Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65

Файлы: 1 файл

Диплом Килоченко.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

    Современные представления  о функционировании целостного мозга определяют его как динамичную систему, способную к функциональным перестройкам своей текущей деятельности. При нормальном развитии организма в процессе взаимодействия с внешним миром складывается определенный тип внутримозговых и межполушарных взаимодействий, что, в свою очередь, формирует определенный тип функциональной асимметрии мозга. Такой нормальный тип функциональной асимметрии мозга (генетически предопределенный) характеризуется у человека формированием доминирования правой руки  правого глаза, доминированием левого полушария при восприятии вербальной информации, а правого полушария – в обслуживании рассудочной деятельности и т.д. Такой видовой (для человека) профиль функциональной асимметрии мозга исследован достаточно подробно.

В данной дипломной работе было продолжено изучение функциональной асимметрии головного мозга, был проведён анализ  медицинской, психологической, клинической, психофизиологической литературы, подобраны методы диагностики индивидуального профиля функциональной асимметрии головного мозга.

    Проблема - выяснить, как доминантное полушарие влияет на овладение грамматикой родного языка, а именно проанализировать: типичные ошибки, допускаемые учениками при выполнении письменных работ по русскому языку, умение ими излагать материал, пересказывать тексты, грамотно строить предложения.

Гипотеза исследования - на овладение грамматикой родного языка влияет доминантное полушарие головного мозга.

Чтобы доказать выведенную гипотезу, было проведено эмпирическое исследование среди 25 учеников третьего класса города Подольска. 

Для  исследования индивидуального  профиля функциональной асимметрии головного мозга в данной дипломной  работе были использованы следующие  методы диагностики:

- Методика «Горизонтальная восьмёрка» Мандала Юнга

- Методики по определению профиля функциональной асимметрии головного мозга, предложенные Хомской Е.Д. и Ефимовой И.В.

Методика исследования ПЛО включает три группы тестов:

1. Методы для оценки  моторной сферы (ведущей руки).

2. Методы для оценки слуховой сферы (ведущего уха).

3. Методы для оценки  зрительной сферы (ведущего глаза).

Для анализа ошибок по русскому языку оценивались работы по  развитию речи - изложение,  текущие и итоговые письменные работы: домашние упражнения, диктанты, списывания, словарные диктанты.

 В дипломной работе  представлены основные критерии  оценок  письменных работ учащихся  по русскому языку, которыми руководствуются учителя.

Эксперимент проводился в два основных этапа.

Целью  первого этапа  являлось определить у каждого учащегося данного класса индивидуальный профиль функциональной асимметрии головного мозга. После проведения перечисленных выше методик был выявлен профиль функциональной асимметрии головного мозга у каждого  учащегося. Наиболее часто выявляемое полушарие являлось доминантным. 

Цель второго этапа  – анализ письменных работ учеников данного класса по существующим критериям  в русском языке, выявление типичных грамматических ошибок, допускаемых  учащимися, выведение итоговой средней  арифметической оценки  каждого ученика при написании изложений и других письменных работ в течение всего учебного года.

Результаты исследования были записаны в 2 таблицы, в которых  можно соотнести доминантное  полушарие и количество ошибок, допущенных каждым учеником.

Анализ результатов исследования влияния функциональной асимметрии головного мозга на овладение грамматикой родного языка был проведён при помощью критерия хи - квадрат и критерия Стьюдента.

Таким образом,  после  анализа результатов исследования можно утверждать, что гипотеза данной дипломной работы не подтвердилась. На овладение грамматикой родного языка не оказывает влияние функциональная асимметрия головного мозга. Различий на обнаружено, так как при статистической обработке данных по программе хи - квадрат минимальное количество участников эксперимента 30 человек, а в данном исследовании принимало участие 25 учеников.

Возможно, был проведён общий анализ типичных грамматических ошибок. Если бы было более глубокое, разностороннее исследование ошибок, то, возможно, были бы различия, и гипотеза подтвердилась.

Но в данном исследовании тенденции к подтверждению гипотезы есть.

С теоретической точки  зрения левое полушарие отвечает за устную речь (смысловое восприятие и воспроизведение речи), центры речи расположены в нём. Значит, учащиеся с доминирующим левым полушарием должны лучше владеть грамматикой родного языка, иметь более глубокие знания, умения и навыки по данному учебному предмету. Но учащиеся с доминированием правого полушария за счёт компенсирования определённых функций не хуже справляются с овладением грамматикой родного языка.

Природа так создала высший орган  познавательной деятельности человека, что ни одно из его полушарий не способно функционировать в одиночку, то есть не в состоянии уловить  всё богатство реального мира, ощущается ли оно, мыслится или создаётся нашим воображением. Однако каждое полушарие обладает удивительной способностью использовать свои специализированные программы для обыденного поведения в «спокойных», жизненных ситуациях. Для решения же сложных, нестандартных задач, требующих мобилизации внутреннего резерва и активизации творческого подъёма, в работу включаются оба полушария.

Мозг при реализации любой функции работает как парный орган, то есть при осуществлении  любой психической функции «задействованы» оба полушария мозга, каждое при этом исполняет свою роль.

Возможно, учащиеся в  младшем школьном возрасте более  серьёзно относятся к учению, чем  учащиеся среднего звена, учителями  уделяется достаточно времени на изучение теоретического материала, выполняется большой объём упражнений для закрепления пройденного материала, поэтому трудно выделить, кто лучше из данных учащихся, с доминированием левого полушария или правого, владеет знаниями по русскому языку.

Общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ переработки информации. Однако именно угадывающий (или правополушарный) способ в наибольшей степени благоприятствует развитию творческого потенциала человека, интуиции, то есть способствует раскрытию новых личностных возможностей. Необходима дифференциация обучения школьников с учётом их приверженности определённому способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

Сказанное требует нового подхода к решению проблем учёта индивидуальных особенностей личности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и прежде всего современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

В целом приведённые  в дипломной работе данные свидетельствуют  о важности проблем, связанных с  функциональной асимметрией мозга, для оптимизации процесса обучения.

Психологические особенности функционирования полушарий мозга проявляются в когнитивном стиле личности, следовательно, межполушарная асимметрия является основой индивидуальных особенностей личности, проявляемых в познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

  1. Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза. - Тбилиси.: Мецниереба, 1982
  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста под ред. Цветковой Л.С. - М: Воронеж, 2001
  3. Амасьянц Р.А., Амасьянц ЭА. Интеллектуальные нарушения. – М.: Педагогическое общество России, 2004
  4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975
  5. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – Л.: Нева, 1989
  6. Батова Н.Я. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М.: Наука, 1986
  7. Бианки В.Л. Асимметрия головного мозга. – Л.: Наука, 1985
  8. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. - Л.: Наука, 1989
  9. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников - М.: Генезис, 2002
  10. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Проблема «мозг-сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1994
  11. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии  

    человека. - М.: Медицина, 1981

12.   Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии  

   человека. - М.: Медицина, 1988

13.   Вассерман Л.И., Дорофеева С.И., Меерсон Я.А. Методы  

  нейропсихологической  диагностики. - СПб.: Стройлес-печать, 1997

14.    Гречин В.Б. Методы клинической нейрофизиологии. - Л.: Наука,   

         1977

15.    Грюссер О.Й., Зельке Т., Цин-да Б. Функциональная асимметрия и её 

         значение для искусства, эстетического  восприятия и художественного  

         творчества // В кн. Красота и мозг, М.: Наука, 1995

16.   Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998

17.   Деглин В.Л., Баллонов Л.Я. Язык и функциональная асимметрия  

        мозга. -  М.: Наука, 1988

18.   Доброхотова Т.Л. Функциональная асимметрия мозга. М.: Медицина,    

        1988

19. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и

      психопатология  очаговых поражений мозга. – М.: Медицина, 1977

20.  Доброхотова Т.Л., Федорчук А.Г., Брагина Н.Н. Функциональные 

       асимметрии  в деятельности человека. Взаимоотношение  полушарий 

      мозга.  Тбилиси, 1982

21.  Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология   

       ребёнка. М.: Центр ВЛАДОС, 2000

22 . Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Психофизиология. - М.: Изд-во МГОУ,

   2004

23.  Клиническая психология под ред. Карвасарского Б.Д. - СПб: Питер,

2002

24. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980

25.  Кураев Г.А. Функциональная асимметрия мозга и обучение. – Р.: Изд 

     – во  Ростовского ун – та, 1982

26.  Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М.: Наука, 1961 –  

       1963

27.  Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2004

28.  Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Ведение в психофизиологию М.:

    Флинта, 2004

29.  Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий головного мозга         

       и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990

30.  Нейропсихология сегодня под ред. Хомской Е.Д. — М.: Рос. Пед.

    агентство, 1995

31. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное

       психологическое  исследование с элементами математической   

       статистики  – М.: ВДАДОС, 1999

32. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Диктанты и изложения по русскому  

      языку, 1-3 класс.- М.: Аквариум, 1997

33. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология  

  с основами физиологической психологии. - М: ПЕР СЭ; логос,   

  2003

34. Основы психофизиологии: Учебник/ Отв. ред. Александров  

   Ю.И., М.: ИНФРА-М, 1997

35. Павлов И.П. Лекции о больших полушариях головного мозга. –   

      М.: Медгиз, 1949

36 .Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М.:

       Медицина, 1989

37. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в

      детском возрасте. - М.: Академия, 2002

38. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: Изд-во МГУ,

  1978

39. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.:    

  ТЦ Сфера, 2002

40. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое

      сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003

41. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. - М.: ТЦ  

      Сфера, 2001

42. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир,

      1983

43. Степанов В.Г., Ларин И.В., Хатемлянская Е.А. Функциональная

      асимметрия  полушарий мозга и новые педагогические  технологии. М.:

      ВЛАДОС, 1995

 44. Траченко О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы

       анализа лексического и грамматического материала // Физиология  

        человека. - М.: Сфера, 2001

45. Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ межполушарной

      асимметрии мозга. -М.: Рос. пед. агентство, 1986

46. Хомская Е.Д. Психологические особенности исследования в СССр.

     Проблема межполушарной асимметрии мозга // Психологический   

      журнал, 1980

47. Хрестоматия по нейропсихологии под ред. Хомской Е.Д. - М.:

      Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-  

     социальный институт, 2004

48. Хомская Е.Д., Ефимова И.В. К проблеме типологии индивидуальных

      различий межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ, М.:

      Психология, 1991

49. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. -  М.: ВЛАДОС, 1995

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка