Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций
конспекты лекций по особенной части административного права
•                             
управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций;
• федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни,
• акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
• указы, распоряжения Президента РФ;
постановления, распоряжения Правительства РФ;
• нормативные акты министерств и других центральных органов;
•   приказы, постановления, инструкции 
иных федеральных органов 
3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.
Законы субъектов Федерации:
• конституции, уставы субъектов Федерации;
• законы субъектов Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
• указы, распоряжения президентов (губернаторов);
• постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
• приказы, постановления министерств субъектов Федерации;
• приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.
4.  Акты органов местного 
Виды актов местного самоуправления:
• распоряжения;
• решения.
5. Международные акты, которыми 
регулируются, например, некоторые 
вопросы безвизового 
ВОПРОС 16.
Административный договор
1. Понятие административного договора.
2.  Виды административных 
1. Административный договор - это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.
2. По предметному критерию 
• договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);
•   договоры в сфере управления 
государственной 
• договоры, обеспечивающие государственные нужды;
• контракты с государственными служащими, студентами;
• финансовые и налоговые соглашения;
• договоры о взаимодействии и сотрудничестве;
• различного рода концессии и инвестиционные соглашения;
• договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).
ВОПРОС 17.
 Административно-правовые 
1. Понятие административно-
1. Административно-правовые 
Особенности административно-правовых отношений:
• в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;
23
одна из сторон административно-правовых 
отношений принимает решение (издает 
предписание) и может применить 
принуждение в отношении 
многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;
административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;
споры, возникающие между участниками 
административно-правовых отношений, 
разрешаются в большинстве 
в случае нарушения одной из сторон 
нормативных требований она несет 
ответственность перед 
Элементы административно-
Субъект административно-правовых отношений 
- тот, кто наделен государственно-
Субъекты административно-
государственные органы и их структурные подразделения; предприятия, учреждения, организации; общественные (негосударственные) объединения;
служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;
представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;
граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства.
Общий объект регулирования административно-правовых норм - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект - поведение субъектов.
Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как пра-
вило, действия, а в 
некоторых случаях - события. Действия 
- результат активного 
ВОПРОС 18.
Виды административно-правовых отношений
1.  В зависимости от особенностей 
участников отношений.         
2.  В зависимости от 
4. По характеру юридических фактов. -
5.  По содержанию.                
1. В зависимости от особенностей 
участников отношений 
• между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);
• между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);
• между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
• между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);
• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
• между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);
v"  между субъектами 
между субъектами исполнительной власти и гражданами.
25
2. В зависимости от 
• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правитель ством РФ и правительствами республик);
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);
 между органами 
3. В зависимости от конкретных 
целей возникновения 
 внутренние - отношения, связанные 
с формированием 
• внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).
4. По характеру юридических 
• порожденные правомерными действиями;
• порожденные неправомерными действиями.
5. По содержанию различают 
• материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;
 процессуальные - отношения, складывающиеся 
в сфере управления в связи 
с разрешением индивидуально-
26
ВОПРОС 19.
Субъекты административного 
1. Понятие "субъект 
2. Система субъектов 
1.  Субъект административного 
права - обладатель прав и 
которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного 
•   административно-правовые нормы, 
предусматривающие права и 
• административная правоспособность и дееспособность субъекта;
•   основание возникновения, 
изменения и прекращения 
Административная 
Административная 
В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых отношений 
- лицо или организация, которые в 
соответствии с действующим 
2.  Субъекты административного 
права (административно-
Индивидуальные субъекты: V граждане Российской Федерации;
27
• иностранные граждане;
• лица без гражданства. Коллективные субъекты:
а) государственные организации:
• органы исполнительной власти (государственного управления);
• государственные предприятия, учреждения и их объединения;
• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;
б) негосударственные организации:
• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
• трудовые коллективы;
• различные коммерческие структуры;
• органы местного самоуправления.
ВОПРОС 20.
 Граждане как субъекты 
1. Административно-правовой 
 2. Права граждан в сфере 
3. Обязанности граждан в сфере 
государственного управления.  
1. Административно-правовой 
Административно-правовой статус гражданина - комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).
Правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности.
Информация о работе Административное право, конспекты лекций