Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65

Файлы: 1 файл

Диплом Килоченко.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Оценивание  изложения:

Оценка «5» ставится, если правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления.

Оценка «4» ставится, если правильное и достаточно полно  воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, имеются отдельные фактические и речевые  неточности, допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста.

Оценка «3» ставится, если отклонение от содержания авторского текста, отклонение от темы, отдельные нарушение в последовательности изложения мыслей, бедный словарь, имеются речевые неточности, не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.

Оценка «2» ставится, если работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторской темы, много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями работы, словарь беден, более 6 речевых недочётов и шибок в содержании и построении текста. [32]

  А также был проведён анализ типичных ошибок, допущенных в этих работах. Наиболее часто встречаемые грамматические ошибки:

  1. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением
  2. Правописание безударных гласных в корне, непроверяемых ударением (словарные слова)
  3. Замена букв
  4. Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
  5. Пропуск букв
  6. Правописание заглавной буквы в именах собственных
  7. Правописание мягкого знака в середине слова и в конце

 

 

2.3.  Описание эмпирического исследования

 Эмпирическое исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 15 города Подольска среди учеников третьего класса. В данном классе 25 учеников, возраст 10 лет. Все они являлись участниками эксперимента. Исследование проводилось в течение трёх месяцев: март, февраль, апрель.

 Эксперимент проводился в два основных этапа.

Целью  первого этапа  являлось определить у каждого учащегося  данного класса индивидуальный профиль  функциональной асимметрии головного  мозга. После проведения перечисленных  выше методик был выявлен профиль  функциональной асимметрии головного мозга у каждого  учащегося. Наиболее часто выявляемое полушарие являлось доминантным.  К левополушарному типу относятся 17 учеников, к правополушарному типу – 8 учеников.

Цель второго этапа  – анализ письменных работ учеников данного класса по существующим критериям в русском языке, выявление типичных грамматических ошибок, допускаемых учащимися, выведение итоговой средней арифметической оценки  каждого ученика при написании изложений и других письменных работ в течение всего учебного года.

Все данные занесены в 2 таблицы, которые находятся в приложении.

  В таблице № 1 (Приложение 1) «Типичные ошибки, допущенные в изложении» приводятся данные о том, как учащиеся данного класса работают над изложением, проведён анализ типичных ошибок по следующим критериям: воспроизведение текста, речевое оформление, нарушение границ предложения, нарушение порядка слов в предложении. Если ученик обычно при написании изложений допускает ошибку по данному критерию, то напротив его фамилии выставлена «1». Если ученик не допускает ошибку по данному критерию, то выставляется «0». В первой графе выявленное с помощью методов диагностики доминантное полушарие каждого ученика. В последней графе выставлена средняя арифметическая отметка каждого ученика по данному виду работы.

В таблице № 2 (Приложение 2) «Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися в письменных работах» проведён анализ следующих основных грамматических ошибок согласно программе третьего класса (по 1-4):

  1. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением
  2. Правописание безударных гласных в корне, непроверяемых ударением (словарные слова)
  3. Замена букв
  4. Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
  5. Пропуск букв
  6. Правописание заглавной буквы в именах собственных
  7. Правописание мягкого знака в середине слова и в конце

Если в письменных работах ученика очень часто  встречается данная грамматическая ошибка, то напротив фамилии ученика  выставлена «1». Если ошибка не встречается, ученик умеет руководствоваться  правилом, владеет знаниями по каждой из проанализированных типов ошибок, то выставлен «0».  В первой графе данной таблицы выявленное с помощью методов диагностики доминантное полушарие. В последней графе выставлена итоговая годовая отметка по русскому языку у каждого ученика.

 

 

 

 

Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования

 

Целью данной главы является проанализировать полученные результаты, сформулировать соответствующие выводы по данному эмпирическому исследованию.

Анализ результатов  исследования влияния функциональной асимметрии головного мозга на овладение грамматикой родного языка был проведён при помощью критерия хи - квадрат и критерия Стьюдента. Все данные занесены в таблицы, которые находятся в приложении № 3.

По каждому типу ошибок были получены 2 таблицы:

  1. Таблица сопряжённости признаков
  2. Величина и значимость критерия хи – квадрат

Так как при анализе  письменных работ было выделено 11 типичных ошибок, то на каждый тип ошибки получено по 2 такие таблицы.

При правописании безударных гласных не допускают ошибки 6 левополушарных учеников, 2 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 11 левополушарных учеников, 6 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость равна 60 %, что говорит о том, что на правописание безударных гласных не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При правописании безударных гласных, непроверяемых ударением (словарных  слов) не допускают ошибки 9 левополушарных учеников, 5 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 8 левополушарных учеников, 3 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 65 %, что говорит о том, что на правописание словарных слов не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При замене букв не допускают ошибки 10 левополушарных учеников, 4 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 7 левополушарных учеников, 4 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 67 %, что говорит о том, что на написание слов с заменой букв не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При правописании гласных  после шипящих  не допускают ошибки 10 левополушарных учеников, 7 правополушарных  учеников.  Допускают ошибки 7 левополушарных учеников, 1 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 15 %, это говорит о том, что есть тенденции к тому, что на правописание гласных после шипящих влияет функциональная асимметрия мозга. Так как в правом полушарии сконцентрированы функции,  отвечающие за музыку, музыкальный слух, а гласные звуки можно пропеть, то вероятно правополушарные ученики допускают меньше ошибок при написании данной орфограммы.

Пропуск букв -  не допускают  ошибки 9 левополушарных учеников, 4 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 8 левополушарных учеников, 4 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 89 %, что говорит о том, что на написание  слов с пропущенными буквами не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При правописании заглавной  буквы в именах собственных не допускают ошибки 12 левополушарных учеников, 4 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 5 левополушарных учеников, 4 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 31 %, что говорит о том, что на правописание безударных гласных не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При правописании разделительного мягкого знака не допускают ошибки 10 левополушарных учеников, 6 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 7 левополушарных учеников, 2 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 43 %, что говорит о том, что на правописание разделительного мягкого знака не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При написании изложений  с полным воспроизведением текста справляются 8 левополушарных учеников, 5 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 9 левополушарных учеников, 3 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 47 %, что говорит о том, что на воспроизведение текста не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При написании изложений  в речевом оформлении не допускают  ошибки 9 левополушарных учеников, 6 правополушарных  учеников.  Допускают ошибки 8 левополушарных учеников, 2 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 29 %, что говорит о том, что на данный тип ошибки  не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При написании изложений соблюдают границы предложений 12 левополушарных учеников, 7 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 5 левополушарных учеников, 1 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 35 %, что говорит о том, что на данный тип ошибки не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

       При написании изложений порядок слов в предложении соблюдают 12 левополушарных учеников, 7 правополушарных учеников.  Допускают ошибки 9 левополушарных учеников, 3 правополушарных учеников. 

При статистической обработке  данных различий не обнаружено. Значимость результата равна 35 %, что говорит о том, что на данный тип ошибки не влияет функциональная асимметрия головного мозга.

При помощи критерия Стьюдента  был проведён анализ оценок за изложение  и итоговой годовой оценки по русскому языку. Значимых различий не обнаружено. (23 % и 98 % соответственно).

Таким образом,  после  анализа результатов экспериментального исследования можно утверждать, что  гипотеза данной дипломной работы не подтвердилась. На овладение грамматикой  родного языка не оказывает влияние функциональная асимметрия головного мозга. Различий на обнаружено, так как при статистической обработке данных по программе хи - квадрат минимальное количество участников эксперимента 30 человек, а в данном исследовании принимало участие 25 учеников.

Возможно, был проведён общий анализ типичных грамматических ошибок. Если бы было более глубокое, разностороннее исследование ошибок, то возможно были бы различия, и гипотеза подтвердилась.

Но в данном исследовании тенденции к подтверждению гипотезы есть.

С теоретической точки  зрения левое полушарие отвечает за устную речь (смысловое восприятие и воспроизведение речи), центры речи расположены в нём. Значит, учащиеся с доминирующим левым полушарием должны лучше владеть грамматикой родного языка, иметь более глубокие знания, умения и навыки по данному учебному предмету. Но учащиеся с доминированием правого полушария за счёт компенсирования определённых функций не хуже справляются с овладением грамматикой родного языка. Возможно, учащиеся в младшем школьном возрасте более серьёзно относятся к учению, чем учащиеся среднего звена, учителями уделяется достаточно времени на изучение теоретического материала, выполняется большой объём упражнений для закрепления пройденного материала, поэтому трудно выделить, кто лучше из данных учащихся, с доминированием левого полушария или правого, владеет знаниями по русскому языку.

Орфографически грамотное  письмо также зависит от самоконтроля, то есть умения школьника проверять  правильность написанного. Развитие и воспитание орфографического самоконтроля у школьников зависит от некоторых свойств их нервной системы и черт характера. Обычно контролируют себя при письме и пишут неграмотно школьники несдержанные, торопливые, импульсивные, а также учащиеся, безответственно относящиеся к учению, неспособные критически оценить свою учебную деятельность.

Развитие письменной речи не исчерпывается знанием орфографических  правил, умение в письменной форме  излагать мысли опирается на усвоение системы грамматических понятий, на овладение правилами, которые лежат в основе построения нашей устной и письменной речи.

Учитель постоянно должен стремиться к совершенствованию  устной и письменной речи учащихся.

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка