Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций
конспекты лекций по особенной части административного права
• принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;
• создается текст проекта;
• проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами;
• организуется обсуждение проекта в правотворческом органе;
• проект утверждается и опубликовывается.
Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая - руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.
Правоприменительная деятельность включает:
• установление фактических обстоятельств дела;
выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;
• толкование правовой нормы;
• принятие индивидуального акта;
• исполнение акта применения нормы права.
По целям использования 
15
турными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности.
По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование жестов, сигналов, знаков).
Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:
• представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую инспекцию);
• осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия);
•   выдача документов, подтверждающих 
наличие специального права (лицензии 
на право осуществления 
• совершение иных юридически значимых действий.
3. Неправовые формы 
осуществление организационных действий, возникающих в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, контроль, изучение и обобщение опыта работы, подбор и обучение кадров);
• выполнение материально-технических действий, которые носят вспомогательный характер в управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства).
ВОПРОС 11.
Административно-правовые нормы
1.  Понятие административно-
2.  Особенности административно-
Нормы административного права:
•   устанавливают правовые положения 
и компетенцию органов 
• регулируют деятельность органов исполнительной власти;
• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти; определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
16
2. Особенности административно-
цели административно-правовых норм - обеспечение организации и упо-рядочение функционирования всей системы исполнительной власти;
административно-правовые нормы определяют должное поведение всех |лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
(назначение административно-
•   посредством административно-
• административная ответственность - юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы;
 административно-правовые 
 административно-правовые 
ВОПРОС 12.
 Структура административно-
1. Структура административно-
2. Особенности структуры административно-правовой нормы.
1.   Административно-правовая 
норма так же, как и нормы 
других отраслей права, имеет 
свою структуру (внутреннее 
гипотеза - условия действия административно-правовой нормы; V диспозиция - предписания, запреты и дозволения;
•   санкция - меры административного 
или дисциплинарного 
2, Особенности структуры 
• не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она изла-1 гается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);
 • структура многих 
17
ятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;
для административно-правовых санкций 
характерно многообразие: административные 
санкции, дисциплинарные, административно-материальные, 
административно-
санкции в административном праве разделяют на абсолютно - определенные и относительно - определенные.
ВОПРОС 13.
 Виды административно-
1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений.
2. По предмету регулирования.
3. По предмету воздействия на субъекты, административного права. 4. По адресату.
5. По пределу действия.
6. С учетом федеративного устройства.
1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений
все нормы административного права делятся:
на общие - нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);
особенные - нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.
2. По предмету регулирования различают:
материальные - нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;
процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.
3. По предмету воздействия на 
субъекты административного 
обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
18
запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних - пример специального запрета;
уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспози-тивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.);
рекомендательные - нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.
4. По адресату могут быть 
административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;
вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
административно-правовой статус общественных объединений;
отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;
административно-правовой статус гражданина.
5. В зависимости от предела 
действия административно-
а) соответственно территориальному масштабу:
территориальные - нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях - общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории);
19
•   межтерриториальные - нормы, 
действующие в границах нескольких государственно-территориальных 
(административно-
б) по действию во времени:
• срочные - нормы, для которых определен срок действия;
бессрочные - нормы без указания срока действия, т. е. до официально!! отмены компетентным органом;
в) по кругу лиц:
  нормы, действие которых 
связано с распространением 
• нормы, действие которых связано с распространением устанавливае мых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (рас пространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строи тельства на военнослужащих).
6. С учетом федеративного 
ВОПРОС 14.
 Реализация административно-
1. Понятие реализации 
2. Исполнение.
3. Применение.
4. Соблюдение.
5. Использование.
1. Реализация норм 
• исполнение;
• применение;
• соблюдение;
• использование.
2. Исполнение - точное следование 
участников регулируемых 
3. Применение выражается в 
4. Соблюдение как 
5. Использование как форма 
ВОПРОС 15.
Источники административного права
1. Понятие "источники 
3. Акты субъектов Российской Федерации.
4. Акты органов местного 
5. Международные акты.
1. Источники административного права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих административно-правовые нормы, источники административного права можно разделить на следующие группы.
2. Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы РФ:
а) Конституция РФ, обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;
б) акты Федерального Собрания РФ:
• федеральные конституционные законы - основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного
Информация о работе Административное право, конспекты лекций