Особенности естественнонаучного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:46, курс лекций

Описание работы

На современном этапе – конвергенция - взаимное проникновение культур, диалог двух культур.
Многие естественнонаучные законы и принципы справедливы и в общественных науках. Например, принцип обратной связи, самоорганизация и т.д.
Три способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части иррациональный – религия.

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Особенности  естественнонаучного познания.

  1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Человек существует в природе. Способ существования – деятельность.

Культура (от лат cultura – возделывание)

Совокупность          Продукт                  Создается трудом,

всех  видов             человеческой             исторически развивается

преобразова-          деятельности             и обогащается

тельной

деятельности 

 

Существование духовных потребностей отличает человека от животного.

                                                               Культура

                                    составные элементы                                       

Духовная                                                                        Материальная

Идеи, понятия                                                               Дома, заводы,

представления, научные                                               транспорт и т.д.         

гипотезы, теории, законы,                                                                                   художественные произведения,

взгляды (религиозные и 

политические)

                                      Материальные носители

                    Язык -  универсальный и первый  материальный носитель.      

                   Книги, графики, формулы, произведения искусства и т.д.

Компоненты культуры

политическое сознание,            Человек не только знает что-то,

правосознание, мораль,             но и всегда оценивает то, что  он знает

искусство, религия, наука.        по элементам: познавательные (П) и     

                                                     ценностные  (Ц).

 

Искусство, мораль, религия  = Ц  + п,

Политическое сознание, правосознание = Ц +п,

Философия = ц + п,

Наука = ц + П.

 

 

Наука – компонент человеческой культуры, сфера человеческой деятельности,

                   - форма познания мира, форма общественного сознания.

                          Два ведущих научных направления

                                                                                  Гуманитарные  и социальные

Естествознание                                                                    науки

(все естественные науки)                       

                                                            объекты

Все формы неживой природы и             сложные формы живой природы,

простейшие формы живой                     связанные с человеком: челове-

                                                                  ческое сознание, творчество,

                                                                  общечеловеческие явления, идеаль-

                                                                  ные системы (языки, право, религия)

 

      Различная методология. Формирование двух культур

 Естественнонаучная                                            гуманитарная    

Фактические знания, теории в                  разновариантность представлений,

развитии,  особый стиль мышления,              оценок и позиций

определенные моральные ценности

ученых 

 

На современном этапе – конвергенция - взаимное проникновение культур, диалог двух культур.

Многие естественнонаучные законы и принципы справедливы и в  общественных науках. Например, принцип  обратной связи, самоорганизация и  т.д.

 

Три способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части иррациональный – религия.

 

  1. Научный метод.

Метод (от гр. Methodos – путь к чему-либо, способ)- совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Область знания, которая специально занимается изучением методов – методология.  гр. Logos – учение ).

                Всеобщие методы познания  (общефилософские)

Диалектический                                                 Метафизический

объекты  рассматриваются                      объекты рассматриваются без  учета

в развитии и взаимосвязи                            их изменчивости и взаимосвязи                

                           Общенаучные  методы познания

Эмпирический                                                      Теоретический 

(наблюдение, эксперимент, измерение)         (идеализация, формализация)

 

Наблюдение – метод получения первичных знаний; научное наблюдение  характеризуют целенаправленность, планомерность, активность.

Эксперимент – контролируемое воздействие на исследуемый объект. Характеризуется воспроизводимостью.

Измерение – получение количественных закономерностей.

Абстрагирование – переход от чувственно-конкретного к абстрактному, отвлечение от каких-либо менее существенных сторон объекта – идеализация (материальная точка, идеальный газ и т.д. )

Мысленный эксперимент – оперирование идеальными образами (Галилей).

Формализация – особый подход, использующий специальную символику – формализованные искусственные языки; характерна моносемичность – однозначность терминов – но разная для разных наук.

                    Индукция                                              Дедукция

(inductio (лат) – наведение, побуждение)     (deductio (лат) – выведение)

От частного к общему                                     От общего к частному

     (Фрэнсис Бэкон )                                            (Рене Декарт)

 

                                     Общенаучные методы  (эмпирич. и теоретич.)

                  анализ                синтез               аналогия            моделирование

              разделение на       соединение          подобие               изучение

               отдельные             отдельных          каких-то              оригинала

               элементы              частей в              свойств                 на модели

                                          единое целое       у  различных       (мысленное,

                                                                       объектов            физическое и др.)

 

                                       Частнонаучные методы –

                                     различны  для конкретных наук.

               Связаны с  общенаучными и  всеобщими методами.

 

Лекция 2. История  естествознания.

  1. Естествознание  эпохи античности

1) Теокосмогонические мифы –  высшая форма мифотворчества, которая  содержит зародыши научного  знания. Гесиод «Теогония»: первичное состояние  мира      – Хаос усложнение и организация мира от Хаоса к            Космосу представление о периодической гибели Космоса и переход к Хаосу и вновь  возрождение Космоса.

2) Естествознание начинается  с вопроса: из чего состоит все? Субстанция мира – единое основание многообразия вещей.

3) Европейская наука началась с Милетской школы (VI в до н.э.) – Фалес (субстанция - вода), Анаксимандр (апейрон – некое вечное беспредельное, безграничное, бесконечное  начало), Анаксимен (воздух ).  

4) Гераклит из Эфеса  (огонь  – самое изменчивое и подвижное  вещество).

5) Пифагорейский союз VI – IV вв до н.э. («Все есть число»). Математика как средство познания мира.

6) Элейская школа - основал Ксенофан. Известны Парменид (два пути познания: путь истины  и путь мнения), Зенон (субстанция – бытие как таковое). Апории Зенона.

7) Софисты (платные учителя риторики, логики, философии) – могли доказать  что угодно. Не верили в познаваемость  мира. Например, Георгий:  «Ничего  не существует, если бы и существовало, то было бы непознаваемо; если  бы и было познаваемо, то не  было бы передаваемо другим».

8) Демокрит и Платон – верили  в познаваемость мира.

 основоположник античного             наличие двух миров: материальный  и

материализма,                                    идеальный мир (идей, понятий);

высшая ценность – истина               идеи являются: 1)обобщением вещей,

бытие = атомы:                                  2)существуют вне этих вещей,

1) разные по размерам                      3)являются их исходным началом;

и форме 2)вечно движутся в            Идеальный мир первичен. Над входом

пустоте                                               в Академию: «Несведущим в геометрии

Разработка принципа                        вход воспрещен». Числа – путь к 

детерминизма (причинности)          постижению идей.

 

 

 

 

Аристотель – первый исследователь природы (лучший ученик Платона - «Платон мне друг, но истина дороже», учитель Александра Македонского).

Основал Ликей – философскую  школу.

Идеи не могут существовать отдельно от вещи (противоположно Платону).

Мир состоит из вещей. Каждая вещь – соединение материи и формы. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму.

 

                     Первоматерия по Аристотелю  (первоэлементы)

теплое+сухое         теплое+влажное     холодное+влажное    холодное+сухое

      огонь                       воздух                         вода                             земля

                                       

  1. мир делится на надлунный (идеальный, где возможно движение только по окружности) и подлунный. Основной закон механики Аристотеля: в подлунном мире v ~ F (скорость пропорциональная силе). Объяснение – теория импетуса (Филопон) – «движущая сила» у каждого движущегося тела.
  2. движение – естественное  (легкое – вверх, тяжелое – вниз) и насильственное.
  3. каждый организм = реализация определенной формы. Животные – кровяные, бескровные (беспозвоночные), между животными и растениями - губки, медузы.
  4. Геоцентризм (Земля в центре мира) – Птолемей создал теоретическую базу. Теория эпициклов для объяснения некругового вращения планет.

Основоположники атомизма– Демокрит и Эпикур в Греции, Тит Лукреций Кар – в Древнем Риме.

Развитие математики – Пифагор (ввел понятие иррациональности), Евклид  метод аксиом, основатель геометрии  Евклида. Архимед (определил значение числа π ,положил начало гидростатике, создал множество механических приспособлений, один из последних представителей античного естествознания)

В античной науке  познавательный элемент  был  больше, чем ценностный   ( П › ц ).

 

4.Естествознание средних  веков.

В Европе - усиление влияния Церкви. Философия – «служанка» богословия.

(Ц > п), Бог – высшая ценность.

 

 

 

Существовали три основные традиции  науки:

1) схоластическая          2) герметическая               3) опытно-эмпирическая

   принцип                           принцип ритуала,              принцип

авторитарности,                 изучение трудов                личного опыта,

вопрос- отношение            Гермеса Трисмегиста        Роберт Бэкон

знания и веры,                    (II-III вв н.э.)                      практика, создание

мир непознаваем                 алхимия                            новых приспособлений,

                                                                                          познаваемость мира

(«сколько чертей поместится  на игольном острие?» - один  из вопросов, обсуждаемых схоластами).

Упадок европейской науки до XIII вв. На Востоке – прогресс науки. На арабский язык были переведены основные труды древнегреческих ученых – в VIII-IX вв. Мухаммад аль–Баттани (астрономические таблицы), Ибн - Юнас (тригонометрия, лунные и солнечные затмения),Ибн аль-Хайсам (оптика), Ибн-Рушд (виднейший философ и естествоиспытатель, считавший своим учителем Аристотеля).

В XIII в начался подъем европейской науки. Оксфордский университет.

 

Лекция 3. Научные  революции.

  1. Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция

Конец XV-XVI веков – переход от Средневековья к Новому времени – эпоха Возрождения (возрождение культурных ценностей античности).

  1. Первая научная революция связана с появлением гелиоцентрического учения польского  астронома Николая Коперника (1473 – 1543). Труд «Об обращениях небесных сфер». Объяснение  движения планет без эпициклов. Земля – одна из планет Солнечной системы. Учение было запрещено церковью.

Однако на основе гелиоцентрической  системы в 1582 г. была проведена церковная реформа календаря: на смену юлианскому пришел григорианский.

Информация о работе Особенности естественнонаучного познания