Характеристика научного познания и его особенностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Процесс научного познания представляет собой вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика научного познания и его особенностей 4
2. Формы научного познания 8
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

КСЕ_1.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Процесс научного познания представляет собой вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Весь процесс  научного познания невозможно охарактеризовать без определения форм научного познания, которые выступают как способ организации содержания и результатов познавательной деятельности.

Данная работа посвящена рассмотрению основных форм научного познания.

 

1. Характеристика научного познания и его особенностей

 

Познание —  это специфический вид деятельности  человека,  направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание  –  это, обусловленный  прежде  всего  общественно-исторической  практикой,   процесс приобретения и развития знания, его  постоянное  углубление,  расширение,  и совершенствование.»

Человек  постигает  окружающий  его  мир,  овладевает  им  различными способами, среди которых можно выделить два  основных.  Первый  (генетически исходный) — материально-технический — производство средств  к  жизни,  труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в  рамках  которого  познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других.  В  свою  очередь процесс познания и получаемые в нем знания  в  ходе  исторического  развития практики и самого  познания  все  более  дифференцируется  и  воплощается в различных своих формах.

Каждой форме  общественного  сознания:  науке,  философии,  мифологии, политике,  религии  и  т.д.  соответствуют  специфические  формы   познания.

Обычно  выделяют  следующие из них: обыденное, игровое,  мифологическое, художественно-образное,  философское,  религиозное, личностное,   научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны  одна  другой,  каждая  из  них имеет свою специфику.

Основными  особенностями  научного познания являются:

1. Основная задача  научного знания — обнаружение объективных законов действительности —  природных,  социальных  (общественных),  законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным  образом  на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики  и  их выражение в системе абстракций. «Сущность научного  познания  заключается  в достоверном  обобщении  фактов,  в  том,  что  за  случайным   оно   находит необходимое,  закономерное,  за  единичным  –  общее  и   на   этой   основе осуществляет предвидение различных явлений и событий».  Научное  познание стремиться вскрыть необходимые, объективные  связи,  которые  фиксируются  в качестве объективных законов. Если этого нет,  то  нет  и  науки,  ибо  само понятие научности  предполагает  открытие  законов,  углубление  в  сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная  цель  и  высшая  ценность  научного   познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами  и методами,  но,  разумеется,  не  без  участия  живого   созерцания.   Отсюда характерная  черта  научного  познания  —   объективность,   устранение   по возможности субъективистских  моментов  во  многих  случаях  для  реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё  Эйнштейн  писал:  «То,  что  мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей  твердо  установить  то, что есть». Её задача – дать  истинное  отражение процессов,  объективную картину того, что есть. Вместе с тем  надо  иметь  в  виду,  что  активность субъекта — важнейшее условие  и  предпосылка  научного  познания.  Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения  к  действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

3. Наука в  большей мере, чем другие формы   познания  ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством  к  действию»  по изменению окружающей действительности и  управлению  реальными  процессами.

Жизненный смысл научного изыскания может  быть  выражен  формулой:  «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не  только  в настоящем,  но  и  в  будущем.  Весь  прогресс  научного  знания  связан  с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность  контролировать  процессы  и  управлять  ими.  Научное   знание открывает возможность не только предвидения будущего,  но  и  сознательного его формирования. «Ориентация науки на  изучение  объектов,  которые  могут быть включены  в  деятельность  (либо  актуально,  либо  потенциально,  как возможные  объекты  ее  будущего   освоения),   и   их   исследование   как подчиняющихся объективным законам функционирования  и  развития  составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность  отличает его от других форм познавательной деятельности человека».

Существенной особенностью современной науки является то, что  она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства  наука превращается в  его  мать.  Многие  современные  производственные  процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства,  но  и  все  чаще  выступает  в  качестве предпосылки  технической   революции.   Великие   открытия   за   последние десятилетия  в  ведущих  областях  знания  привели   к  научно-технической революции, охватившей  все  элементы  процесса  производства:  всесторонняя автоматизация  и  механизация,  освоение  новых  видов  энергии,  сырья   и материалов,  проникновение  в  микромир  и  в  космос.  В  итоге  сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

4.  Научное   познание   в   гносеологическом   плане   есть   сложный противоречивый  процесс   воспроизводства   знаний,   образующих   целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и  других  идеальных форм, закрепленных в языке — естественном  или  —  что  более  характерно - искусственном  (математическая  символика,  химические  формулы  и    т.п.).

Научное  знание  не  просто   фиксирует   свои   элементы,   но   непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует  их  в  соответствии со своими нормами и принципами.  В  развитии  научного  познания  чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят  к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды,  на  протяжении которых  знания  углубляются   и   детализируются.    Процесс   непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала  —  важный  показатель научности.

5.  В процессе  научного  познания  применяются  такие  специфические материальные  средства  как  приборы,  инструменты,  другое  так  называемое «научное   оборудование»,   зачастую   очень   сложное    и    дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы,  ракетно-космическая  техника  и  т.  д.).

Кроме того,  для  науки  в  большей  мере,  чем  для  других  форм  познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя  таких идеальных  (духовных)   средств   и   методов,   как   современная   логика, математические  методы,  диалектика,  системный,  гипотетико-дедуктивный   и другие общенаучные приемы и методы.

6. Научному познанию присущи  строгая  доказательность,  обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе  с  тем  здесь  немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.  Вот  почему тут   важнейшее   значение    имеет    логико-методологическая    подготовка исследователей,  их  философская  культура,   постоянное   совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В  современной  методологии  выделяют   различные   уровни   критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как  внутренняя  системность знания,   его   формальная   непротиворечивость,   опытная    проверяемость, воспроизводимость,  открытость  для  критики,   свобода   от   предвзятости, строгость и т. д. В других  формах  познания  рассмотренные  критерии  могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

 

2. Формы научного  познания

 

Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности.

К формам научного знания относят проблемы, научные  факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы (рис.1).

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт. Например: тело, если оно тяжелее воздуха, будучи подброшенным вверх, обязательно упадет вниз.

Таким образом, научный факт - это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее  эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. А это уже задача теории.

Широко известен пример с яблоком Ньютона, падение  которого на голову знаменитого ученого  побудило последнего к объяснению этого  события и привело, в конечном итоге, к созданию теории гравитации.

Научные проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».

Проблема - форма  знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два этапа движения познания - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Как считает  К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная  проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных  позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем) - например, "проблема" создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы. 

 

Рис. 1 – Формы научного познания



 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.

1.     Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2.     Соответствие  новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3.     Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости).

4.     Максимальная простота гипотезы.

Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. К числу таких требований относятся релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота.

Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной.

Информация о работе Характеристика научного познания и его особенностей