Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65

Файлы: 1 файл

Диплом Килоченко.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1.  Теоретическое  обоснование функциональной

асимметрии головного  мозга…………………………………………… 6

1.1  Понятие функциональной асимметрии мозга,

       методы её исследования……………………………………………… 6

1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16

1.3. Функциональная асимметрия и  речь………………………………..  26

1.4. Возрастная динамика функциональной  асимметрии мозга……….. 31

1.5. Обучение учащихся с разным  профилем 

      функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35

Глава 2. Изучение влияние  функциональной асимметрии

головного мозга на  овладение  грамматикой родного языка.......... 46

2.1. Описание методов  диагностики функциональной 

       асимметрии головного мозга………………………………………..  46

2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку…………  50

2.3. Описание эмпирического исследования…………………………...  53

Глава 3.  Анализ результатов исследования………………………..   55

Заключение………………………………………………………………  60

Список литературы…………………………………………………….   65

Приложение……………………………………………………………..   69

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теория функциональной асимметрии полушарий головного  мозга за последние десятилетия  прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал.

Спрос на данную тему существует, её актуальность на сегодняшний день обусловлена тем, что общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребёнка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой.

Однако в  практической работе педагогов и  психологов школьных учреждений довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребёнка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов. Это приводит к неуспеваемости учащихся, плохому усвоению школьной программы.

Существуют разные причины  плохой успеваемости школьников, но в  данной работе будет рассмотрено  влияние функциональной асимметрии головного мозга на овладение  грамматикой родного языка с целью повышения качества знаний учащихся, использование результата эксперимента в дальнейшем процессе обучения.

Проблема - выяснить, как доминантное полушарие влияет на овладение грамматикой родного языка, а именно проанализировать: типичные ошибки, допускаемые учениками при выполнении письменных работ по русскому языку, умение ими излагать материал, пересказывать тексты, строить предложение.

Гипотеза исследования - на овладение грамматикой родного языка влияет доминантное полушарие головного мозга.

Объект исследования - учащиеся третьего класса.

Предмет исследования - функциональная асимметрия полушарий,   грамматика родного языка, а также исследование типичных ошибок, допускаемых в письменных и устных работах учащихся по русскому языку.

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.

Задачи исследования:

  1. подбор теоретического материала
  2. подбор методик по выявлению доминантного полушария
  3. планирование эксперимента
  4. формирование экспериментальной группы
  5. анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
  6. анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

В данной дипломной  работе будет рассмотрено влияние доминантного полушария на овладение грамматикой родного языка. Как известно, левое и правое полушарие по-разному обрабатывают полученную информацию. Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно. Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и целостно. Левому свойственен аналитический подход в решении задач, а правому - синтетический. Оба полушария участвуют в продукции речи, но каждое выполняет определённые функции.

Таким образом, эти знания необходимы, чтобы  определить индивидуальные особенности организации мозга учащихся, грамотно построить процесс обучения, учитывая эти особенности, научить учащихся правильной работе с текстом, предупредить допущение ошибок и в свою очередь повысить уровень успеваемости по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование  функциональной асимметрии головного  мозга

            

 

1.1. Понятие  функциональной асимметрии головного  мозга, методы её исследования

 

 

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал.

Опираясь  на анализ психологической, медицинской, нейропсихологической, психофизиологической, клинической психологии, данная дипломная работа попробует раскрыть основное понятие функциональной асимметрии, доминантного полушария.

В учебнике Николаевой Е.А. «Психофизиология» сказано, что  первым учёным, высказавшим идею функциональной неоднородности различных участков мозга, был Франц Иосиф Галь. Согласно его представлениям, все способности человека предопределяются активностью тех или иных участков мозга. Его мысль об определении способностей по шишкам на голове в настоящее время может вызвать лишь улыбку, то представление о функциональной неоднородности мозга развивается в той или иной мере во многих гипотезах и, прежде всего - в концепции функциональной асимметрии полушарий головного мозга. [33, с.91]

Слово асимметрия в данном случае обозначает отсутствие симметрии  мозговых полушарий. Билатеральная асимметрия - это такой тип асимметрии, при которой правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путём обычных перемещений в пространстве. Каждый из таких зеркальных объектов несёт в себе черты, отличающие его от другого зеркального объекта только при сравнении с этим другим.

Типология асимметрий предполагает несколько оснований  для классификаций. У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполушарную, то есть доминирование активности структур одного полушария, и функциональную - специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающее различие в распределении  нервно-психических функций между  его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социальных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определённой структуры психики. Так, с явлением билатеральности (правым и левым полушариями) связан целый ряд таких психологических противопоставлений, как конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальные системы, синтез и анализ, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия. Разная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, типичными особенностями адаптационных процессов. [1]

По характеру  проявления можно выделить три вида асимметрии: моторную, сенсорную и  психическую. Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включённости той или иной руки в деятельность различают праворуких и леворуких людей.

Под сенсорной  асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств. Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз устанавливается на предмете, и его изображения преобладают над изображением подчинённого. Подобные закономерности характерны и для уха. Выявлено, что острота слуха ведущего уха выше. Порог обонятельной чувствительности также неодинаков. У большинства людей он выше справа, у меньшинства - слева, у остальных симметричен.

    Оценивая доминирование полушарий в сенсорной и моторной сфере, можно описать профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, то есть выявить у человека ведущую руку, ногу, глаз, ухо. Психическая асимметрия обусловлена наличием у человека двух полушарий мозга.

Спрингер  С., Дейч Г. в своей книге «Левый мозг, правый мозг» указывают на то, что левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферу правой половины тела, а правое - аналогичные сферы левой. Для слуха и зрения полушарный контроль несколько сложнее описанной схемы. Информация, попадающая на назальную ближе к носу) и височную половины сетчатки глаза, направляется к разным отделам мозга: от височной половины сетчатки проекции идут в то же полушарие, от назальной - в противоположное. Таким образом, сигналы из правых половин обоих глаз (левое поле зрения) идут в правое полушарие, а из левых половин правое поле зрения) - в левое. Полушария связаны друг с другом несколькими пучками волокон, самый большой из которых - мозолистое тело. [42]

Асимметрия  может проявляться   на анатомическом, сенсорном, моторном и когнитивном  уровнях, а её характер зависит от гормонального статуса, уровня развития и средовых влияний.

      В книге «Доминантность полушарий» Симерницкой Э.Г. сказано, что доминантность левого полушария у правшей вовсе не столь абсолютна, как это считалось раньше. Было показано, что существует парциальная доминантность левого полушария и что люди, у которых левое полушарие доминантно по функциям речи, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Было обнаружено также, что диапазон людей, занимающих промежуточное место по степени доминантности левого полушария, значительно шире, чем это предполагалось, и что значительная часть людей, которые считают себя правшами, на самом деле должна быть отнесена к ним лишь частично. [38]

Факты, которые  были получены за последние годы, показали, что нужно отказаться от упрощённых представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) - только правым полушарием.

Психологический анализ показал, что практически  все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, ибо   они могут совершаться на разных уровнях (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, посредственном и опосредованном). Это позволяет достаточно обоснованно предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причём роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры её организации. [38]

Большой вклад в изучение данной проблемы внёс А.Р. Лурия. его фундаментальные исследования легли в основу теории системной динамической локализации высших психических функций человека, согласно которой все психические процессы осуществляются при участии обоих полушарий головного мозга, каждое из которых вносит свой вклад в их обеспечение. [26]

Хомская Е.Д., говоря об асимметрии   блоков мозга, ссылается на концепцию Лурия  А.Р. о трёх функциональных мозговых блоках, которые представляют собой общую схему работы мозга как субстрата психических процессов. [47, с.199]

В настоящее время  эта концепция входит в основной фонд теоретических представлений  нейропсихологии. В соответствии с ней весь мозг как субстрат психических процессов подразделяется на три основных структурно-функциональных образования (блока) или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности:

  1. -   блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования;
  2. — блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;
  3. -  блок программирования и контроля за психической деятельностью.        Накопленный за последние годы материал (в неврологии, клинической и экспериментальной нейропсихологии, физиологии, нейроанатомии) даёт основание считать, что каждый из блоков мозга подразделяется на два относительно автономных блока - правый и левый, обладающих «полушарными» особенностями.

Хомская пишет о том, что проблема латеральной асимметрии блоков мозга  входит в контекст более общей проблемы полушарных различий. Суть этой проблемы такова: существуют ли общие принципы работы полушария как целого, не связанные с какой-либо зоной мозга (блоком)? Иными словами, существуют ли принципы работы, присущие всем трём блокам, различные для левого и правого полушарий? В нейропсихологической литературе данная идея достаточно популярна, тем не менее, окончательное выделение этих принципов и точное экспериментальное доказательство их полушарной «всеобщности» ещё дело будущего. [47, с. 25]

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка