Административное право, конспекты лекций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:38, курс лекций

Описание работы

конспекты лекций по особенной части административного права

Файлы: 1 файл

Административное право Конспект лекций. Новиков С.А. М Приор-издат 2003 - 128 с.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

•   ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

•   старшие государственные  должности государственной службы (2-я группа);

•   младшие государственные  должности государственной службы (1-я группа).

В зависимости от характера и  объема полномочий государственные служащие подразделяются на следующие группы:

 представители административной  власти - лица, имеющие право предъявлять  юридически властные требования (давать предписания, указания) и  применять меры административного  воздействия к органам и лицам,  не находящимся в их подчинении (например, работники милиции);

•   оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно  определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (например, экономисты и юрисконсульты);

 вспомогательный состав - государственные  служащие, служебная деятельность  которых не предполагает совершения  действий, влекущих

юридические последствия, влияющих на содержание решений данного  •  органа (например, технические секретари);

 граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (например, нотариусы).

ВОПРОС 34.

 Административно-правовое регулирование  порядка прохождения государственной  службы

1. Поступление на государственную службу   и нахождение на государственной службе.

2.  Аттестация государственного  служащего. 

3.  Перемещение по должности.

4.  Прекращение государственной  службы.

 

 

1. Право поступления на государственную  службу имеют граждане Российской  Федерации не моложе 18 лет (предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном законодательством.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

  признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

  лишения его права занимать  государственные должности государственной  службы в течение определенного  срока решением суда, вступившим  в законную силу;

 наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

 отказа от прохождения процедуры  оформления допуска к сведениям,  составляющим государственную и  иную охраняемую законом тайну,  если исполнение должностных обязанностей по государственной долж-

                   49

ности государственной службы, на которую претендует гражданин, ев зано с использованием таких сведений;

•   близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестрг сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) государственным служащим, если их государственная служба связана непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного i них другому;

•   наличия гражданства иностранного государства, за исключением ел; чаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимж ; основе межгосударственными соглашениями.

Гражданин поступает на государственную  службу на условиях трудов! го договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок i более пяти лет.

Назначение впервые или вновь  поступающих на государственную  службу осуществляется:

•   на государственные должности  государственной службы категории "Б" по представлению соответствующих  лиц, замещающих должности кате гории "А" либо уполномоченных ими лиц или государственных органо,:

•   на государственные должности  государственной службы 1-й групп" категории "В"- соответствующим  должностным лицом;

•   на государственные должности  государственной службы 2, 3, 4 и 5- i групп  категории "Б"- по результатам конкурса на замещение вакантно": государственной должности государственной службы.

В случае служебной необходимости  государственный служащий с em согласия может быть командирован в другой государственный орган длч исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

2.  Для определения уровня  профессиональной подготовки и  соответствия государственного  служащего занимаемой государственной  должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года но не реже одного раза в четыре года.

3.  Для государственных служащих  предусмотрено перемещение по должно ста:

•   на вышестоящие должности;

•   нижестоящие должности;

•   равнозначные (в связи  с необходимостью).

4.  Государственная служба прекращается  при увольнении государственного  служащего, в том числе в  связи с выходом на пенсию.

50

Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

 достижения им предельного  возраста, установленного для замещения  государственной должности государственной службы;

 прекращения гражданства Российской  Федерации;

 несоблюдения обязанностей  и ограничений, установленных  для государственного служащего;

, разглашения сведений, составляющих  государственную и иную охраняемую  законом тайну;

•   отказа служащего от перевода в другую местность;

•   возникновения иных обстоятельств, предусмотренных законодательством.

ВОПРОС 35.

Основы административно-правового  статуса государственных служащих

1. Основы административно-правового

статуса государственных служащих.

2. Общие и специальные  права и обязанности.

3. Ограничения, связанные  с государственной службой.

 

1. Признаки административно-правового  статуса государственных служащих:

•   права и обязанности  государственных служащих устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

•  деятельность государственных  служащих подчинена осуществлению  задач, возложенных на соответствующий  орган, и носит официальный характер;

•   служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями (права должны использоваться в интересах службы), а обязанности - правами (в противном случае обязанности нельзя будет осуществить);

•   осуществление  служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

51

•   законные предписания  и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они  адресованы;

•   государственные  служащие имеют право на продвижение по службе;

•   предусмотрены  ограничения общегражданских прав и обязанностей государственных  служащих с целью повышения эффективности  служебной деятельности;

•   для государственных  служащих предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

2. Общегражданские права  и обязанности государственных  служащих тс же, что и у других  граждан. Гражданские права и  свободы государственных служащих  ограничены законом с целью  нормального функционирования государственной службы.

Служебные обязанности  и права предоставляются государственным  служащим для эффективного осуществления  служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Служебные  права и обязанности делятся  на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

Характер и объем  специальных обязанностей и права  государственных служащих зависят  от правового положения органа, в  котором они состоят на службе. Например, специальными являются обязанности и права налогового инспектора в области контроля за соблюдением налогового законодательства.

3. В соответствии с  Законом РФ "Об основах государственной  службы Российской Федерации  " государственный служащий не  вправе:

•   заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой деятельности;

•   быть депутатом  законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

•   заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

•   состоять членом органа управления коммерческой организацией;

•   быть поверенным или представителем по делам третьих  лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной  службе либо который непосредственно  подчинен или непосредственно подконтролен ему;

•   использовать в  неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое государственное  имущество и служебную информацию;

52      •                                                                      получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;   получать от физических и юридических лиц вознаграждения;

 принимать без  разрешения Президента РФ награды,  почетные и специальные звания  иностранных государств, международных и иностранных организаций;

•   выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и  юридических лиц, за исключением  служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или  на взаимной основе по договоренности органов государственной власти РФ и субъектов Федерации с государственными органами иностранных государств;

•   принимать участие в  забастовках;

•   использовать свое служебное  положение в интересах политических партий, общественных, в том числе  религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

ВОПРОС 36.

 Права и обязанности государственного  служащего

1. Права государственного служащего.

 

2. Обязанности государственного  служащего.

 

1, В соответствии с Законом  РФ "Об основах государственной  службы Российской Федерации"  государственный служащий имеет  право:

•   на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

•   получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

•   посещение в установленном  порядке для исполнения должностных  обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

•   принятие решений и участие  в их подготовке в соответствии с  должностными обязанностями;

•   участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной  государственной должности государственной  службы;

•   продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

 ознакомление со всеми материалами  своего личного дела, отзывами  о своей деятельности и другими  документами до внесения их  в личное дело, приобщение к  личному делу своих объяснений;

 переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за  счет средств соответствующего  бюджета;

  пенсионное обеспечение с  учетом стажа государственной  службы;

•   проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

•   объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

 внесение предложений по  совершенствованию государственной  службы в любые инстанции.

2. Статьей 10 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлены следующие обязанности государственного служащего:

•   обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции  РФ, реализацию федеральных законов  и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

•   добросовестно исполнять  должностные обязанности;

•   обеспечивать соблюдение и  защиту прав и законных интересов  граждан;

 исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

•   в пределах своих должностных  обязанностей своевременно рассматривать  обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

•   соблюдать установленные  в государственном органе правила  внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

•   поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих  должностных обязанностей;

Информация о работе Административное право, конспекты лекций