Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

и

осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граж дан, охране общественного порядка;

принятие правовых актов.

3. Органы отраслевой и межотраслевой  компетенции:

министерства;

комитеты;

службы;

инспекции;

главные управления и  др.

Их структура, порядок  формирования, полномочия, организация  дея тельности определяются нормативными актами соответствующих субъек тов  Российской Федерации.

ВОПРОС 30.

Территориальные федеральные  органы                исполнительной власти

1. Правовой статус  территориальных федеральных органов  исполнительной власти.

2.  Основные принципы деятельности, задачи и функции.                      3.  Права территориальных федеральных  органов  исполнительной власти.           

 

1. Территориальные органы министерств  и ведомств Российской Федерации  входят в систему органов исполнительной  власти Российской Федерации.  Свою деятельность они осуществляют  под руководством соответствующих  центральных органов федеральной  исполнительной власти. Вопросы осуществления деятельности территориальными органами, находящиеся в компетенции субъектов Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Территориальные органы действуют  на основе Конституции РФ, законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и руководствуются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом  федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями  краев, облас-

тей, автономной области, автономных округов, городсз федерального значения. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты

труда территориальных органов  определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих  министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

2.   Основные принципы деятельности  территориальных органов:  соблюдение  законности;

 разделение законодательной,  исполнительной и судебной властей;

•   разграничение предметов  ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;

•  персональная ответственность.

 Основные задачи и функции  территориальных органов определяются  исходя из задач и функций  соответствующих министерств и  ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Задачи и функции общего характера определены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации". Согласно указанному документу территориальные органы:

•   принимают участие в  соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации;

•  участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов  Федерации по разработке и реализации мероприятий, касающихся сферы их деятельности;

•   систематически информируют  министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими в регионах работе.

3, Территориальные органы имеют  право:

•  представлять соответствующие  министерства и ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации;

•   запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления  своей деятельности (от соответствующих  министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации), нужные сведения для выполнения возложенных на них задач (от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности), информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные (от органов статистики);

43

 

участвовать в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;

принимать участие в разработке программ, концепций, схем и другм\ документов, связанных с экономическими процессами в регионах;

вносить предложения соответствующим  центральным органам федеральной исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.

ВОПРОС 31.

Органы местного самоуправления как  субъекты административного права

1. Принципы организации местного  самоуправления.

2. Правовой статус органов местного  самоуправления.

 

Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации рeг ламентируется  Конституцией РФ, Законами РФ "О местном  самоуп равлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовые основах местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"  и другими нормативными актами.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая  Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава местной администрации, мэр, староста и т. п.).

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Выборный представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) работает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой местной администрации).

В исключительном ведении представительных органе:- :.хсшого самоуправления находятся:

 принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных  уставом муниципального образования;

 утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

 принятие планов и программ  развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

•   установление местных налогов  и сборов;

 установление порядка управления  и распоряжения муниципальной  собственностью;

•   контроль за деятельностью  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления.

Должностное лицо органа местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, которое  выполняет организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. Должностные лица органов местного самоуправления не огносятся к категории государственных служащих.

2. Правовой статус органов местного  самоуправления:

•   они отделены от государства, не входят в систему государственной  власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;

•   их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных  форм, полномочия установлены правом;

•   реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции РФ и  других правовых актах, они могут  вступать в различные административно-правовые отношения;

•   органы местного самоуправления могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей  для их осуществления материальных и финансовых средств;

•   Конституция РФ предоставляет  органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью;

•   общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими-либо органами государственной власти.

ВОПРОС 32.

Государственная служба: понятие и принципы

1.  Понятие государственной службы.

2.  Структура государственной  службы.

3.  Принципы государственной  службы.

 

1. Под государственной службой  понимается профессиональная деятельность  по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная должность - должность  в федеральных органах государственной  власти, органах государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за ис полнение этих обязанностей.

В соответствии с Законом РФ "Об основах государственной службы Рос сийской Федерации" государственные должности подразделяются:

на государственные должности  категории "А" (политико-судебные должности) - должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности  Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);

государственные должности категории "Б" (патронатные) - должности, учреждаемые  в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" (рабочий аппарат Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств и других государственных органов);

государственные должности категории "В" (административные) - должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры и др.).

К государственной службе относится  исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Лица категории "А", как принято считать, - первые лица в государственном аппарате - не несут государственную службу, государственными служащими не являются, хотя все они занимают государ-

ственные должности и выполняют в силу этого государственные полномочия руководящего и направляющего воздействия.

2.   Государственная служба  предусматривает:

I Федеральную государственную  службу, находящуюся в ведении  Российской Федерации;

•   государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

3.  Государственная служба основана  на принципах:

•   верховенства Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

•   приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного  действия (обязанности государственных  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина);

•   единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между РФ и субъектами Российской Федерации;

•   разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

•   равного доступа граждан  к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

 обязательности для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

•   единства основных требований, предъявляемых к государственной  службе;

•   профессионализма и компетентности государственных служащих;

•   гласности в осуществлении  государственной службы;

•   ответственности государственных  служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

•   внепартийности государственной  службы; отделения религиозных объединений  от государства;

•   стабильности кадров государственных  служащих в государственных органах.

47

ВОПРОС 33.

Государственный служащий. Виды государственных  служащих

1.  Понятие "государственный  служащий".

2.  Классификация государственных  служащих.

 

1. Государственный служащий - это  гражданин Российской Федерации,  состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

2. В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

•   в представительных органах;

•   судебных органах;

•   органах исполнительной власти; "   иных органах.

В зависимости от квалификационных разрядов государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

•   высшие государственные должности  государственной службы (5-я группа);

•   главные государственные  должности государственной службы (4-я группа);

Информация о работе Административное право, конспекты лекций