может
выступать в роли субъекта
исполнительной власти;