Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:25, курс лекций

Описание работы

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Ответы по административному праву.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих  решений: 1) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;2) соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;3) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;4) гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после  проведения аттестации по ее результатам  издается акт государственного органа о том, что гражданский служащий:1) подлежит включению в установленном  порядке в кадровый резерв для  замещения вакантной должности  гражданской службы в порядке должностного роста;2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;3) понижается в должности гражданской службы.

Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

За безупречную и  эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;5) поощрение Правительства РФ;6) поощрение Президента РФ;7) присвоение почетных званий РФ;8) награждение знаками отличия РФ;9) награждение орденами и медалями РФ.

Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Виды льгот:1) по налогообложению;2) медицинскому страхованию;3) социальному страхованию;4) проезду в общественном транспорте;5) оплате жилищных и коммунальных услуг;6) пенсионному обеспечению;7) обеспечению телефонной связью;8) иные.

Юридическая ответственность  государственного служащего означает его обязанность претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.

Ответственность может  быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной. Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка. Нормативными основаниями дисциплинарной ответственности служат ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; дисциплинарные уставы и положения; иные нормативные правовые акты. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих согласно ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 14): замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы. По дисциплинарным уставам, положениям о службе (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текст присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, ст. 38) выделяются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел. По правилам внутреннего трудового распорядка могут быть объявлены замечание, выговор, строгий выговор, осуществлены перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или на нижестоящую должность на тот же срок, увольнение. Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение административных проступков. Некоторые категории государственных служащих обладают иммунитетом и не подлежат административной ответственности (судьи, депутаты и др.). Для определенных категорий государственных служащих существует особый порядок привлечения к административной ответственности (служащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов). Уголовная ответственность государственных служащих наступает при совершении ими должностных преступлений (преступления против интересов государственной службы). Материальная ответственность – обязанность государственного служащего, причинившего ущерб, возместить его в размере и порядке, установленных законодательством. Такая ответственность может быть ограниченной (ограничивается средним месячным денежным содержанием) или полной материальной (предусматривает возмещение ущерба в полном объеме и не ограничивается заранее установленным пределом).

Прекращение государственной службы это совокупность юридических фактов, вызывающих прекращение служебных отношений между государственным служащим и государственным органом. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы:• соглашение сторон служебного контракта;• истечение срока действия срочного служебного контракта;• расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;• расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;• перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;• отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;• отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;• отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;• обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;• нарушение установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;• выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;• несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;• нарушение запретов, связанных с гражданской службой;• отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае:1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности:а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;в) разглашения охраняемой федеральным законом тайны (государственной, служебной или иной), ставшей известной гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей;г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;8) прекращения допуска гражданского служащего к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к государственной тайне;9) в других случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.Служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением от замещаемой должности гражданской службы, оставлением в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв:1) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;2) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;3) в связи с избранием гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления или с избранием его в профсоюзный орган, включая орган первичной профсоюзной организации государственного органа, на оплачиваемую данным профсоюзным органом должность;4) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;5) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.Служебный контракт прекращается со дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи:1) с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;4) достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Понятие  и виды форм государственного  управления.

Форма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.

Общие черты форм государственного управления:

1) являются способом внешнего  выражения деятельности органов  государственного управления и  их должностных лиц;

2) зависят от содержания деятельности  органов государственного управления и их должностных лиц;

3) оказывают влияние на содержание  деятельности органов государственного  управления и их должностных  лиц;

4) обусловлены реализацией задач  и функций субъектов государственного  управления в рамках их компетенций;

5) требуют юридической регламентации  в большинстве случаев;

6) выбор форм управленческой  деятельности обусловлен спецификой  стоящей цели, предопределяет наиболее  эффективный вариант деятельности;

7) влекут за собой определенные  последствия.

В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).

По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.

По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).

По способу выражения  выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Административно-правовые  акты управления, их основные  черты и виды.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1) является разновидностью юридического  акта;

2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3) носит подзаконный характер, основывается  на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4) исходит от компетентного субъекта  государственного управления;

5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6) определяет правила поведения  в сфере государственного управления  или индивидуально определяет  поведение адресата;

7) применяется в определенном  процессуальном порядке;

8) издается, как правило, в форме  документа;

9) имеет определенную структуру;

10) обеспечивается системой правовых  средств;

11) несоблюдение, неисполнение правового  акта влечет наступление негативных  юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему  акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка  принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

Информация о работе Административное право