Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Содержание работы

Введение
1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
1.1 Понятие, особенности и признаки административной ответственности
1.2 Цели, функции и стадии административной ответственности
1.3 Принципы административной ответственности
2. Особенности института административной ответственности
2.1 Обстоятельства, исключающие административную ответственность
2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     Первая  функция призвана осуществлять общее  предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к  соблюдению и уважительному отношению  к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.

     Вторая  функция проявляется в тех  неблагоприятных последствиях, которые  выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.

     Третья (сигнализационная) функция находит  свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение  противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.

     Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок  ограничения последствий вреда возможного правонарушения -- ограничительная функция. Она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2007. С 13.

     В то же время, цели административной ответственности  можно определить и через цели административного наказания как  меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Можно отметить, что профилактическая (предупредительно-воспитательная) функция административной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.

     Рассматривая  юридическую (в том числе и  административную) ответственность  как некое материальное охранительное  отношение, можно сделать вывод  о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом статусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответственности).

     Основное  различие в этих концепциях состоит  в том, что их авторы по-разному  определяют момент возникновения правоотношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой другой юридической ответственности, на отдельные самостоятельные стадии будет, пожалуй, следующим:

     1) стадия возникновения юридической  ответственности (начинается с  момента совершения правонарушения  и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);

     2) стадия конкретизации юридической  ответственности (начинается с  момента обнаружения правонарушения  должностными лицами компетентных  органов государства и заканчивается  вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);

     3) стадия реализации юридической  ответственности (начинается с  момента вступления в законную  силу правоприменительного акта  государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания (взыскания). Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 2006. С. 41--48.

     1.3 Принципы административной  ответственности

     Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

     · юридическое равенство всех перед  законом и судом;

     · наступление административной ответственности  только за противоправное поведение, а не за мысли;

     · наступление административной ответственности  лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

     · законность привлечения к административной ответственности;

     · справедливость административной ответственности  и ее индивидуализация;

     · своевременность ответственности;

     · принцип целесообразности привлечения  к административной ответственности;

     · принцип неотвратимости наказания  за совершение административных правонарушений.

     Первый  принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

     Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что  лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев -- бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

     Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него.

     административный  ответственность

     Принцип законности привлечения к ответственности  означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм, так и норм процессуальных.

     Справедливость  как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Индивидуализация  наказания -- непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

     Своевременность как принцип юридической ответственности  означает возможность привлечения  правонарушителя к ответственности  лишь в течение так называемого  «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков -- два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания -- один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

     Целесообразность  как принцип юридической ответственности -- это соответствие избираемой в  отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут и не быть использованы. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

     Целесообразность  как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути -- при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием.

     Неотвратимость  как принцип административной ответственности  означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного  принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

      

     2. Особенности института административной ответственности

     2.1 Обстоятельства, исключающие  административную  ответственность

     В теории права существуют основания  исключения юридической ответственности  и освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.

     Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и  саму административную ответственность, являются:

     1) невменяемость физического лица (когда лицо не может отдавать  отчета в своих действиях);

     2) наличие обстоятельств, исключающих  общественную опасность (вредность)  деяния (непреодолимая сила, необходимая  оборона, крайняя необходимость);

     3) отсутствие в деянии признаков  юридического состава административного  правонарушения;

     4) казус.

     Вменяемость лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и  его возраст, является характеристикой  субъекта правонарушения, который в  совокупности с другими элементами образует состав правонарушения. Поэтому обоснованность выделения невменяемости в качестве самостоятельного основания, исключающего юридическую ответственность, вызывает сомнение. Но такова практика (это обстоятельство отражено во многих законах, в том числе и в ст. 2.8 КоАП РФ), а практика иногда разнится с теорией.

     Согласно  ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Информация о работе Административная ответственность