Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности
3. Законодательные основы административной ответственности
4. Освобождение от административной ответственности
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Админстративная ответственность (контрольная).doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  МОСКВЫ 

СУРГУТСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

Контрольная работа 
 

Дисциплина:  Правоведение

Тема:   Административная ответственность 
 
 
 

                              Выполнил: Шепелева Д.И.

                     Специальность: «финансы и кредит»

           Группа: 61

                               Зачетная книжка: 236/07

                   

    Проверил:

               доцент Калугина Л.В.

               Дата_______________

                                                 Оценка:____________ 
 
 

г. Сургут, 2008г. 

ПЛАН 
 

 

     1.  ВВЕДЕНИЕ 

     В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие  общественные отношения во всех сферах  государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из  трех ветвей государственной власти.

     Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой – создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.

     Административно-правовые нормы касаются жизни каждого  человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение  благоприятной среды обитания.

     Предметом административного права является и целенаправленное воздействие  на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия – важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение  сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

     Эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И в зависимости от изменений этих потребностей меняются роли, объемы и соотношение основных составляющих права — его институтов и отраслей.

     В связи с введением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) резко обострилась актуальная проблема изучения в юридических вузах и на факультетах страны уже признанного необходимым и изучаемого почти повсеместно специализированного курса — «Административная ответственность» (хотя именоваться он может и иначе, например, «Административная деликтология», «Административная юрисдикция», «Административное принуждение» и т. п.).

     Административная  ответственность как учебная  дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам для ведения профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и правопорядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможенным, финансовым, экологическим, природоохранным и другим законодательством.

     Целью данной работы стоит раскрытие понятия  и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной  базы об административной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности

 

     Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. 
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

     При наличии юридического факта - административного  правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция  из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

     В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только назначение административного  наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

     Административную  ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.

     Во-первых, она представляет собой государственное  принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

     Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и  справедливости права. Административная ыответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

     В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

     В-четвертых, в мерах административной ответственности  содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

     Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

     В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это негативная ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга. 

     3. Законодательные основы административной ответственности

 

     1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. 
Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

     2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя  и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

     3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, организации.

     4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

     5. Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

     6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к"  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное  и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

     Кодекс  об административных правонарушениях  предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

     Значит, нормы права, содержащиеся во вновь  принимаемых федеральных законах  и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.

     Административная  ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение  правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка  и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов  ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.

Информация о работе Административная ответственность