Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Составной частью административного законодательства является законодательство об ответственности за административные правонарушения. Разработка, принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было значительным шагом в осуществлении административной реформы. КоАП РФ помог ликвидировать правовые пробелы, образовавшиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности административной
ответственности.
1.1. Понятие и особенности административной ответственности 5
1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности 7
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности.
Понятие и признаки правонарушения. 10
2.1. Правонарушение как основание административной ответственности 10
2.2. Понятие и признаки правонарушения 11
Глава 3. Состав административного правонарушения и его элементы 16
3.1 Понятие состава административного правонарушения 16
3.2. Состав административного правонарушения 16
Глава 4. Виды административных наказаний и их система 25
4.1. Понятие и сущность административного наказания 25
4.2. Виды административных наказаний 26
Заключение 34
Список нормативно-правовых актов и литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая админ право.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)


ПЛАН

 

Введение                                                                                                                             3

 

Глава 1. Понятие и особенности  административной

ответственности.

                                                                                                                                              5

 

1.1. Понятие и особенности административной ответственности                                 5

1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности                                                                                                                   7

 

Глава 2. Административное правонарушение как основание

административной ответственности.

Понятие и признаки правонарушения.                                                                       10

 

2.1. Правонарушение как основание административной ответственности                 10

2.2. Понятие и признаки правонарушения                                                                      11

 

Глава 3. Состав административного правонарушения и его элементы               16

 

3.1 Понятие состава административного правонарушения                                           16

3.2. Состав административного правонарушения                                                          16

 

Глава 4. Виды административных наказаний и их система                                   25

 

4.1.  Понятие и сущность административного наказания                                              25

4.2. Виды административных наказаний                                                                         26

 

Заключение                                                                                                                       34

 

Список нормативно-правовых актов и литературы                                                36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Составной частью административного законодательства является законодательство об ответственности за административные правонарушения. Разработка, принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было значительным шагом в осуществлении административной реформы. КоАП РФ помог ликвидировать правовые пробелы, образовавшиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях существенно изменил правовое регулирование вопросов административной ответственности за совершение административных правонарушений. Новый КоАП РФ представляет собой кодифицированный акт, в котором систематизированы все акты федерального законодательства об административных правонарушениях. В КоАП РФ устранены многие пробелы в правовом регулировании административной ответственности юридических лиц, сформулированы новые принципы, введены новые нормы и изменены прежние нормы в большинстве других разделов института административной ответственности.

Среди различных юридических  способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Последние сто лет  роль административной ответственности  постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала  проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

Итак, объектом данной курсовой работы являются административная ответственность и административное правонарушение.

Цель работы – выявление проблем административной ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности, анализ действующего законодательства, а также статей и монографии, посвященных данной теме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) выделить особенности административной ответственности и критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности;

б) рассмотреть правонарушение как основание административной ответственности;

в) определить состав административного правонарушения и его элементы;

г) рассмотреть вопрос соотношения административной ответственности и административного наказания.

Для решения  поставленных задач мы провели анализ учебной и научной литературы по административному праву.

В курсовой работе были использованы такие нормативно – правовые акты, как Конституция РФ, КоАП РФ, была использована судебная практика. Во многом нам помогли статьи таких авторов, как Е.М. Жамбиевой, В.Е. Севрюгина, Э.А. Васильева и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ  ОТ ИНЫХ ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1. Понятие и особенности административной ответственности

В КоАП РФ не дается понятие административной ответственности.                               В юридической литературе существуют различные точки зрения. Одни авторы под административной ответственностью понимают вид административного принуждения. Другие рассматривают административную ответственность как меру воздействия за административное правонарушение.

Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Административная  ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»1.

Поскольку административная ответственность представляет собой  вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи  все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Административная  ответственность характеризуется  следующими признаками, общими для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она  представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это  правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она  влечет за собой наступление неблагоприятных  последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу. Виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

Данный признак  юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

Лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина.

Соответственно  вина является основным условием административной ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности. Из этой позиции следует, что до официального доказательства вины лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может быть признано виновным. В этом и состоит суть презумпции (т.е. предположения) его невиновности. И вполне естественно, что лицо не должно доказывать свою невиновность.

Итак, административная ответственность – вид юридической  ответственности, которая выражается в применении судьей, уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

 

1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности

 

К основным чертам административной ответственности, присущим только данному институту административного  права относятся:

1. Административную  ответственность можно рассматривать  как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Вместе с  тем административная ответственность  применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная  ответственность используется как  важное средство правоохраны,  борьбы с особым видом нарушений  - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

3. Административная  ответственность отличается своим  субъектным составом. Субъектами  этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, организации.

4. По своей  сущности административная ответственность  представляет собой воздействие,  оказываемое полномочным органом  государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение  административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

Информация о работе Административная ответственность