Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#14-23.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках стратегического планирования:   1. Распределение ресурсов. 2. Адаптация к внешней среде.3. Внутренняя координация. 4. Осознание организационных стратегий. Предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджера путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

Стратегия представляет собой детальный, всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и се целей.

 Процесс стратегического планирования  включает следующие этапы: Миссия- цели- анализ внешней среды- анализ внутренней среды - анализ стратегических альтернатив  - выбор стратегии – реализация стратегии – оценка стратегии.

Целеполагание - это исходный момент в детальности менеджера. Вначале устанавливается основная общая цель организации, выражающая причину ее существования, т. с. миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.                                  

 Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна давать представление о назначении фирмы, необходимости и полезности дм внешней среда, сотрудников, общества в целом.

Миссия должна включать: 1) задачи фирмы с точки зрения ее основных товаров и услуг, основных рынков, технологий; 2) внешнюю среду, которая определяет рабочие принципы организации; 3) культуру организации.

Существует много подходов к  определению миссии организации. Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем.

Оценка и анализ факторов внешней среды проводится по трем параметрам:                      

1. Оцениваются изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. 2. Определяются факторы, которые, представляют угрозу текущей стратегии. 3. Определяются факторы, которые представляют дополнительные возможности для достижения целей, при корректировке планов.Анализ внешней среды представляет собой процесс контроля внешних факторов, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно объедини п. в семь групп: экономика, политика, конкуренты, рынок, международная среда, технология, социальные факторы,

Управленческое обследование внутренней среды организации представляет собой методичную оценку функциональных зон, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

В обследование рекомендуется включать пять функций: маркетинг,  финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие  ресурсы, культуру и имидж организации.              

При обследовании функции маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа:  1. Доля рынка и конкурентоспособность. 2. Разнообразие и качество ассортимента изделий. 3. Рыночная демографическая статистика.

4. Исследования и разработки  новых товаров и рынков.5. Предпродажное  и послепродажное обслуживание.6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.

7. Прибыли.

Анализ финансового состояния  может содействовать повышению  эффективности процесса стратегическою планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с конкурентами.

ОПЕРАЦИИ. Для длительного выживания фирмы важным являете непрерывный анализ управления операциями, который призван ответить на следующие вопросы:

1 Возможность, снизить цену на товары и услуги по сравнению с конкурентами.

2 Наличие  каналов поступления новых материалов  и количество поставщиков.

3. Качество оборудования и его обслуживания.

4 Соответствие  системы закупок требованиям снижения затрат на запасы.

5. Сезонность  спроса на продукцию и пути ее преодоления.

6. Возможность проникнуть на новые рынки, недоступные конкурентам.

7. Эффективность системы контроля качества.

8. Рациональность и эффективность процесса производства.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Анализ включает оценку следующих направлений: 1. Тип сотрудников, работающих в области бизнеса, требования к ним.2. Компетентность и подготовка высшего руководства.3. Конкурентоспособность системы вознаграждения. 4 Порядок преемственности руководящих должностей. 5. Эффективность подготовки и повышения квалификации руководящих работников. 6. Причины текучести кадров. 7. Регулярность анализа системы оценки деятельности персонала. 8. Возможность улучшения качества изделия путем участия работников в управлении.

Культура организации - это атмосфера или климат в организации, которая отражает преобладающие обычаи, нравы, ожидания в организации. Руководство использует организационную культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов повеления.

Имидж организации - то впечатление, которое производит организация на сотрудников, клиентов, и общественное мнение. Это впечатление стимулирует покупателей приобретать товары у определенных фирм. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией.

После анализа внешних угроз  и возможностей, слабых и сильных  сторон организации формулируются  стратегические альтернативы. Перед организацией стоят четыре основных стратегических альтернативы: стратегия стабильности; стратегия роста; стратегия обороны; комбинированная стратегия.

Стратегия стабильности предполагает установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Она применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация довольна споим положением. Компании с ориентацией на стабильность обычно имеют устойчивы; позиции на рынке и прикладывают максимум усилии к увеличению отдачи в пользу своих акционеров.

Стратегия роста осуществляется путем значительного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия роста является второй, наиболее часто выбираемой стратегией. Применяется в динамично развивающихся отраслях, с быстро изменяющимися технологиями.

Рост может быть внутренним и внешним. Внутренний рост происходит путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост осуществляете* путем создания или приобретения организаций в смежных отраслях.

Стратегия обороны реже всего выбирается руководи гелями. Ее называют стратегией последнего средства. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций.

В рамках стратегии сокращения может  быть несколько варианта. 1. Ликвидация - полная распродажа всех активов и материальных запасов организации.2 Отсечение лишнего - фирма избавляется от убыточных или бесперспективных подразделений. 3. Сокращение и переориентация - фирма сокращает производство, а высвободившиеся ресурсы направляет на новые виды деятельности.

Комбинированная стратегия. Применяется крупными фирмами, которые активно действуют во многих отраслях.

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего.

Упрощенная методика определения  положения организаций и ее изделий по отношению к возможностям отрасти была разработана Бостонской Консультативной группой (БКГ). При анализе портфеля (набора вариантов) инвестиций проводниц сравнение доли фирмы иди ее изделии на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности.

Использование этой матрицы предполагает нанесение каждого типа производства на диаграмму, учитывая:     1 )относительной долю рынка:  2)темпы роста рынка.

Относительная доля рынка определяется путем деления доли рынка данной организации на долю рынка самого крупного конкурента.

Темпы роста - это предполагаемый рост продаж на рынке, где сбывается товар.

Картина, складывающаяся после заполнения матрицы, позволяет руководителю выбрать  наиболее приемлемый тип стратегии.

Фирмы типа "звезда" укладываются в рамки стратегии роста. Это  обычно означает значительные капиталовложения в маркетинговые исследования. Квадрант "донная корова" предполагает стратегию максимизации прибыли. Это означает, что расходы на маркетинг и капиталовложения минимальны, большая часть активов представляет собой свободную наличность. Если фирма попала в разряд "собак", это означает, что будут предприняты действия по завершению капиталовложений, свертыванию продаж и в конечном итоге, полной ликвидации. Руководители фирм "дикие кошки" обязаны в короткий срок выполнить необходимые расчеты и принять решение о том, обладает ли их производство достаточным потенциалом, т. е. способностью увеличить относительную долю рынка.

На стратегический выбор влияют также степень риска, прошлые стратегии, реакция владельцев акций, фактор времени.

Внедрение стратегии включает, прежде всего, разработку краткосрочных (текущие) планов, в которых даны рекомендации для каждого подразделения компании. Текущие планы обеспечивают механизм, с помощью которого главные менеджеры могут проследить за тем, насколько процесс производства соответствует пунктам стратегического плана. Исследования показывают, что применение только стратегического плана приносит меньшие результаты, чем его сочетание с текущими.

В литературе упоминается три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные.

Функциональный план описывает действия, которые необходимо предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Он обычно содержит перечень ближайших целей и временные рамки ли их достижения.

Финансовый план предполагает распределение ресурсов с описанием системы контроля за этим процессом, а также расчеты по привлечению необходимого количества заемных средств, объекту капиталовложению и анализ необходимого количества ликвидных средств

Текущий производственный план должен включать основные вопросы, касающиеся элементов производственного процесса: эффективность операций по обработке сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства, экономичное расположение оборудования и машин на территории производственного комплекса т. д.

Отличительными характеристиками функциональных планов являются;

1) короткий срок реализации (не  более чем 1 -2 года); 2) конкретизация способов реализации стратегии; 3) разработка па среднем и низовом уровнях управления.     

Единовременные планы разрабатываются с целью проследить за выполнённом какого-нибудь проекта или программы. Соответственно существуют два типа таких планов: программный и проектный.

Программный план создается для координации разнообразных видов деятельности, осуществляемых при реализации сложной производственной программы, например, при установлении единой системы обмена информацией, при реконструкции отделов производства, внедрении новой продукции.

Проектные планы предназначены для контроля над проведением менее сложных мероприятий, чем программы. Они могут быть самостоятельными или частою программного плана. Типичным проектным планом можно считать план постройки офиса, проект рекламной кампании и т.д.

При составлении единовременных планов сначала определяют этапы выполнения работ, распределяют обязанности и исполнителей, затем определяют необходимое количество ресурсов и сроки реализации программы или проекта.

Стабильные планы - это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших принципов организации. Существует три типа таких планов.

Политика - это положение, в соответствии с которым устанавливаются параметры принятия повторяющихся второстепенных решений.

Процедуры описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу процедура - это запрограммированное решение.

Правила точно определяют, что должно быть сделано в конкретной специфичной ситуации. Они отбавляют подчиненных от необходимости принимать решения и проявлять инициативу в конкретных ситуациях. Когда руководитель хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение определенных действий определенным способом, он составляет правила.

Оценка стратегии проводится путем  сравнения результатов работы с  целями. Она должна проводиться системно и непрерывно. Для  оценки стратегии используют количественные (доля рынка организации, объем прибыли, уровень рентабельности, себестоимости) и качественные (улучшение качества обслуживания, повышение удовлетворенности работников, имидж организации) показатели.

 

#20.Функция контроля в менеджменте

 

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей,                                                   

Управленческий контроль - это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач.

Функция контроля позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того как эти проблемы перерасту и кризис.Контроль должен быть всеобъемлющим и регулярно осуществляется каждым руководителем.                           

Управленческий контроль осуществляется на двух организационный уровнях. Операционный контроль осуществляется на уровне операций, где менеджеры сталкиваются с использованием физических, финансовых, человеческих и информационных ресурсов для достижения организационных целей.

Другая направленность контроля - внешняя. Менеджеры, ответвленные за стратегию корпорации или бизнеса, обычно используют этот тип контроля. Высшие менеджеры собирают информацию о конкурсных, потребителях, поставщиках, технологии, правительстве и обществе и отслеживая  явления, которые могут воздействовать на планы компании чтобы своевременно отреагировать на них.                       

Существуют три основных вида контроля по времени проведения: - предварительный; - текущий; - заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы в трех ключевых областях: 1) человеческие ресурсы, 2) материальные ресурсы, 3) финансы.

Предварительны контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного лигнита тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования