Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65

Файлы: 1 файл

Диплом Килоченко.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

   Использование методик, с помощью которых можно избирательно воздействовать только на одно полушарие, позволило исследователям продемонстрировать значительные различия в умственных способностях двух полушарий. Полагают, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие – база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность – ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом.

     Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами. Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными. "Пространственное" правое и "временное" левое полушарие вносят каждое важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого – в пространственной и зрительной.

Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное изображение. Это особенно очевидно у больных с "расщепленным мозгом". Когда такому больному, фиксирующему точку на экране, предъявляли рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок двух разных объектов) и спрашивали, что он видит, он называл объект, соответствующий правой части химерного рисунка, проецирующейся в левое полушарие. Неудивительно, что он называл правый "полуобъект", так как у подавляющего большинства правшей за речь ответственно левое полушарие. Однако "говорящее" левое полушарие совершенно "не осознавало", что ему предъявляется только половина стимула. Когда же после этого опыта испытуемому в условиях свободного зрения (без фиксации определенной точки) предъявляли целые изображения тех же объектов и просили показать, какой из них он видел раньше, он почти всегда выбирал тот предмет, который раньше находился слева и воспринимался правым полушарием [Леви Д., 1995]. Не умея "говорить", правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает половину стимула как целый объект.

      Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков. При выполнении других тестов – с абстрактными фигурами, цветовыми стимулами – получены аналогичные результаты: у человека с "расщепленным мозгом" объект воспринимается одним полушарием и всегда нерасчлененным.

        Таким образом, другое полушарие в этих экспериментах ведет себя так, как будто оно "ничего не видит". С каким полушарием это может произойти, зависит от решаемой задачи. При этом неполнота стимула не означает такой же неполноты восприятия. Отвечающее полушарие (как левое, так и правое) интерпретирует изображение как целое, хотя предъявляется только его половина. Мозг строит модели целостного мира, и когда нет полной информации, как у больных с "расщепленным мозгом", они создаются на основе интеграции сенсорных данных с информацией, извлекаемой из памяти, со знаниями, которые не позволят объекту расщепляться на две половинки.

     Карвасарский Б.Д. ссылается на то, что ЭЭГ - исследования показали, что при интеллектуальной деятельности (чтении, решении арифметических задач) усиливается асимметрия за счёт большей депрессии альфа - ритма в левом полушарии, что свидетельствует о его большей активности. Если деятельность носит преимущественно наглядно-образный (визуально-пространственный) характер, то альфа - депрессия наблюдается больше справа, а при вербальных задачах - левосторонне. В принципе любые виды активности усиливают межполушарную активность. Получены данные в пользу различных принципов и стратегий обработки информации двумя полушариями. В частности, для зрительного анализатора левое полушарие реализует классификационно-дискриминантный метод функционирования - вырабатывает решающие правила, позволяющие относить изображение к тому или иному ожидаемому классу. Именно классификация образов в левом полушарии, давая более обобщённое и символьно-знаковое отражение объектов окружающего мира, создаёт базис формирования понятийной речи как высшей формы абстрагирования. Левое полушарие играет ведущую роль в задачах, которые связаны с опознанием хорошо знакомых изображений, к какому бы классу эти стимулы ни принадлежали (слова, буквы, простые геометрические фигуры, знакомые лица). Высокая степень знакомства ребёнка с предъявляемыми стимулами, возникающая в ходе обучения, является необходимым условием для формирования в левом полушарии той системы значимых признаков, которая позволяет ему выйти на качественно новый уровень решения задач. Правое полушарие реализует структурный метод - описывает иерархически организованные в целостные структуры элементы изображения. Оно в перцептивном отношении ориентировано на трудноразличимые, малознакомые стимулы. Левое полушарие предположительно специализируется на последовательном восприятии информации, правое - на создании гештальта (одномоментного, целостного итога работы какого-либо психического процесса.) Примером реализации этой формой асимметрии во взаимодействии двух полушарий является восприятие и осмысление речевого высказывания. Кроме того, в правом полушарии находится основная сенсорная память с «записанным » для каждого класса конкретными «виденными» объектами.[23]

При исследовании процессов зрительного опознания  было продемонстрировано, что правое полушарие даёт вначале детальное описание изображения, и только затем переходит к его обобщению. Процесс опознания в левом полушарии направлен от общего к частностям: сначала производится самая общая классификация, затем она становится более дробной по мере включения разделительных признаков. Левое полушарие поэтому при сравнении двух изображений быстрее устанавливает сходство, а правое - различия. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врождёнными. Однако по мере развития ребёнка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Сиротюк А.Л. выделяет несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария - словесно - логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария - конкретно - образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей - то есть у них относительно одинаково или с небольшими преобладаниями представлены функции обоих полушарий.

         Наряду со специализацией полушарий мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации. [41, с.7]

«Левополушарные»  формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создаётся строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. То есть из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определённых, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включённое в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

Функция «правополушарных»  компонентов мышления - это одномоментное  схватывание большого числа противоречий с точки зрения формальной логики связей и формирование за счёт этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляются в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает её важнейшим участником творческого процесса. [40, с. 15]

Чтобы сформировать установки на логическое восприятие мира, требуется высокая активность мозговых систем, поскольку в детстве исходные преимущества на стороне образного мышления. Однако вся современная система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Парадокс: чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления, тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности.

Степанов В.Г. и Смирнова Е.А., обобщая имеющиеся в научной  литературе факторы, придерживаются следующей  характеристики лево-правополушарной  стратегий переработки информации:

  1. Для левого полушария коры головного мозга человека характерен

аналитический, рационально- логический характер психической деятельности. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие, - слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придаёт информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе и логические правила. Данному полушарию присуща большая вербализированность. В нём осуществляются собственно языковые (грамматические) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.

  1. Для правого полушария коры головного мозга характерны

синтетичность, доминирование  интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нём сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создаёт живой и естественный образ мира. Малая вербализированность: художественное видение мира также связано с правым полушарием.

Описанная функциональная асимметрия мозга человека присуща  только праворукому большинству  человечества. Она состоит в разграничении  функций правого и левого полушарий  в осуществлении психической деятельности. [3]

Большой вклад в изучение обусловленных межполушарной организацией мозга индивидуальных различий внесла сравнительно молодая и очень  перспективная отрасль современной  нейропсихологии – нейропсихология индивидуальных различий. За основу типологии создателями данного направления исследований (коллектив авторов под руководством профессора Хомской Е.Д.) взяты фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа – межполушарные отношения в трёх основных анализаторных системах: моторной, слуховой и зрительной. Было введено понятие «профиль латеральной организации» (ПЛО) мозга, что и означает право-левое соотношение функций в указанных анализаторных системах. В результате выделено 27 вариантов профилей, которые укладываются в пять типов:

А. «Чистые» правши.

Б.  Праворукие

В.  Амбидекстры.

Г.  Леворукие.

Д. «Чистые» левши.

Типы межполушарной  организации мозга тесно связаны  с индивидуальными особенностями  и состояний.

Вторая половина ХХ столетия  ознаменовалась бурным развитием научного прогресса в области нейро- и патопсихологии. Именно благодаря экспериментально-клиническим исследованиям высших мозговых функций, несмотря на анатомическую «зеркальность» двух полушарий головного мозга, удалось выявить основные их функциональные различия. 

 

 

1.3. Функциональная асимметрия и речь

 

 

Речь – важнейшая  специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приёма, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга – преимущественно доминантного полушария. [3, с.39]

Центры речи расположены  в левом полушарии (правое полушарие  в этом смысле «немое» и «глухое»). Речь – настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи:

- двигательный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить (при поражении наступает потеря разговорной речи, хотя человек может произносить звуки),

- слуховой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и понимать чужую речь (при поражении центра человек не понимает чужой речи),

- зрительный центр, или центр чтения и понимания письменной речи (при поражении наблюдается потеря способности читать, хотя зрение не нарушается). [24]

Существует предположение, что специализация левого полушария  по речи обусловлена особенностями  переработки информации в нём. Перцептивные функции левого полушария более  специализированы для анализа последовательных стимулов, появляющихся один за другим, тогда как обработка  информации в правом полушарии происходит одновременно по многим каналам.

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка