Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

Административный процесс характеризуется  следующими особенностями:

•   представляет собой разновидность  властной деятельности субъектов исполнительной власти;

•   целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

•   промежуточные и окончательные  итоги процесса закрепляются в официальных  документах;

•   регламентируется административно-процессуальными  нормами.

В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части:                           

•   процесс административного  правотворчества;

•   правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс.

•   административно-юрисдикционный процесс.

2. Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой:

•   непосредственными задачами и целями;

•   особым кругом участников и  спецификой их правового статуса;

•   юридическими фактами;

•   сроками совершения;

 

•   процессуальным оформлением.

Общими для административного  процесса, а следовательно, и для  любого входящего в него производства являются следующие стадии:

 анализ ситуации, в ходе которого  собирается, изучается информация  о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

•   принятие решения, в котором  устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает);

  исполнение решения.

В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного  процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).

ВОПРОС 58.

 Производство по делам об  административных правонарушениях

1. Задачи производства по делам  об административных правонарушениях.

2. Открытое рассмотрение дел  об административных правонарушениях.

3. Обстоятельства, исключающие производство  по делу об административном        правонарушении.                                    

 

1. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами  производства по делам об административных  правонарушениях являются:

•   всестороннее, полное, объективное  и своевременное выяснение обстоятельств  каждого дела;

88                                                                                   •   разрешение его в соответствии с законом;   .

•   обеспечение исполнения вынесенного  постановления;

•   выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

2. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением следующих случаев:

 если это может привести  к разглашению государственной,  военной, коммерческой или иной  охраняемой законом тайны;

•   если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится  судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Производство по делу об  административном правонарушении  не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению  при наличии хотя бы одного  из следующих обстоятельств:

•   отсутствие события административного правонарушения;

•   отсутствие состава административного  правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или бездействия  возраста, предусмотренного законом  для привлечения к административной ответственности;

•   невменяемость физического  лица, совершившего противоправные действия или бездействие;

•  действия лица в состоянии  крайней необходимости;

•   издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

•   отмена закона, установившего  административную ответственность;

% истечение сроков давности  привлечения к административной  ответственности;

•   наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий или бездействия лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

•   смерть физического лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении.

ВОПРОС 59.

 Участники производства по  делам об административных правонарушениях

1. Компетентные органы и должностные  лица.

2.  Субъекты, имеющие личный интерес в деле.

3.  Лица и органы, содействующие  осуществлению производства.

 

Все субъекты производства по делам  об административных правонарушениях  образуют несколько групп.

1 Компетентные органы и должностные  лица, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела:

•   административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;

•   администрации районов, городов, поселков, сел;

•   районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

•   судьи;

 органы внутренних дел (милиция);

•   органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные  функции.

2. Субъекты, имеющие личный интерес  в деле:

•  лицо, привлекаемое к административной ответственности;

•   потерпевший (лицо, которому административным правонарушением  причинен моральный, физический или  имущественный вред);

•   законные представители обеих  сторон (лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего) - родители, усыновители, опекуны, попечители;

•   адвокат.

3. Лица и органы, содействующие  осуществлению производства:

•   свидетели (лица, которым  могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по конкретному делу);

•   специалисты (не заинтересованные в исходе дела лица, обладающие познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и  изъятии доказательств, а также  в применении технических средств);

90                                                                      эксперты (лица, обладающие специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);

 переводчики (не заинтересованные  в исходе дела лица, владеющие языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении);

"  понятые.

ВОПРОС 60.

 Стадии производства по делам  об административных правонарушениях

1. Понятие стадии производства  по делам об административных  правонарушениях.

2. Система стадий и этапов  производства по делам об административных  правонарушениях.

last

1.  Стадия производства по  делам об административных правонарушениях -

сравнительно самостоятельная  часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет  присущие только ей задачи, иные особенности (крут участников производства, оформление решений специальными процессуальными  документами).

2. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих стадий:

•   административного расследования. Этапы данной стадии:

-  возбуждение дела;

-  установление фактических  обстоятельств;

-  процессуальное оформление  результатов расследования;

-  направление материалов для  рассмотрения по подведомственности;

•  рассмотрения дела. Этапы данной стадии:

-  подготовка дела к рассмотрению  и слушанию;

-  анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

-  принятие постановления, определения;

-  объявление постановления  по делу и подписание определения  по делу об административном  правонарушении;

•   пересмотра постановления. Этапы  данной стадии:

-  обжалование, опротестование  постановления;

-  подготовка к рассмотрению  жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

-  рассмотрение жалобы на  постановление;

-  решение по жалобе на  постановление и его оглашение;

-  пересмотр решения, вынесенного  по жалобе на постановление  по делу,   исполнения постановления.  Этапы данной стадии:

-  обращение постановления к  исполнению;

-  приведение в исполнение  постановления по делу;

-  окончание производства по  исполнению постановления о назначении  административного наказания.

ВОПРОС 61.

 

 Административное расследование

1. Случаи проведения административного расследования.

•2. Место и сроки административного  расследования.

3. Процессуальное оформление результатов  расследования.

4. Направление материалов для  рассмотрения.

 

1. Административное расследование  проводится в случаях, если  после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Такие административные нарушения выявляются к области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства i оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук ции, пожарной безопасности, дорожного движения.

2. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного  расследования не может превышать  одного месяца с момента возбуждения  дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом - на срок не более одного месяца. По делам о нарушении таможенных правил этот срок может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

92

3. Процессуальное оформление результатов  расследования. Решение о возбуждении  дела об административном правонарушении  и проведении административного  расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении  дела об административном правонарушении указываются:

•   дата и место составления  определения;

•  должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;

•   повод для возбуждения  дела об административном правонарушении;

•  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

По окончании административного  расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

4. Протокол или постановление  прокурора об административном  правонарушении направляется судье,  в орган, должностному лицу, уполномоченным  рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

93

ВОПРОС 62.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Подготовка дела к рассмотрению  и анализ собранных материалов.

2.  Обстоятельства, исключающие  возможность рассмотрения дела.

3.  Место рассмотрения дела.

4. Принятие постановления.

5. Объявление постановления по  делу.

 

1. При подготовке к рассмотрению  дела об административном правонарушении  судья, орган, должностное лицо  выясняют следующие вопросы:

•   относится ли к их компетенции  рассмотрение данного дела;

Информация о работе Административное право, конспекты лекций