Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:25, курс лекций

Описание работы

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Ответы по административному праву.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

Администрацию Президента РФ, важнейшей задачей которой  является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ;

Контрольное управление Президента РФ, которое, являясь структурным  подразделением Администрации Президента РФ, осуществляет свои функции и  полномочия в соответствии с планами контрольных проверок или на основании отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации.

По результатам проверок Управление вправе вносить на рассмотрение Президента РФ свои предложения, направлять соответствующие материалы в  Прокуратуру РФ и в различные контрольные органы РФ.

Контроль органов законодательной  власти проявляется в том, что Государственная Дума: дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчет о его исполнении (Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансовою контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему).

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются  в назначении и освобождении от должности  дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для  чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации контрольными полномочиями в области соблюдения и исполнения законов субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Функции контроля органов  исполнительной власти был подробно рассмотрен при характеристике органов исполнительной власти как субъекта административного права.

В зависимости от органов  исполнительной власти, осуществляющих контроль, и объему выполняемых полномочий, выделяют общий, внутриведомственный или отраслевой и надведомственный контроль.

Общий контроль осуществляют Правительство РФ и Правительства (администрации) субъектов РФ. Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в действ. ред.) «О Правительстве РФ» закреплено, что Правительство РФ осуществляет систематический контроль деятельности подведомственных ему министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Российской Федерации. На своих заседаниях Правительство заслушивает отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов, и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денежной системы, развитии отраслей государственного управления. Правительство может привлекать руководителей федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности.

Надведомственный контроль осуществляется для обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Данный вид контроля осуществляется органами межотраслевой компетенции, которые координируют и регулируют деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных. Кроме того, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера отраслевые органы также могут осуществлять полномочия по надведомственному контролю. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и т.д. Осуществляющие надведомственный контроль органы наделяются соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по относящимся к их компетенции вопросам. Результатом проверки органами надведомственного контроля могут быть рекомендации и обязательные указания по устранению обнаруженных нарушений или совершенствованию деятельности подконтрольного органа, предприятия, учреждения и организации.

Внутриведомственный или отраслевой контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства. Субъектом осуществления отраслевого контроля может быть руководитель данного органа управления, предприятия, учреждения, организации лично или с помощью специального аппарата (например, инспекции, контрольно-ревизионной службы). Внутриведомственный контроль может быть общим, содержанием которого является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо специальным, когда осуществляется контроль одного из направлений деятельности. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются вопросы целесообразности расстановки кадров, эффективности методов руководства, соответствия принимаемых решений требованиям законодательства.

Среди способов обеспечения  законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному  контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы.

Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Основное содержание судебного контроля как способа  обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного  контроля являются: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции; 3) арбитражные суды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Общий надзор органов  прокуратуры. Формы реагирования  на нарушение законности.

В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» с внесенными изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г. на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых является общий надзор.

Предметом надзора являются Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".:

1.соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2.соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством РФ. Это - прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством РФ постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М», 2005 - 422с..

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушение законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22 - 27 Закона о прокуратуре РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе актов, изданных ими с нарушением закона.

Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, по которым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных ил подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушении закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий, обязаны незамедлительно приступить к его исполнению Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".

Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В процессе общенадзорной  деятельности прокурор рассматривает  и проверяет заявления, жалобы и  иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

Формы реагирования: постановление, протест, представление.

Прокурор или его  заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами: -освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; -опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; -вносит представление об устранении нарушений закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Понятие  административной ответственности  и ее отличие от других видов  юридической ответственности.

Действенным способом воздействия  государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать  противоправные деяния, выступает юридическая  ответственность.

Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность  как вид государственного принуждения  характеризуется тем, что таким  способом приводится в действие санкция  нарушенной нормы права.

Юридическая ответственность  является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.

Основное отличие юридической  ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что  она применяется за совершенное  правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть: – психологическими; – имущественными; – организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении  конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Таким образом, юридическая  ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые  по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или  иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме правового  регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.

Частнопревентивная функция  ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.

Правовосстановительная  функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.

В числе основных принципов  юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Информация о работе Административное право