Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65

Файлы: 1 файл

Диплом Килоченко.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Оптимальные психолого-педагогические условия  для реализации потенциальных возможностей ребёнка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учётом мозговой организации познавательных процессов.

     Сиротюк А.Л. рассматривает ситуацию успеха с учётом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно. Она выделяет следующие этапы: мотивационный этап, операционный этап, результативный этап. [41, c.24]

    Успех на мотивационном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать своё положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

На мотивационном  этапе урока необходимо учитывать  и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются праволушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. В классе правополушарных учащихся надо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них.

Часто ученики  во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция неслучайна. Глаза в сторону - снижение интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в это момент перерабатьвает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителя воспринимается учеником как агрессия, по отношению к нему возникают раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, учителю необходимо сделать паузу, дать ему возможность усвоить полученную информацию.

Для лучшего  восприятия информации с классной доски  для правополушарных сочетание  цветов должно быть таким: светлая доска - тёмный мел. А посадить их необходимо полукругом. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Задача учителя на операционном этапе - обеспечение учащегося  заданием, которое учитывало бы его  психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

    Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления.

Восприятие правополушарных  детей является целостным, а левополушарных - по частям. Учитывая целостность восприятия правополушарных детей, необходимо разработку новой темы начинать с демонстрации схемы, включающие все элементы последующей информации. Обучение для них должно быть построено на основе синтеза, а не анализа.

Левополушарные учащиеся при аналитическом типе восприятия легче усваивают материал поэлементно, с последующим синтезом. Для них  адекватен аналитико-синтетический  метод обучения.

Правополушарные учащиеся лучше воспринимают новый  материал, находя сходства при сравнении. Левополушарные дети эффективнее работают, находя различия в сравниваемом материале.

Сиротюк А.Л. в книге «Нейропсихологическое  и психофизиологическое сопровождение обучения» относит по типу восприятия правополушарных учащихся к визуалам (зрительное восприятие) или кинестетикам (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарных учащихся - к аудиалам (слуховое восприятие). Для визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст, чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария и т.д.). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. [40, с. 231]

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Сиротюк А.Л. считает, что многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учитель необходимо помнить:

  1. Работая с учеником - визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия.

2. Работая с учеником - кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что они обучаются посредством мышечной памяти.

3.Работая с учеником - аудиалом, необходимо использовать вариации    голоса. [40, с. 232]

Обычно учителя  предпочитают абстрактный, линейный стиль  изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

В учебных  планах редко разрабатывается более  одного стиля обучения. Поэтому именно на школьного учителя ложится  ответственность за изменение и  дополнение учебного плана, чтобы гарантировать  успех всех учащихся. То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, возникает внутренний конфликт: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации.

Дети с  доминированием правого полушария  не контролируют правильность своей  речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик ещё и импульсивен.

Дети с  доминированием левого полушария контролируют свою речь и не имеют успеха в  свободной конверсации. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определёнными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает  такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны - необходимость выполнить работу, а с другой - недостаток условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу, стимулировать его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха.

Ситуация  успеха на операционном этапе выступает  как педагогическое обеспечение  активной учебной деятельности школьника.

Современные педагогические методики в основном ориентированы  на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Традиционное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. Учащиеся этого типа нуждаются в трёхмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию. [41, с.28]

Осознающий  свою задачу учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, занятия  по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе - как лево - так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.

Анализируя  деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией. Они успешны в командных видах спорта. Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированы, мышечно выносливы. Им следует выбирать одиночные виды спорта.

Учителю при  выборе методов и приёмов в  процессе обучения необходимо учитывать  особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий. Например, что соотношение между активностью правого и левого полушарий различно при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных - правое.    Достоверно  установлено, при чтении левое полушарие кодирует печатные символы, а правое находит значение кодируемой информации. Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова).

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии  постоянного стресса, так как  учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (математические построения используются для расчёта бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа).

Левополушарные  учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы или приложений индуктивного метода. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

В обычной  массовой школе легче учиться  детям с низкой функциональной асимметрией  полушарий (равнополушарные), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии.

В классах  с преобладанием учеников правополушарного типа мышления, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, большинство  с готовностью превращает любой вид деятельности в деятельность синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.

Ученики с  противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре левополушарным над заданием, связанным с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнёром способами выделения нужных деталей, выявления различий, создание категорий.

В последнее  время прогресс в обучении связывали  с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических знаний: увеличилось число теоретических курсов, повысился уровень абстрактности в изучении учебного материала, усилилась математизация и алгоритмизация материала при изучении гуманитарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал более сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, редко используются ритмы - речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. При обучении акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлечённости правого полушария. Это привело к тому, что учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Таким образом, современное образование является теоретическим, а не практическим. Востребованным оказывается логический компонент мышления. Образование же в западных странах ориентировано на практическое применение получаемой информации. [25]

Большинство из принятых в наше время методов развития левополушарных способностей не опирается на образные представления, которые превалируют на ранних этапах обучения. Для развития психических процессов учащихся это совершенно разная работа: запомнить то, что сказал учитель, или в результате собственной мыслительной деятельности прийти к определённому выводу.

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка