Особенности научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Наука – это одна из форм духовной культуры, основная функция которой, состоит в познании мира. Наука помогает познавать мир через установление законов природы. Кроме того наука является мировоззрением, то есть дает возможность понимать и объяснять, что представляет собой мир и как он устроен. В целом можно сказать, что с точки зрения науки, мир это бесконечная вселенная, управляемая законами природы, например, законом «всемирного тяготения» и состоит мир из атомов и др. частиц, (краткое изложение научного мировоззрения)

Файлы: 1 файл

Лекции КСЕ.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

Концепция Современного Естествознания от 14.02.12г.

 

Роман Алексеевич Счастливцев

(лекция 1)

 

Особенности научного познания

Наука – это одна из форм духовной  культуры, основная функция которой, состоит в познании мира. Наука помогает познавать мир через установление законов природы. Кроме того наука является мировоззрением, то есть дает возможность понимать и объяснять, что представляет собой мир и как он устроен. В целом можно сказать, что с точки зрения науки, мир это бесконечная вселенная, управляемая законами природы, например, законом «всемирного тяготения» и состоит мир из атомов и др. частиц, (краткое изложение научного мировоззрения)

На ряду с наукой существуют другие формы духовной культуры: искусство, религия, мифология, мораль, право, политика, идеология, обыденное сознание, философия. Некоторые из этих форм, так же как и наука является, мировоззрениями например, наиболее древние мифология и религия. Существует в этом списке и др. формы познания мира, например ближайшей формой к науке познания мира является -  философия. Также функцией познания мира обладает искусство. Наука вместе с искусством и моралью входят в состав общественного идеала, в его структуре эти формы представлены своими основными понятиями искусство представляет красота\прекрасное, мораль представлена как добро\благо, наука понятием – истина. Истина – это основная категория, определяющая познание мира, т.е. наши знания должны быть истинными.

Истина – это соответствие между нашим знанием и познаваемой действительностью, св-ми познаваемого объекта. Противоположностью истины является заблуждение. ( ?несоответствие?) В составе знания присутствует как элементы истины, так и элементы заблуждения. Процесс познания движется в сторону абсолютной истины\абсолютного знания. Так что в составе нашего знания постоянно увеличивается количество истины и уменьшается процент заблуждения.

 

Основные черты  науки

  1. Достоверность – означает, что научное знание всегда требует и допускает проверку по определенным правилам, установленных в науке. Критерием достоверности\истинности знания выступает практика\обращение действительности. Наиболее характерно это для естественных наук. Проверка достоверности осуществляется на эмпирическом уровне с помощью методов наблюдения\эксперимента. В математике достоверность знания определяется теоретическим\логическим путем  в форме доказательства. Наиболее трудно достоверность к знанием определяется в гуманитарных науках.
  2. Рациональность - (от лат. – разум) может пониматься в  широком и узком смысле. В широком смысле рациональность противоположна сверхъестественному, чудесному, мистическому, не объяснимому, иррациональному. С этой точки зрения наука отрицает всё чудесное\сверхъестественное, то есть не использует всё это для объяснения, как устроен мир. Наука исходит из принципа естественности и принципиальной объяснимости законах природы. В более узком смысле рациональность - означает логичность, связанная организованность научного знания. Логика предполагает, что различные истинные суждения можно вывести друг из друга на основе логических правил и законов, не обращаясь к реальности. Основным логическим законом является закон противоречия: нельзя по отношению к одному и тому же предмету в одно и тоже время высказывать противоположенные суждения. Противоположенные суждения – противоречия. Существует три основные логические формы: 1) Понятия - это сущность, какого либо объекта выраженная в его основных св-х (определении). Понятия чаще всего выражаются, одним словом. Понятие обычно представляет классы\группы объектов объединённых по какому-нибудь св-ву. 2) Суждения – это логическая форма соединяющая предмет (субъект) и его признаки (предикат). Суждение бывает либо истинным, т.е. наши знания выражаются в форме суждения. Суждения бывает общими - это когда речь идет о всех объектах данного класса, частными, когда говорится о некоторых объектах данного класса, единичные, когда имеется ввиду какой-то один объект. 3) Умозаключение – которое представляет логический вывод из двух и более суждений третьего суждения. Умозаключение чаще всего бывает индуктивным или дедуктивным. Индуктивное умозаключение – это вывод из частных или единичных суждений, общего суждения. Индукция обычно является не полной, нельзя сделать индуктивный вывод обо всех людях, животных, растениях. Дедукция – это вывод от общего суждения к частному и единичному. Пример: все люди смертны, Сократ человек => он смертен.
  3. Системность – означает, что научное знание имеет определенную организацию, то есть представляет собой систему. Система – это целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, части системы бывают двух видов, некоторые части  сами состоят из частей и эти части называются подсистемами. Части другого вида наиболее просты, частей сами не имеют, называются – элементами. В рамках науки можно выделить элементарные формы знания – это истинные суждения. Фактические суждения являются единичными. Теоретическое суждения является общим, то есть в нём говорится о всех предметах данного класса, чаще всего в форме общего суждения выражаются научные законы. Подсистемами науки являются гипотезы и уровни теоретически и эмпирически. Элементы и подсистемы науки соединяются с помощью логической связи, правил и законов. Кроме того система науки проявляется в методологии то есть организованной последовательности научных действий (методов). Методы подразделяются на: эмпирические и теоретические.

 

 

 

 

 

 

Концепция Современного Естествознания от 28.02.12г.

 

(лекция 2)

 

…продолжение

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ

         Наука возникает постепенно, в процессе формирования специфически-научного взгляда на природу. Этот взгляд подразумевает исключение сверхъестественных объяснений, явлений природы. С точки зрения науки, явление природы объясняются из них самих, т.е. из их сущностей. Например: молния, гром. «Сверхъестественное» порождается сверхъестественным существом. Изнутри не привлекая окружающие элементы. Молния – это электрическое явление. С точки зрения научного объяснения, в явление природы всегда выявляется  его механизм, знания, которого позволяет воспроизвести данное явление в искусственных условиях, т.е. провести эксперимент.

   Научный взгляд  формировался на протяжении нескольких  этапов:

  1. Пред научный. Он приходится на первые человеческие цивилизации (Древний Восток, Месопотамия=междуречье, Древний Египет, Китай, Индия) первые крупные\крупнейшие образования. Национальное общество. Специфические социальные задачи, т.е. те задачи, которые должны были решать государство, власть. (законы, налоги) Для того чтобы взымать налоги нужно было знать как берутся налоги с имущества, нужно определить сколько имущества у людей. Таким образом, возникла проблема в государстве, нужно измерить землю всей страны. Так возникла предварительная наука – «измерять землю», геометрия. Ранняя наука носит практический характер, теория отсутствует.  Появилось и строительство. Строительство пирамид была идеологической проблемой, слияние государственной и религиозной идеей. Появилась и предварительная наука – «астрономия».
  2. Античный. Он появился в 7-6 веках до н. э. зарождение Древняя Греция и Древний Рим. Именно в это время возникает научный взгляд на мир, т.е. наука отделяется от религии и мифологии. В первом этапе этого деления не произошло. В пред научном этапе наукой занимались жрецы. Во втором этапе появляются профессиональные ученые, основным занятием которых является научное исследования, появляются научные школы, методы, терминология, появляется и теория. Философия – это название науки в Древней Греции, оно сохранилось до нового времени (17-18 в.в.) В процессе формирования отдельных дисциплин они отделяются от философии, образуя собственную систему и к 19-20 веку наука полностью отделилась от философии, приобрела собственное название – наука, (сциенция по лат.) Ученых называли философами. В античности рождается первая полноценная научная дисциплина – «математика». Появилась первая математическая система она же теория, геометрия Евклиды. Появилась логика, этика, диалектика, появилось название для науки «физика» что означает природа. Однако полноценной наукой она стать не могла, по сколько в античности отсутствовали эмпирические методы. Всё средневековье это латинские языки и греческий.
  3. Новое время. 17-19 века период формирования естественных наук, т.е. физики, химии и биологии. Физику основали Ньютон, Галилео Галилей. Важнейшее значение эмпирических методов, прежде всего метода эксперимента как проверки научной теории. Математизация, т.е. математический способ выражения знаний естественных наук (формулы, уравнения) Ньютон создал высшую математику. Основной математической теорией является механика Ньютона (17 век) парадигма, это образец для подражания другим теориям. Химия как наука возникает в 18-19в. благодаря понятию химический элемент и создания системности. Основа таблица Менделеева. И биология появляется в 19-20в. В связи с классификацией животных, эволюционная теория, основа биологии является генетика.
  4. Новейший. 20-21 век. Период формирования гуманитарных, социальных, прикладных и технических наук.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУК:

  1. Математические науки, предметом являются количественные отношения в природе, в обществе и т.д. Отдельные дисциплины математики.
  2. Естественные науки\науки о природе. Химия, физика, биология и астрономия. Объектами физики являются физические тела и волны. В химии объектом являются вещества и их реакции. А предметом биологии являются жизнь, её свойства, т.е. живые организмы.
  3. Науки о том, что противоположны природе: социальные гуманитарные науки (социология, экономика, политология, история) филология, история, искусствознание.
  4. Прикладные науки. Дисциплины, которые не имеют своей теории, они заимствуют теорию из фундаментальных наук. Предметом их являются области практической жизни (медицина, педагогика).
  5. технические дисциплины возникли в 20 веке (автоматика, робототехника)

 

 

Концепция Современного Естествознания от 13.03.12

(лекция 3)

 

Наука Античности.

Первые научные школы  складываются в греческих поселениях.

Основные черты  греческой науки:

1. Всесторонность исследований (изучения в области математики, физики, гуманитарных наук)

2. Исключительно теоретический подход к исследованиям явлений природы, уверенность в том, что истина дается в теории

3. Появление естественного (научного)  взгляда на природу, то есть, объяснение явлений природы через исследование их сущности без привлечения сверхъестественных, иррациональных фактов

4. Отрицание экспериментальных методов, признание исключительно теоретических методов (логики) для исследования природных явлений.

5. Появление особой социальной группы ученых. Возникновение социального института науки. Формы организации научной деятельности подразумевают преемственность научного опыта, научную традицию. Это выразилось в создании научных школ, где научные достижения передаются от учителя к ученикам, обогащаясь на каждом этапе.

6. Появление научных дисциплин (математика. Физика. Риторика. Поэтика). На более позднем этапе появляются география и история. Связующим звеном, образующим целостность философии (науки), была риторика, поскольку умение говорить в демократически устроенных полисах стало насущной политической необходимостью и подразумевала умение правильно мыслить  и иметь системные научные взгляд на природу и общество

7. Появляются первые основные научные понятия и категории, характеризующие мир в целом (космос). Мир организованный, систематизированный. Только в этом случае он подлежит познанию. Хаос не познаваем. В космосе различимы отдельные части предметов и их свойств то есть, всему этому можно дать определения. По мнению греков, в физическом смысле мир состоит из стихий, элементов.

Логос  – имеет несколько значений («слово», «знание», «учение», «наука», «мысль», «понятие», «закон»).

Мысль есть идея, «эйдос», понятие. На тот момент – высший образец  для других вещей или сущность вещей; «теория», видимость с помощью  разума, размышление. «Гносез» - познание. 

«Праксиз» - практика, действие.

«Форма» - Идея, сущность.

«Материя» - строевой лес, материал

 

Основные проблемы Античной науки.

Проблема первоначала.

Архэ – то, откуда возникает все, то, из чего все состоит, и то, во что все окончательно превращается или переходит.

Вопрос о единстве мира, выражающийся в едином первоэлементе. Элемент – стихия.  Здесь заложены две научные проблемы: проблема химического  элемента или простого вещества и  проблема агрегатного состояния  вещества. Первоначало должно быть единым, неделимым, неизменным, поскольку  лежит в основе всякого изменения (например, вода состоит из воды). Недостатком  вещественной концепции первоначал было то, что основные стихии могли  превращаться друг в друга.  Более  совершенной концепцией первоначала  стала теория атомизма.

Индивид – «неделимый».

Атом обладает только основными  свойствами материи – масса и  объем. Кроме того, в учении Демокрита  объяснялось, как атомы образуют вещество, предметы. Для этого атомы  должны двигаться.

 

Физика Аристотеля.

Создал парадигму. С точки  зрения Аристотеля мир конечен, наполнен различными существами, прежде всего, пятью стихиями, то есть, пустоты  не существует. Вокруг Земли вращаются  тела, которые прикреплены к специальным  сферам, потому что сами двигаться  не могут. И каждого движения есть причина, двигатель.

 

Концепция Современного Естествознания от 27.03.12

(лекция 4)

Итог научной картины мира, которая строилась с Аристотелем, вселенная рассматривалась как конечное пространство, потому что бесконечность считалась бессмысленной и противоречивой. Вселенная заполнена различными космическими стихиями, космическими телами из эфира (пронизывает вселенную) Движение в таком пространстве является ограниченным и тело постоянно стремится к покою. Падение тела - это стремление его упокоиться, принять состояние покоя. Планеты и звезды движутся по круговым орбитам и двигаются они не самостоятельно, а к прикрепленным сферам. Птолемей, который создал геоцентрическую систему. Представление было закреплено христианской церковью.

Положение науки  в средневековье

Средние века (5-15 века) в целом  наблюдается упадок науки. Однако во второй половине средневековья появляются черты нового мировоззрения. Аристотелевская  картина мира начинает меняться. Появляются новые научные образовательные  центры - это университеты, свободное сообщество учащихся и преподавателей, обладающее самоуправлением. Изначально университеты появлялись религиозные университеты, там учили богословию. (церковные заведения, но в городах) Начинают строиться соборы, готические соборы. Самые знаменитые готические соборы: в Англии, Франции (Руанский собор), Испания (в городе Барселона строится с 19века и до наших дней) Германии (в городе Кёльне), Милане, Италии. Строительство шло столетиями одновременно с университетами. В университетах формируется свободный дух обучения и научной деятельности, изучается богословие, но уже тогда сформировались некоторые методы обучения, например лекции. Формируется структура то есть факультеты. Самые ранние факультеты – артистические «7 свободных искусств» (по латыни искусство). Подразумевалось, что это логика, риторика, математика, грамматика и т.д. Более высокий факультет был «философский». Управление, появился ректор, появились и деканы. Язык образования была – латынь. «Вульгарис» – по лат. простой. «Декан» - десятник. Появились студенты, «студио» – изучать. Появился медицинский факультет. Самый известный врач, исламский врач Авицена. В средневековье существовала осень сильное противостояние ислама и христианства «Крестовые походы». 14-15 века пришла с Востока чума, вымирало по четверти населения Европы, пол Парижа(=Лютеция) вымерло. Прекратилась чума примерно к 18 веку. Только в 19 веке открыли прививки.

   В конце средневековья  меняется общий взгляд на мир.  В 15-16 веке появляется первое  представление о бесконечности.  Первыми о ней заговорили богословы.  Николай Кузанский «пантеизм» - Бог  во всём. Бог сливается с миром  и придаёт миру качество бесконечности – это «сфера центр, которой везде, а граница – нигде».

    Позднее средневековье  и эпоха возрождения. Николай  Коперник в первой половине 16 века. Следующий шаг понимание  вселенной. Он сформировал гелиоцентрическую  концепцию. Она была издана в 1543 году в книге «О вращении небесных сфер». По его мнению, Земля вращается 2 способами: вокруг своей оси и вокруг солнца. Книга была запрещена в 1616 году. К началу 17 века точка зрения Коперника была распространена в научных кругах. Джордано Бруно один из первых последователей представителей Коперника. Джордано Бруно считал, что Бог полностью соединяется с миром, растворяется божественная личность и мир становится божественным. Казнь Дж. Бруно в 1660 году за еретические взгляды. В 20 веке было признано, что его казнь была ошибкой. Вселенная является реальной бесконечностью, по мнению Бруно. «Может ли бесконечная вселенная расширяться? Не может. Почему? Некуда расширяться» Концепуия стационарной вселенной до конца 19 века все ученные считали вслед за Дж. Бруно, что вселенная не может расширяться, даже Эйнштейн сначала так считал. Но в 20 веке американские ученные доказали что она может расширяться, Русский ученный доказал что это возможно и тогда все ученные поменяли мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция Современного Естествознания от 10.04.2012.

(лекция 5)

Основой классической механики заложили Галилео Галилей и Ньютон во второй половине 17 века. Механика – понимание мира как механизма. Это было связано в том числе и с новым отношением к Богу, такое отношение называется деизм (Бог создал мир как огромный механизм)  «время - деньги» поговорка популярная.  Ценность времени и часов. Мир подчиняется механическим законам. Бог установил как эти предметы и объекты будут взаимодействовать. По каким законам. Законы природы действуют сами без участия Бога!  Механика есть учение о механических взаимодействиях прежде всего учение о движении. Соотношение движения и покоя как можно рассчитать движение по различным параметрам. Инерционное движение – это когда тело движется прямолинейно и равномерно пока на него не воздействуют другие силы. Движение и покоя. Галилей предложил что предмет всегда движется. Галилей и вся классическая механика основывается на основании Коперника. Вселенная бывает бесконечная и пустая.          Проблема падения тел это есть притяжение. Галилей вводит метод экспериментальной проверки. Книга природы на языке математики. Сила равна массе умноженная на ускорение                                                             

Информация о работе Особенности научного познания