Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).

3. Организационно-правовая форма  - признак, по которому органы  исполнительной власти подразделяются:

на правительства;  министерства;  государственные комитеты;

комитеты;  службы;

 главные управления;  управления;

инспекции;

агентства;

департаменты;

администрации;

мэрии;

отделы и т. д.

4. По порядку разрешения  подведомственных вопросов органы  исполнительной власти подразделяются:

на единоначальные - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

••••   35

•   коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит  приоритет в принятии решений  по всех] вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.

ВОПРОС 25.

 Принципы построения  органов исполнительной власти

1.  Принцип федерализма.                               •

2.  Принцип сочетания централизации    и децентрализации.                3. Принцип законности.

 

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов  федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности.

1.  Принцип федерализма в системе  органов исполнительной власти  обусловлен государственным устройством  Российской Федерации.

В структурном плане он проявляется  в том, что в общую систему  органов исполнительной власти входят:

•   федеральные органы исполнительной власти;

•   органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В юридическом смысле принцип федерализма  проявляется в следующем:

•   компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между  ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

•   Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов  государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов  исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти);

•   одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральные органы исполнительной власти по соглашению с

36        •                                            •   

органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих  полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации).

2.  Принцип сочетания централизации  и децентрализации оказывает существенное влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

Централизация - сосредоточение большей  части государственных функций  в ведении центральных органов  федеральной исполнительной власти.

Децентрализация означает закрепление предметов ведения и полномочий затем или иным органом, которые он должен-осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

3.  Принцип законности проявляется  в том, что все органы государственной  власти и должностные лица обязаны соблюдать законы и Конституцию РФ.

ВОПРОС 26.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

1. Место Президента РФ в системе  исполнительной власти.

2. Полномочия Президента РФ.

 

1.  Осуществляя государственную  власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

•   непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных  органов исполнительной власти);

•   косвенно (через Правительство).

2.  В сфере исполнительной  власти Президент РФ обладает рядом полномочий, в частности:

•   назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства РФ;

•   имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

•   принимает решение об отставке Правительства РФ;

•   представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и

37

ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Централь ного банка Российской Федерации;

•   по предложению Председателя Правительства Российской Федераци -назначает на должность и освобождает от должности заместителей Прел седателя Правительства Российской Федерации, федеральных министре!

•    формирует и возглавляет  Совет Безопасности Российской Федерации   формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

•   назначает и освобождает  полномочных представителей Президента Рос сийской Федерации;

•   вносит законопроекты в  Государственную Думу;

•   подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе  по вопро сам исполнительной власти);

•   обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  по ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства;

•   издает указы и распоряжения;

 может использовать согласительные  процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•   вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

ВОПРОС 27.

 Правительство Российской Федерации  и его полномочия

1. Правительство РФ в исполнительной  власти.

2. Полномочия Правительства РФ.

 

1. Правительство Российской Федерации  - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и издает административно-правовые акты от своего имени.

Состав Правительства РФ, порядок  его формирования, цели, основные направления  деятельности, полномочия, взаимоотношения  с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.

38

Согласно ст. 110 Конституции Правительство  Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

2. Конституция РФ предусматривает  следующие полномочия Правительства  РФ:

" разработка и представление  Государственной Думе федерального  бюджета и обеспечение его  исполнения;

 проведение в Российской  Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

 проведение в Российской  Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии;

•  управление федеральной собственностью;

•  реализация мер по обеспечению  обороны страны, государственной безопасности, внешней политики Российской Федерации;

•  обеспечение законности, прав и свобод граждан;

•  охрана собственности и общественного  порядка, борьба с преступностью;

•  иные полномочия, возложенные  на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

ВОПРОС 28.

 Центральные органы федеральной  исполнительной власти

1. Система федеральных органов  исполнительной власти.

2.  Организационно-правовые формы.

3.  Устройство центрального органа.

 

1. Согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 систему федеральных органов исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации). Центральные органы исполнительной власти функционируют в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 (в ред. от 1 ноября 2001 года).

39

2. Организационно-правовые формы  центральных органов исполнительной  власти:

федеральные министерства, государственные  комитеты Российски Федерации. Министерство РФ - федеральный орган исполнительно] власти, проводящий государственную  политику и осуществляющий уп равление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральные министерства являются центральным единоначальными органами. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями. Государственный комитет РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Правовое положение федеральных  министерств и государственных  комитетов характеризуется следующими общими признаками:

•   перечень устанавливается  Президентом РФ;

•   они относятся к центральным  органам исполнительной власти и  действуют в пределах своей компетенции в масштабах страны;

•   большинство их работает под непосредственным руководством Правительства РФ;

•  положение о  федеральном министерстве, государственном  комитете утверждается Президентом  или по его поручению Правительством РФ;

•   министры и председатели государственных комитетов назначаются  Президентом РФ;

•   министерства и  государственные комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, Правительством, между  собой, однопрофильными нижестоящими органами;

федеральные ведомства (комитеты; федеральные службы; агентства; инспекции, комиссии, центры и другие органы). Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Комитеты Российской Федерации, федеральные службы, агентства, инспекции - органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями.

3. Устройство центрального  органа:

•   руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);

 производственные  структурные подразделения, которые  руководят службами, непосредственно выполняющими определенные задачи (в Министерстве внутренних дел - Служба уголовного розыска, ГИБДД);

 штабные подразделения,  занимающиеся внутриорганизационной  деятельностью в рамках ведомства  (управления бухгалтерского учета,  кадров).

ВОПРОС 29.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Система органов  исполнительной власти субъектов  РФ.                                                 2. Органы общей компетенции.

3. Органы отраслевой  и межотраслевой компетенции.

 

1. Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов Российской Федерации - их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Президента РФ. В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. В систему государственной власти субъектов РФ входят:

•   президенты;

•   главы субъектов  Российской Федерации или главы  их администраций. Президенты, главы субъектов или главы их администраций обладают широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.

2. Органы общей компетенции.

•   правительства  республик, образуемые либо представительными  органами, либо Президентами, либо на основании  сочетания выборности;

•   администрации краев, областей, автономной области, автономных округов.

Комплекс полномочий этих органов  закреплен законодательством субъек-

тов Российской Федерации и включает в себя: •  разработку и представление  на утверждение представительному  органу

бюджета, обеспечение его исполнения; V распоряжение и управление имуществом; & разработку и реализацию программ в сфере управления;

Информация о работе Административное право, конспекты лекций