Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65

Файлы: 1 файл

Диплом Килоченко.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

На результативный этапе диагностируется организация  уроков, определяется прогноз на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Перед учителем стоит  задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ученика - на уменьшение возможности их сделать приводит к формированию исполнительского стиля у ребёнка и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов. Уже в детском саду формируется исполнительский стиль мышления. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточным для стандартизации мышления ребёнка. Недаром существует закон: в детских творческих работах учителю запрещаются исправления даже самых вопиющих ошибок. Замечено, что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтны, чаще дают друг другу отрицательные оценки.

Тем не менее, итог учебной работы сводится к отметке. Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность. Ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Учителю при  разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берёт на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. [41, с.36]

Правополушарным учащимся свойственно целостное, нерасчленённое восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части. Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведён в правиле. Левополушарные дети с этим справляются без ошибок, поэтому грамотность после изучения правил улучшается. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается «врождённая грамотность». Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное - понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок не любят.

 Итак, за трудностями обучению грамотному письму лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.

Дифференцированное  обучение предполагает тщательное исследование когнитивного стиля учащихся, разработку педагогических приёмов и методов в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение влияния  функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

 

 

Целью данной главы является изучение  влияния функциональной асимметрии головного мозга на овладение  грамматикой родного языка.

Задачи:

    1. Подбор методов диагностики функциональной асимметрии головного мозга и их проведение
    2. Формирование экспериментальной группы
    3. Анализ письменных работ учащихся в соответствии с нормами оценок, выявление типичных грамматических ошибок
    4. Выбор средств статистической обработки результатов

 

 

2.1.  Методы диагностики  функциональной асимметрии полушарий  головного мозга

 

 

 Наиболее точным приёмом диагностики типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика – электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр» (автор профессор Цагарелли Ю.А.)

Для  исследования индивидуального  профиля функциональной асимметрии головного мозга в данной дипломной работе были использованы следующие методы диагностики:

1) Методика «Горизонтальная восьмёрка» Мандала Юнга является символическим выражением целостности и гармонии мозга. В теории Юнга она носит название «Магические круги».

   По характеру такого рисунка можно определить основной тип восприятия (модальность) человека и предположить функциональную специализацию полушарий.

   При интерпретации результатов данной диагностики следует помнить, что рабочей полусферой правого полушария является левое перцептивное поле, а рабочей полусферой левого полушария – правое перцептивное поле. Испытуемому предлагается нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмёрку.

   Далее следует проанализировать основную стратегию восприятия и функциональную асимметрию полушарий по типу горизонтальной восьмёрки, которую он нарисовал, следующим образом: если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то ведущее полушарие ребёнка – правое. Если правая окружность больше, то ведущее полушарие – левое.

   2) Методики по определению профиля функциональной асимметрии головного мозга. Для определения ПЛО (профиля латеральной организации мозга) в дипломной работе были использованы методики, предложенные Хомской Е.Д. и Ефимовой И.В.:

1) использование трёх  типов асимметрий: мануальной, слухоречевой  и зрительной;

2) оценка не только факта асимметрии, но его степени (то есть выделение степени «рукости», «ухости», «глазости»);

3) признание разной  значимости мануальной, слухоречевой  и зрительной асимметрии, что находит отражение в порядке их расположения при описании варианта ПЛО: рука-ухо-глаз. Соответственно каждый вариант характеризуется определённым сочетанием буквенных обозначений, где П – преобладание правых функций над левыми, А – их равенство, Л – преобладание левых функций.

Методика исследования ПЛО включает три группы тестов:

1. Методы для оценки  моторной сферы (ведущей руки).

2. Методы для оценки  слуховой сферы (ведущего уха).

3. Методы для оценки  зрительной сферы (ведущего глаза).

     Данные методики выявляют  у человека ведущее ухо, глаз, ногу, руку. Они в свою очередь являются  контрлатеральными по отношению к доминантному полушарию. То есть ведущим будет полушарие, противоположное доминантным руке, уху, глазу.

  1. Оценка мануальной асимметрии

- Проба Я. Черначека,  заключающаяся в одновременном  рисовании обеими руками геометрических  фигур. Ведущей считается та  рука, которая выполнила это задание  более аккуратно и правильно.

- Ребёнку вручается  несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

- Нарисовать пальцем  одной руки круги на ладони  другой – рисует ведущая рука.

- Ведущая рука держит  нитку и вдевает её в ушко, а неведущая рука держит иголку.

  Моторные пробы  А.Р. Лурия, направленные на  выявление скрытого левшества.:

- При переплетении  пальцев рук сверху оказывается  большой палец ведущей руки.

- Испытуемому предлагается  скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.

- «Тест на аплодирование» - при аплодировании более активна  рука, совершающая ударные движения  о ладонь неведущей руки.

2. Оценка слухоречевой  асимметрии

Для определения ведущего уха используются следующие методики:

- Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов одним и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

- Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей).

  • Испытуемому что-то говорится шёпотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаёт услышанное.
  • «Телефон». Испытуемому предлагается представить, что зазвонил телефон и надо снять трубку и поговорить. Воображаемая трубка подносится к ведущему уху.

3. Оценка зрительной  асимметрии

 Для определения  ведущего глаза используются  следующие тесты:

  • Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.
  • Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.
  • Тест «карта с дырой», предложенный Т.Л. Доброхотовой. В листе плотной бумаги размером 5х10 см в центре вырезается отверстие 1х1 см; держа лист на расстоянии 30 – 40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

    3) Также  для определения доминантного полушария испытуемого просят пройти с закрытыми глазами по прямой линии. Если испытуемый  уходит вправо, то ведущее полушарие правое, если влево – доминантное полушарие левое. Это ипсилатеральное определение профиля функциональной асимметрии головного мозга. [40]

 

    1. Критерии оценок письменных работ по русскому языку

 

Для анализа работ по русскому языку оценивались работы по развитию речи - изложение,  текущие и итоговые письменные работы: домашние упражнения, диктанты, списывания, словарные диктанты.

 В дипломной работе  представлены основные критерии  оценок  письменных работ учащихся по русскому языку.

   Учителя при проверке письменных контрольных работ учащихся по русскому языку руководствуются следующими нормами оценок:

    При оценке диктанта:

   Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма. В 3 классе допускается выставление отличной оценки при одном исправлении графического характера.

   Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

   Оценка «3» ставится за диктант, если в нём допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

   Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

    Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

При оценке текущих  и итоговых проверочных работ  учащихся, представляющих собой списывание текста с учебника или доски, применяются следующие нормы оценок:

  Оценка «5» ставится  за безошибочное, аккуратное выполнение  работы.

  Оценка «4» ставится, если в работе допущено: 1-2 орфографические  ошибки и 1 исправление (1 класс); 1 орфографическая ошибка и 1 исправление  (2-3 классы).

  Оценка «3» ставится, если в работе допущено: 3 ошибки и 1 исправление (1 класс); 2 ошибки и 1 исправление (2-3 классы).

  Оценка «2» ставится, если в работе  допущено: 4 ошибки (1 класс); 3 ошибки (2-3 классы).

   Словарные диктанты:

  Оценка «5» ставится за  безошибочное выполнение работы.

   Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление.

  Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление.

  Оценка «2» ставится, если допущены 3-5 ошибок.

Основные ошибки  учитываются  в содержании и построении изложения:

  • пропуск главных частей и важных фактов;
  • неточная передача фактов и событий;
  • нарушение логической последовательности;
  • возвращение без надобности к одному и тому же факту;
  • отсутствие связи между фактами и событиями;
  • речевые ошибки;
  • неправильное определение границ предложения в тексте;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью;
  • пропуск главных и второстепенных членов предложения;
  • неправильное согласование и управление слов;
  • неправильное или неточное употребление слова, а также неоправданное повторение слов и необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка