Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Содержание работы

Введение
1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
1.1 Понятие, особенности и признаки административной ответственности
1.2 Цели, функции и стадии административной ответственности
1.3 Принципы административной ответственности
2. Особенности института административной ответственности
2.1 Обстоятельства, исключающие административную ответственность
2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение

     1. Административная ответственность  как правовой институт: общая  характеристика

     1.1 Понятие, особенности и признаки  административной ответственности

     1.2 Цели, функции и стадии административной  ответственности

     1.3 Принципы административной ответственности

     2. Особенности института административной  ответственности

     2.1 Обстоятельства, исключающие административную  ответственность

     2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие  административную ответственность

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы данной работы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность  является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит  универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

     Административная  ответственность является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.

     Во-первых, административная ответственность  является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Уяснение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения является важнейшей задачей административного права, административно-правовой науки и юридической практики.

     Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы  административных правонарушений, порядок  применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного контроля (надзора) в различных сферах: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасности пожарной безопасности и т. д.

     В-третьих, законодательство об административных правонарушениях претерпело конструктивные изменения в связи с принятием  и вступлением в силу Кодекса  РФ об административных правонарушениях. Новый кодекс провел разделение федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях, признал в качестве субъектов института административной ответственности юридических лиц, закрепил ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, предоставил исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы судьям.

     В-четвертых, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями. Данное производство имеет место наряду с уголовным, арбитражным и гражданским процессами, что объективно требует всестороннего изучения особенностей производства по делам об административных правонарушениях, позволяющий отграничить его от иных процессуальных действий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления с точки зрения законности и единообразия.

       
 
 
 

     1. Административная  ответственность  как правовой институт: общая характеристика

     1.1 Понятие, особенности  и признаки административной ответственности

     Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности».

     Административная  ответственность также философско-социологическое  понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности».

     Административная  ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

     Основные  признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к  следующему:

     · она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);

     · фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дисциплинарный проступок, материальной -- причинение материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;

     · в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

     · субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной -- только физические лица (хотя в ученых кругах и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных образований -- таких ее проявлений, как, например, отставка правительства, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п.);

     · процедура (процесс) привлечения к  административной ответственности  более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);

     · административное наказание как  мера административной ответственности  всегда назначается органом или  должностным лицом на неподчиненных  ему субъектов, что существенно  в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;

     · административное наказание как  мера административной ответственности  может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов. Глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых 58 видов несудебных органов, а также судей -- и это только федеральный уровень, тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания -- только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности -- в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);

     · практическая реализация административной ответственности не влечет за собой  судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности  уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как  и при административной ответственности, лицо считается подвергнутым наказанию в течение установленного срока (один год).

     Несмотря  на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов  юридической ответственности, следует  отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.

     Так, основаниями административной ответственности  следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь  за собой данный вид юридической  ответственности. Среди таковых  факторов принято выделять следующие:

     1) нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;

     2) фактическое основание, каковым  является деяние (действие или  бездействие) конкретного лица, нарушающее  правовые предписания, охраняемые  административными санкциями (т.е. наличия административного правонарушения);

     3) процессуальное основание, каковым  является правоприменительный акт  компетентного субъекта о назначении  административного наказания на  конкретное лицо за конкретное  административное правонарушение.

     Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое. Любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Таким образом, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы самой административной ответственности как таковой не будет. Ряд авторов выделяет в качестве обязательного также и процессуальное основание, понимая под ним акт компетентного субъекта о наложении конкретного вида наказания (взыскания) за конкретное правонарушение. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебное пособие. М., 2008. С. 25--26.

     1.2 Цели, функции и стадии административной ответственности

     Цель  административной ответственности  опосредуется через функции, которые  она выполняет: превентивную (или  предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или  штрафной) и сигнализационную. Все эти функции взаимосвязаны и в той или иной степени проявляются во всех видах юридической ответственности. При этом выделяют также и компенсационную (восстановительную) функцию юридической ответственности, которая характерна в основном для гражданско-правовой (материальной) ответственности.

Информация о работе Административная ответственность