Особенности естественнонаучного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:46, курс лекций

Описание работы

На современном этапе – конвергенция - взаимное проникновение культур, диалог двух культур.
Многие естественнонаучные законы и принципы справедливы и в общественных науках. Например, принцип обратной связи, самоорганизация и т.д.
Три способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части иррациональный – религия.

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

 

Феномен памяти - социоприродный, сложный по структуре.

                                        Память

Долговременная                              кратковременная

 

Виды памяти: индивидуальная, популяционная, речевая, социальная. События  внешнего мира в памяти человека могут  «свертываться» во времени, что дает мозгу возможность создания модели потребного будущего, т.е. осуществлять эвристическую деятельность.

Человек по своей природе является творчески-художественным существом, но не всегда ему удается раскрыть все свои возможности.

 

45.Психофизиология  человека. Работы  З.Фрейда и К.Юнга.

А.Г.Спиркин выделяет в структуре сознания 3 основные сферы:

1) когнитивную (познавательную)

  • сенситивные познавательные способности к ощущениям, восприятию, представлениям;
  • рациональные познавательные способности к формированию понятий, суждений, умозаключений.

2) эмоциональную (сфера потребностей, интересов и целей)

  • элементарные эмоции- отражения ситуаций в форме психических переживаний - голод, жажда и т.д.
  • аффекты (ярость, ужас).

3) волевую (сфера мотивов, интересов и потребностей)

  • воля - способность к достижению целей.

 

 

 

 

 

 

Концепция структуры  сознания по К.Юнгу.

Гл. функция сознания – адаптация. Две фундаментальные установки: экстравертная (направленная вне, на объективную  реальность) и интровертная (направленная внутрь, на субъективную реальность). Выделил четыре психических функции, проявляющиеся как на сознательном, так и на бессознательном уровнях:

  1. мышление – способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;
  2. чувство – способность субъективной оценки;
  3. ощущение – способность восприятия с помощью органов чувств;
  4. интуиция – способность восприятия с помощью бессознательного.

 

З.Фрейд ввел понятие подсознания, создал теоретическую концепцию бессознательного (всей совокупности психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю), основал психоанализ, утверждал первичность бессознательного. В поздних работах «либидо» – не просто сексуальное влечение, но вся сфера любви.

                                         Бессознательное

                З.Фрейд                                                     К.Юнг (ученик Фрейда)

биологическую  ----    ИМЕЕТ  ----               символическую

природу                                                             природу

охранительная ----    ГЛ.ФУНКЦИЯ  ----     компенсаторная

комплексов -----  СТРУКТУРИРОВАНО----- архетипов

(установившиеся          В ВИДЕ                     (формальные образцы

структуры,                                                         поведения,

складывающиеся                                               мифологические мотивы

вокруг определенных                                        и т.д.)

переживаний)

 

Модель субъективности по З.Фрейду:

«Оно» – «Id»- глубинный слой бессознательных влечений, действует по принципу наслаждения;

«Я» – «Ego» – сознательная сфера, по принципу реальности;

«Сверх-Я» – «Super Ego» (установки общества, культура, мораль) – выполняет репрессивные функции.

 

Архетипы по К.Юнгу:

  • «Ego»- «Я»;
  • «Персона»- внешняя личность, маска;
  • «Душа» – внутренняя личность (психическая установка по отношению к внутреннему миру, «Анимус» – у женщин, «Анима» – у мужчин);
  • «Тень» – негативные психические переживания, агрессивность;
  • «Самость» - целостность, единство личности (идеальная личность) – цель саморазвития человека.

У гармонического человека сознательное и бессознательное  в равновесии.

 

 

Лекция 16. Человек и Природа.

46. Биоэтика и поведение  человека.

Воздействие психики  на соматические процессы известны давно (йога, дзен-буддизм, аутотренинг, гипноз, виртуальная реальность).

Биоэтика - сложные поведенческие программы, присущие всему живому – естественное обоснование человеческой морали, форма защиты прав человека, в том числе на жизнь, здоровье, самоопределение своей жизни.

Важнейшие запреты (в природе - для сохранения вида):

  • не убей своего;
  • не нападай без предупреждения;
  • не бить того, кто принял позу покорности;
  • победа с тем, кто прав.

К 1960 г. сложилась концепция группы животных как системного целого, где, с одной стороны, имеют место  поведенческие реакции индивидуального эгоизма, с другой -– протосоциальные альтруистические формы поведения.

Там, где существует возможность  сохранения и передачи индивидуальных генов, преобладают эгоистические  формы поведения, а в обстоятельствах, где попытка каждой особи сохранить индивидуальные гены ставит под угрозу физическое существование всей группы, срабатывают альтруистические поведенческие реакции. «Нормы» поведения возникают с целью обеспечения сохранности генотипа популяции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Человек и его место в Природе.

Человеческую  личность определяют потребности. Пирамида потребностей

А.Маслоу (США):


Смысл жизни  – в максимально полном развитии талантов и способностей (творчества).

«memento mori» – «помни о смерти» – высказывание римских философов-стоиков.

В каждом человеке есть эгоизм (все для себя) и альтруизм (все для других).

 

48. Биосфера и космические  циклы.

Концепция коэволюции (взаимодополнение живых систем и неживой материи). Совместная эволюция человека и биосферы в целом.

Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Элементарная ячейка биосферы – биогеоценоз. Биосфера – особый уровень организации живой материи.

Эволюция  биосферы - процесс самоорганизации  в открытой неравновесной системе  планетарного масштаба.

Источник  энергии - Солнце. Малые космические факторы – главные источники значительных периодических изменений в климате планеты и в биосфере – вариации земной орбиты и наклона земной оси, циклы солнечной активности (11-летние), солнечный ветер, космические циклы. Солнечно-земные связи.

А.Л.Чижевский  – сделал вывод о влиянии периодов солнечной активности не только на биологические, но и на социальные процессы на Земле.

 

 

49. Валеология: понятие,  основные задачи.

(от лат.valeo- быть здоровым) понятие ввел Н.И.Брехман в 1980 г. – новая область знаний.

Наука о законах формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека.

Рассматривает человека как космопланетарный феномен на всех уровнях его бытия, как освоенных рационально, так и трансцендентальных.

Задача: изучение природы здоровья (валеогенез), причин, факторов и механизмов здоровья. Проецирует настоящее в будущее.

Медицина изучает этиологию (причины) заболеваний, профилактику и лечение. Проецирует настоящее в прошлое.

Лозунг валеологии: не лечить, а учить быть здоровыми. Болезнь – психологическая защита, бегство человека от травмирующей ситуации. Мир и человек в нем рациональны и иррациональны, не могут быть объяснены только рационально-логически.

 

50. Современное учение  о ноосфере.

Эдуар Леруа (ле Руа) – в 1927 г ввел понятие  ноосферы (сферы разума) для характеристики современной геологической стадии развития биосферы.

П.Тейяр де Шарден – французский палеонтолог  – пришел к мысли о возможном  появлении в будущем некоего коллективного человеческого сознания, которое будет контролировать направление эволюции. (По В.И.Вернадскому - коэволюции человека и биосферы).

Для В.И.Вернадского  переход к ноосфере означает реконструкцию  биосферы в интересах мыслящего  человека как единого целого. Сбалансированное сосуществование в ноосфере предполагает управление биогеохимическими циклами. Он считал ноосферу исторически неизбежной формой развития биосферы. Рассматривал мысль как планетное явление.

                                            Понятие  ноосферы:

       П.Тейяр де Шарден                                        В.И.Вернадский

«планетарный слой» сознания                     гармонизирующее состояние

и духовности                                                  системы «человек-биосфера»,

                                                                         среда самореализации человека

В период перехода биосферы к ноосфере проявляется мощный геохимический  фактор, как постоянно увеличивающееся  количество зеленого живого вещества из-за интенсификации земледелия. В результате деятельности человека быстрее появляются новые виды.

 

 

 

 

 

Лекция 17. Концепция  универсального эволюционизма.

51.Самоорганизация в живой и неживой природе.

Самоорганизация - основа эволюции жизни, источник и основа эволюции любых систем.

В термодинамике  эволюция идет в направлении увеличения энтропии, а в биологических системах – наоборот. Противоречие! Разрешение противоречия - в понятии открытых систем.

Герман Хакен (немецкий физик) изучал лазеры, ввел термин «синергетика». Илья Пригожин (бельгийский физик и химик) изучал химические реакции, приводящие к образованию пространственных структур (типа реакций Белоусова-Жаботинского). Манфред Эйген (немецкий физико-химик) изучал самоорганизацию макромолекул. Эти и другие исследования показали, что самоорганизация присуща не только живой, но и неживой материи.

Единство  эволюционных процессов в природе  – живой и неживой – и  обществе выражается понятием коэволюция.

Единой теории самоорганизации пока не существует.

52.Кибернетика и синергетика.

 

                            Разные подходы к системам:

Кибернетика                                                  Синергетика 

Анализ динамического                     Исследуется механизм

равновесия  в                                      возникновения новых

самоорганизующихся                       состояний, структур и

системах. Принцип                           форм в процессе самоорганизации.

отрицательной  ОС.                          Принцип положительной ОС.

 

Появился  новый системный подход к изучению организации, динамической устойчивости самоорганизующихся систем, возникновение новых системных качеств.

 

53.Системный подход.

Направление методологии научного познания и  социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

При системном  подходе объекты исследования рассматриваются  как элементы некоторой целостности  или системы, связанные между  собой определенными отношениями, которые образуют структуру системы. В результате взаимодействия этих элементов общие целостные свойства системы будут качественно отличаться от свойств составляющих ее элементов и не сводятся к их сумме. Такие свойства называются эмерждентными.

Один из признаков  системы - иерархическая организация.

Общий прием  системного метода – математическое моделирование.

Фундаментальная роль системного метода заключается  в том, что с его помощью  достигается наиболее полное выражение  единства научного знания.

Редукция  – сведение одних теорий к другим. Редукционизм – научная концепция, противоположная системному подходу. Но закономерности сложных систем нельзя объяснить с помощью объяснения свойств составляющих частей (из-за эмерджентности). Философия позитивизма – приоритет анализа и редукции (целое путем анализа частей).

Холизм –  односторонняя концепция – приоритет целого над частью. (Подавление личности обществом).

Системный подход – синтез и антиредукционизм. Система  возникает при взаимодействии определенных частей, появляются интегральные свойства системы. Части воздействуют на целое, а целое – на части. Анализ и синтез.

 

 

                                             Классификация систем:

Информация о работе Особенности естественнонаучного познания