Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

 социальное управление, регулируя  поведение участников совместной  деятельности, достигает этой цели  в рамках общественных связей;

•  базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений;

  механизм реализации социального  управления олицетворяют субъекты  управления (органы управления).

4. •    В процессе осуществления  социального управления выполняются следующие функции:

 сбор и обработка информации;

•   прогнозирование (научное  предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов  на основе объективных данных);

  планирование (определение направлений,  целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

  организация (формирование  системы управления, упорядочение  управленческих отношений между  субъектом и объектом управления);

•   координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих  целей управления;

•   контроль и учет.

ВОПРОС 6.

   Государственное управление: сущность, функции

1.  Понятие государственного  управления.  

2.  Субъекты и объекты государственного  управления.                              3.  Характерные черты государственного  управления.                                           4.  Функции государственного управления.

1.   Государственное управление, в широком смысле слова, - управление  делами государства, которое осуществляется  всеми органами государства и  во всех ветвях власти (законодательной,  исполнительной и судебной).

Государственное управление, в узком  смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

2. Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные  лица, которые наделены государственно-властными полномочиями. Объекты государственного управления - предприятия, органи-

зации, граждане, которые не имеют  властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется организационно-распорядительной.

3 Государственное управление характеризуется  следующими признаками: •• является  организующей деятельностью;

•   носит организационно-распорядительный характер;

4. в процессе осуществления управленческой  деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;

•   осуществляется уполномоченными  на то субъектами управления.

 Функции государственного управления:

•   разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

 установление и эффективное  проведение в жизнь правовых  и организационных основ хозяйственной  жизни;

•   управление учреждениями государственного сектора;

•  регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

 обеспечение реализации прав  и обязанностей физических и  юридических лиц в сфере государственного  управления;

•   осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

ВОПРОС 7.

   Исполнительная власть:

понятие, место в механизме разделения властей

1 . Понятие исполнительной власти.

2. Цели исполнительной власти.

3. Признаки исполнительной власти.

4. Место исполнительной власти в механизме

разделения властей.

1.  Исполнительная власть - инструмент  защиты и обеспечения интересов  гражданского общества и его  отдельных членов. Функции исполнительной  власти связаны с практической  реализацией законов, для чего  используется определенная часть государственно-властных полномочий.

2. Главные цели исполнительной  власти:

•   обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

10                                                                           •   создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

•   создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

3 Признаки исполнительной власти:

•   универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

 предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных  ресурсов);

 принудительность (опора на  силу - возможность самостоятельно  осуществлять меры воздействия);

•   организующий характер.

4. Основные организационно-правовые  принципы взаимоотношений законодательной,  исполнительной и судебной власти:

 каждая власть имеет точно  определенную компетенцию, без  права той или иной власти  вмешиваться в полномочия другой;

•   приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная  власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается  отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

•   осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

•   гарантией взаимоотношений  между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать  споры между ними на основе Конституции;

•  для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного  характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся  под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

•   отношения власти с гражданином;

•   хозяйственная, социальная и  правоохранительная сферы, область  внешних отношений и интересов;

•   отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

•       •                       11

ВОПРОС 8.

   Основные функции исполнительной  власти

1. Функции ориентирования системы.

2.  Функции обеспечения системы.                     

3.  Функции оперативного управления  системой.

1.  Функции ориентирования системы:

•   анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью  изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);

•   прогнозирование (предвидение  изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);

•   планирование (определение  направлений, целей, задач и возможных  результатов управленческой деятельности);

•   правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);

•   методическое руководство.

2. Функции обеспечения системы:

•   материально-техническое  обеспечение;

•   финансовое обеспечение; V кадровое обеспечение;

•   информационное обеспечение.

3. Функции оперативного управления системой:

•   организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);

•   общее руководство и  оперативное распорядительство;

 предварительная и текущая  координация действий различных  органов управления, должностных лиц, организаций;

•   контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления  и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);

 учет (систематический сбор сведений);

•   оценка (всей работы, отдельных  работников, выполнения конкретных заданий  и т. д.).

12

ВОПРОС 9.

   Основные принципы организации  исполнительной власти

                               1. Принцип народовластия.

2. Принцип законности.

3. Принцип разделения властей.

4. Принцип федерализма.

5. Принцип гласности.

6. Принцип приоритета и гарантированности

прав личности.

7. Принцип централизации и децентрализации.

Органы исполнительной власти в  своей деятельности руководствуются  следующими принципами.

1.  Принцип народовластия. Закрепленный  в Конституции принцип народовластия  означает, что народ - единственный  источник власти, он осуществляет  свою власть непосредственно  и через органы исполнительной  власти. Контроль за деятельностью  органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установлен порядок отчетности должностных лиц органов исполнительной власти перед населением.

2. Принцип законности предусматривает обязанность всех органов государственной власти, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Одной из основ поддержания законности и

правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается также в требовании строгого соблюдения норм Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти и актов, принимаемых  субъектами. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

3. Принцип разделения властей  отражает существование и самостоятельность  трех ветвей власти - законодательной,  исполнительной, судебной. Каждая ветвь  государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

4. Принцип федерализма. Компетенция  органов исполнительной власти  и взаимоотношения между ними  определяются на основе нормативно-правовых  актов, закрепляющих разграничение  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов государственной

     13

власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных  органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными Ьрганами исполнительной власти).

5. Принцип гласности. Конституцией  Российской Федерации установлено,  что законы подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

6. Принцип приоритета и гарантированности  прав личности. Права личности  являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

7. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Принцип централизации - сосредоточение большей части государственных  функций в ведении центральных  органов федеральной исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством.

Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения  и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно му органу.

ВОПРОС 10.

Формы осуществления исполнительной власти

1.  Понятие и виды форм осуществления исполнительной власти.

2.  Правовые формы осуществления  исполнительной власти.

3.  Неправовые формы осуществления  исполнительной власти.

1. Формы осуществления исполнительной  власти - внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными ли-

цами) в процессе осуществления  исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Выделяют следующие формы осуществления  исполнительной власти:  правовые,

•   неправовые (организационные).

Правовые и неправовые формы  различаются по характеру вызываемых последствий - правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические  последствия, а неправовые формы  прямых юридических последствий  не влекут.

2. Правовые формы осуществления  исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.

По содержанию выделяют правотворческую  и правоприменительную фор-•      мы осуществления исполнительной власти.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, I      изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании :       нормативных актов. Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:

Информация о работе Административное право, конспекты лекций