Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

•   союзы (ассоциации). Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от территориальной  сферы общественные объединения  можно разделить:

•   на общероссийские - объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях  более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

•  межрегиональные - объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях  менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения -организации, отделения или филиалы и представительства;

•  региональные - объединения, деятельность которых согласно их уставным целям осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ;

•   местные - объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

3. Административная правосубъектность  общественных объединений включает  комплекс принадлежащих им прав  и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность

61

общественных объединений, определяет виды административных пра воотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что общественное объединение  для осу ществления уставных целей  имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотрен ных законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирова

ние;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую

деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов

и участников, а также других граждан  в органах государственной влас

ти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные закона

ми об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным  вопросам общественной жиз ни, вносить  предложения в органы государственной  власти;

участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной ре гистрации общественного объединения и при наличии в уставе данной общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными доку ментами;

ежегодно публиковать отчет  об использовании своего имущества  шп! обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов  и должностных лиц общественного  объединения, а также годовые  и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

 допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения,  на проводимые общественным объединением  мероприятия;

 оказывать содействие представителям  органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Надзор за соблюдением законов  общественными объединениями осуществляет Прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Деятельность общественных объединений  может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ по решению суда в порядке, предусмотренном  Федеральным законом "Об общественных объединениях" и другими федеральными законами.

Общественное объединение может  быть ликвидировано по решению суда в установленных законодательством  случаях. Ликвидация общественного  объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

ВОПРОС 41.

 Понятие и виды актов исполнительной  власти

1. Понятие актов исполнительной  власти.

2. Виды актов исполнительной  власти.

 

1. Правовые акты исполнительной  власти - вид подзаконных, официальных  юридических актов:

•   принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности;

•   оформленных в соответствии с нормами права;

•   содержащих односторонние  властные волеизъявления;

•   влекущих юридические последствия.

2. По юридическому содержанию акты, исполнительной власти делятся:

 на нормативные акты, устанавливающие,  изменяющие, отменяющие юридические  нормы. Они не обращаются к  конкретным лицам. К ним

относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские). межведомственные акты, внутриведомственные (в т. ч. локальные);

  индивидуальные акты - решения  субъектов административной власти  по конкретным вопросам, обращенные  к конкретным лицам;

•   общие акты, содержащие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, призыве на службу и т. д.) либо общие требования ("повысить", "усилить" и пр.);

  смешанные (акты, в которых  содержатся нормы права и правоприменительные  решения либо даже и общие  требования).

В зависимости от субъектов, принявших  акты исполнительной власти,

они делятся:

•   на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы  и распоряжения Президента РФ; постановления  и распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления и другие акты центральных органов Российской Федерации; акты территориальных федеральных органов; постановления и другие акты мэров, губернаторов; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);

•   акты субъектов власти, не находящихся в системе аппарата исполнительной власти (постановления  судей по делам об административных правонарушениях; приказы председателей  судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центрального банка РФ);

•   акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.

По форме выражения различают  акты:

•   письменные (являются разновидностью служебных документов);

•   устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);

•   конклюдентные - выраженные в знаках, световых и звуковых сигналах (например, жесты работника милиции, регулирующего уличное движение).

Исходя из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:

•   плановыми;

•   методическими;

•   кадровыми;

•   финансовыми;                                       .

•   учетными и т. д..       

Б зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в

силу:

немедленно, с даты подписания, принятия;

с даты, указанной в акте;

с даты, указанной в другом акте;

после государственной регистрации  и официального опубликования.

По степени сложности различают:

простые (рутинные);

сложные;

уникальные акты.

В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся:

на дискреционные (принимаемые  в условиях свободы усмотрения, широкой  самостоятельности органа, должностного лица);

принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;

принимаемые при отсутствии выбора.

В зависимости от порядка принятия административные акты подразде-

ляются:

на коллегиальные (принимаемые  большинством от общего числа кол-

легиального органа);

единоличные акты.

ВОПРОС 42.

Требования к актам исполнительной власти

1.  Целесообразность.

2.  Законность.

3.  Организационно-технические  требования.

 

1. Первое требование, предъявляемое  к акту, - целесообразность, полезность  с точки зрения государственных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо. Он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусматривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:

•   права человека;

V уровень сознания и культуры  масс;

•   плюрализм мнений, интересов;

68

•   возможности решения проблем;

•   ранее принятые акты.

2. Законность - второе требование  к актам исполнительной власти, предусматривающее:

•   наличие компетенции автора;

I   соответствие акта закону  по существу;

I   соответствие цели закона;

•   принятие в установленный  законом срок;

•   соблюдение процессуальных правил издания акта.

Акты, не соответствующие требованиям  законности, подразделяют на

ничтожные и оспоримые.

Акты признаются ничтожными, если:

•   на то есть прямое указание закона;

•   грубо нарушена подведомственность административных дел;

•   нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта;

•   нарушен срок давности;

•   акт предписывает совершение преступления и т. д.

Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.

3. Сущность организационно-технических  требований, предъявляемых к актам исполнительной власти:

•   акт должен быть написан  четким, ясным, лаконичным языком, понятным для тех, к кому он обращен;

•   акт должен быть оформлен грамматически правильно (любые  ошибки могут исказить его смысл);

•   акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;

•   оформленный надлежащим образом  акт должен быть передан на хранение.

66

ВОПРОС 43.

Процесс принятия административных актов

1.  Подготовка решения.

2.  Принятие решения.

3.  Государственная регистрация.

4. Доведение решения до сведения  исполнителей, заинтересованных лиц.

 

1. Первая стадия процесса принятия  административных актов - подготовка  решения (об утверждении, выделении,  направлении, исполнении и т.  п.) Этапы этой стадии:

•   правовая инициатива. Акт  принимается, если есть фактические  и юридические основания. Основанием для принятия или отмены акта может  быть инициатива субъекта исполнительной власти, поручение вышестоящего органа, обращение организации, заявление  гражданина, иные;

•   анализ ситуации и вариантов  правового воздействия. В ходе анализа  выясняются фактическое положение  дел, возможные варианты решения  возникающих вопросов;

•   подготовка проекта. Разработка проекта возлагается на орган, структурное  подразделение, должностное лицо, которым необходимо решение конкретного вопроса или выработка нормативного положения на определенный срок. Проект акта подлежит обсуждению, согласованию и считается согласованным при наличии виз руководителей органов исполнительной власти.

2.  Вторая стадия процесса  принятия административных актов  - принятие решения - предусматривает:

•   возможное обсуждение и  обязательное голосование в коллегиальных  органах. Иногда решения принимаются  путем опроса. Большинство правовых актов принимается единолично;

 

•   внесение изменений в проект. Проект может быть признан негодным, что предполагает разработку нового, с учетом замечаний и требований, выдвинутых в процессе обсуждения и  согласования;

•   оформление решения. Оформление решения заключается в окончательном редактировании, подписании административного акта, присвоении порядкового номера и т. д.

3.  Ведомственные нормативные  акты, затрагивающие права, свободы  и законные интересы граждан  или носящие межведомственный  характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Цель государственной регистрации - проверка правового акта с точки зрения соответствия закону.

                                        67

Информация о работе Административное право, конспекты лекций