Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

Введение
Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.
Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

административно-правовые отношения.docx

— 67.82 Кб (Скачать файл)

  Емкая  характеристика административно-правовых  отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.

Можно выделить также: внутриорганизационные административно-правовые отношения, возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.); и внешние административно-правовые отношения, возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, не из подхода к их внешнему варианту как к определяющему, а как  к двум основным проявлениям единого  по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое  управляющее воздействие. Очевидно, что от «внутреннего» состояния исполнительного органа (организованность, упорядоченность) полностью зависят и его возможности действовать вовне, т.е. за рамками собственного аппарата. Значит, в рамках как «внутренних», так и «внешних» правоотношений исполнительная власть реально реализуется.

 

 

 

 

 

 

2. Участники (субъекты) административно-правовых отношений.

 

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную  совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические  обязанности; поощрения и ответственность  участников: юридический факт (факты)9.

В правовых нормах субъектом административного  права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом - как индивидуальные субъекты (граждане, государственные  служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных  организаций и т.д.). В течение  длительного времени они могут  не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться  их участниками (субъектами или объектами  управления). Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями  в сфере исполнительной власти и  способная осуществлять их,

Субъекты  административного права могут  стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при  наличии трех условий:

1) административно-правовой  нормы, определяющей субъекта, его  права и (или) обязанности, юридическую  ответственность; 

2) административной  правоспособности и дееспособности  субъекта;

3) юридического  факта (фактов), то есть, основания  возникновения, изменения или  прекращения правоотношения.

Субъектом административно правового отношения  является тот, кто наделен административными  правами и обязанностями:

- граждане  России;

-       иностранные граждане и лица  без гражданства;

-       государственные органы, предприятия,  учреждения, организации;

-       служащие государственных органов  и организаций;

-       представители общественных объединений;

-       органы местного самоуправления

Различают следующие виды субъектов административного  права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). Определяющим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В данном случае речь идет о двух таких категориях:

1)      административная правоспособность - способность иметь установленные  в административно-правовых нормах  права и обязанности (право  на имя, право на благоприятную  окружающую среду, право на  медицинскую помощь и т.д.);

2)      административная дееспособность - способность лица приобретать  и осуществлять права, исполнять  обязанности, соблюдать ограничения  и запреты, установленные нормативными  правовыми актами, нести ответственность  за нарушение административно-правовых  правил (право на судебную защиту  от действий и решений административных  органов, право на пользование  услугами адвоката в производстве  по делу об административном  правонарушении).

Объект  управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические  лица, которые наделены правами и  обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой  стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и  негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и  несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Нормами административного права точно  определяется между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.10

Существующие  в административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который  был (является) стороной административного  правоотношения, вышестоящим или  иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.

Как отмечено выше, для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата федеральной исполнительной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации). Конституция РФ.

Субъекта  административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:

а) между  несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между  субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2 областей);

в) между  субъектами исполнительной власти и  находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и  пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между  субъектами исполнительной власти и  не находящимися в их организационном  подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного  надзора и т.п.);

д) между  субъектами исполнительной власти и  исполнительными органами системы  местного самоуправления;

е) между  субъектами исполнительной власти и  негосударственными хозяйственными и  социально-культурными объединениями  и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между  субъектами исполнительной власти и  общественными объединениями;

з) между  субъектами исполнительной власти и  гражданами.

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

 

Для любого правоотношения характерно возникновение  его вследствие определенных юридических  фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или  события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение  правоотношений11. Другими словами, юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

Для любого правоотношения характерно возникновение  его вследствие определенных юридических  фактов. В научной литературе юридические  факты определяются как «предусмотренные правовыми нормами обстоятельства, влекущие установление, изменение и  прекращение правоотношений». Отсюда, понятие юридического факта включает два основных момента: наличие явлений  действительности - событий или действий (материальный момент); их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).

Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным содержанием, отражающим явления как материального, так и идеального характера.

В плане  понятийной характеристики юридических  фактов можно отметить их следующие  характерные черты:

1. По  своей социальной природе юридические  факты - это обычные жизненные  обстоятельства, которые сами по  себе не обладают свойством  вызывать юридические последствия.  Такое качество придается им  юридическими нормами, и может  произойти так, что законодатель  на каком-то этапе развития  общественных отношений перестанет  связывать правовые последствия  с данным юридическим фактом. Однако делается это не произвольно,  не по прихоти законодательного  органа, а под влиянием закономерностей  общественного развития. Поэтому  юридические факты имеют глубокую  общественную природу и представляют  собой еще один выход права  на практику, еще один канал  связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты  - это общественно-юридические явления. 

2. Юридические  факты опосредуют движение правовых  отношений (возникновение, изменение,  прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т.п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами.

3. Юридические  факты вызывают правовые последствия  только во взаимодействии с  правовыми нормами. Юридический  факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения.

4. Указания  на юридические факты и их  описание содержатся в гипотезах  юридических норм. Наряду с нормами  и субъектами права юридические  факты выступают одной из предпосылок  возникновения правоотношений12.

Юридические факты делятся на действия и события. Действия - результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут  быть правомерными или неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям  административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные  действия граждан и других субъектов  административно-правовых отношений. К примеру, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного  административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции13.

Информация о работе Административно-правовые отношения