Анализ структуры потребительских расходов населения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия.
В ходе реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;
2) рассмотреть основные подходы к анализу структуры потребительских расходов;
3) раскрыть особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия;
4) исследовать структуру потребительских расходов населения;
5) провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия;
6) обосновать результаты анализа.



КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика»
на тему:
«Анализ структуры потребительских расходов населения в регионе»











г. Улан-Удэ
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………4 – 12
1.1. Потребительские расходы как индикатор уровня жизни…………4
1.2. Особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия…………………………………………………………………………….9
2. Статистическое исследование структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………13 – 38
2.1. Статистические источники изучения потребительских расходов…………………………………………………………………………13
2.2. Система статистических показателей потребительских расходов…………………………………………………………………………..22
3. Анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия……………………………………………………………………39 – 48
3.1. Структура потребительских расходов населения……………….39
3.2. Корреляционно-регрессионный анализ…………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………52



ВВЕДЕНИЕ
Потребительские расходы – это расходы домашних хозяйств на потребительские товары и услуги. Подобные расходы по величине зависят от личного располагаемого дохода и цен на товары и услуги. Выбор товаров и услуг для потребления зависит, прежде всего, от потребностей, вкусов, привычек и традиций, то есть от предпочтений.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:
- расходы на покупку потребительских товаров
- расходы на оплату потребительских услуг
- поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления
- потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда
Основным источником информации об объеме и структуре расходов домашних хозяйств при анализе уровня жизни продолжает оставаться баланс денежных доходов и расходов населения.
Для социальной статистики потребительские расходы – это очень важный показатель. По соотношению расходов и доходов населения можно определить уровень жизни во всем регионе. Превышение суммы доходов населения над его расходами дает представление о приросте активов в форме денежной наличности. Если же имеет место обратное соотношение, то это свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопленных активов домашних хозяйств.
Цель курсовой работы – провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия.
В ходе реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;
2) рассмотреть основные подходы к анализу структуры потребительских расходов;
3) раскрыть особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия;
4) исследовать структуру потребительских расходов населения;
5) провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия;
6) обосновать результаты анализа.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются потребительские расходов как индикатор уровня жизни, раскрываются особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия. Во второй главе описываются источники информации, и анализируется система статистических показателей потребительских расходов. В третьей главе рассматривается динамика потребительских расходов населения республики Бурятия, анализируется структура и проводится корреляционно-регрессионный анализ для определения взаимосвязи между расходами и доходами. В заключении подводятся итоги.





ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ЖИЗНИ
Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д. Используется для обоснова

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………4 – 12
1.1. Потребительские расходы как индикатор уровня жизни…………4
1.2. Особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия…………………………………………………………………………….9
2. Статистическое исследование структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………13 – 38
2.1. Статистические источники изучения потребительских расходов…………………………………………………………………………13
2.2. Система статистических показателей потребительских расходов…………………………………………………………………………..22
3. Анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия……………………………………………………………………39 – 48
3.1. Структура потребительских расходов населения……………….39
3.2. Корреляционно-регрессионный анализ…………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………52

Файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА С.doc

— 691.00 Кб (Скачать файл)

Благодаря такому подходу  статистики могут позволить себе отказаться от распространения выборочных данных на генеральную совокупность методами статистического моделирования. Последнее представляется чрезвычайно  важным, так как очевидна разница между концепциями дохода на микроуровне (домохозяйство, индивид) и макроуровне (общество, социальный слой). При этом на микроуровне (в чем единодушны большинство исследователей) доходы домашнего хозяйства, оцениваемые им самим, бесспорно, предстают в реальном выражении, так как это выплаченные данному домохозяйству и им полученные (абстрагируясь от подоходных налогов) денежные средства или их товарные эквиваленты. А на макроуровне (это требование СНС) доходы домашних хозяйств как сектора экономики оцениваются через начисленные суммы, в том числе и условно исчисленные (доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от проживания в собственном жилище, а в условиях России к ним должны быть добавлены суммы задержанной заработной платы и пенсий).

Чрезвычайно неохотно идут на сотрудничество с государственной  статистикой и бедные, и богатые  домохозяйства. Бедные «приукрашивают»  свое положение, а богатые стараются  скрыть свои доходы, расходы и потребление. В этом смысле население России не является исключением, и подобные проблемы имеются и в других странах. Таким образом, можно говорить о том, что органы официальной статистики исследуют бюджеты домохозяйств, которые можно отнести к средним слоям общества. Это оправдано с точки зрения задач, стоящих перед статистикой семейных бюджетов, — дать информацию о расходах населения для расчета индекса потребительских цен (здесь важен массовый потребитель), о доходах для выработки социальных программ, включая участие в программах социальной помощи и занятости (и здесь важен социальный слой, формирующий основу рынка труда, потребительского спроса, являющийся объектом государственных социальных программ и главным налогоплательщи-

ком). В этой связи самый  актуальный вопрос для обследования бюджетов домохозяйств — быть уверенным, что обследуется середина общества, т.е. «края» выборочной совокупности не охватывают примерно равные доли крайне бедных и крайне богатых, для обследований которых требуются специальные методы.

С 1998 г. на базе выборки  домохозяйств, используемой при изучении их бюджетов, была сформирована панель респондентов в возрасте 16 лет и старше (5000 чел.), на которой проводятся ежеквартальные обследования потребительских ожиданий населения. Результаты опроса позволяют оценить динамику потребительского климата в стране, выявить направления расходования денежных средств населением и ориентацию их сбережений.

В 2001 — 2003 гг. Госкомстат России проводил Национальное обследование благосостояния населения и участия  в социальных программах (НОБУС). Задача этого обследования состояла в том, чтобы оценить воздействие государственных социальных программ на материальное положение нуждающихся, оценить распространенность льгот и пособий среди различных категорий населения и типов домохозяйств.

В качестве самостоятельного статистического наблюдения в России организовано обследование личных подсобных хозяйств населения (15 тыс. респондентов) с целью получения данных о производстве сельскохозяйственной продукции и ресурсов, вовлеченных в экономический оборот в этом секторе экономики.

Наиболее перспективным  направлением развития статистики домашних хозяйств является внедрение в практику баз микроданных, ориентированных  на предоставление доступа широкому кругу пользователей. Эти базы содержат индивидуальные сведения по каждому респонденту (домохозяйству, семье, человеку). В настоящее время ведутся работы по созданию таких баз, включающих информацию, полученную из обследований бюджетов домашних хозяйств.

 

2.2. СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ

 

Показатели использования  доходов населения характеризуют  его расходы, которые включают расходы  на потребление и расходы, не связанные  с потреблением. В СНС расходы  на потребление домашних хозяйств относятся  ко всем денежным расходам, произведенным домохозяйствами на покупку товаров и услуг, предназначенных для потребления. Расходы, не связанные с потреблением, включают налоги на доход и другие прямые налоги, отчисления на пенсии и на социальное страхование, другие страховые взносы, денежные переводы и подарки. В расходы не включаются добавления к сбережениям, суммы, инвестированные или отданные взаймы, возврат ссуд и расходы на другие финансовые операции.

Структура потребления  домохозяйств в агрегированном виде может быть представлена следующим образом:

  1. Потребительские расходы на питание, которые представляют собой сумму покупок домашнего хозяйства.
  2. Потребление продовольствия собственного производства (из личного подсобного сельского хозяйства).
  3. Потребительские расходы на покупку непродовольственных товаров и услуг.
  4. Потребление непродовольственной продукции собственного производства.
  5. Потребление в натуральной форме за счет оплаты труда.
  6. Потребление в натуральной форме за счет социальных трансфертов.
  7. Потребление в натуральной форме за счет прочих трансфертов.

В целях экономико-статистического  анализа потребление населением товаров и услуг может быть разделено по срокам их использования:

  1. на потребляемые однократно (продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, моющие и чистящие средства, предметы санитарии и гигиены, фармацевтические и медицинские изделия, топливо, услуги и др.);
  2. на потребляемые кратковременно, т.е. те блага, срок службы которых, как принято считать, не превышает один год (отдельные виды одежды, ткани и др.);
  3. длительного пользования (отдельные виды одежды и обуви, мебель, предметы хозяйственного обихода, культурно-бытового назначения, жилище, транспортные средства и др.).

Экономическое исследование потребления населения  предполагает классификацию товаров  и услуг по признаку товарное и нетоварное потребление. Важное значение также имеет анализ структуры потребления исходя из «признака настоятельности потребления» или очередности удовлетворения потребности.

Наличие ограниченности ресурсов характерно для подавляющего числа  домохозяйств и этим определяется их поведение на потребительском рынке. На возможности финансирования расходов влияет необходимость распределения фиксированного бюджета между текущими покупками и накоплениями, а также необходимость удовлетворения разнообразных потребностей за счет приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Для каждой из потребностей человека существует определенная ценность, которая подчиняется закону убывающей полезности (закон насыщения потребностей), который можно сформулировать так: дополнительная польза от прироста запаса определенной потребительной стоимости уменьшается с каждым новым приращением уже имеющегося запаса. Таким образом, проблема рационального ведения домашнего хозяйства заключается в определении оптимального (с точки зрения его текущих и перспективных потребностей, уровней доходов и цен) набора потребительских стоимостей для их приобретения.

Объем и структура  расходов населения являются главными показателями использования его  доходов. Это связано с тем, что потребительное поведение домохозяйств состоит в выборе такого распределения дохода (как ресурса), которое было бы оптимально с точки зрения соответствия поставленным целям при имеющихся ограничениях. Именно этот показатель наиболее чувствителен к соотношению цен и доходов, так как в нем отражается взаимозависимость потребителей и возможностей населения. Потребности населения в течение ограниченного промежутка времени остаются практически неизменными, резкое изменение пропорций внутри потребительских расходов наглядно иллюстрирует динамику уровня жизни населения. А территориальные различия в этих показателях (в пределах одной страны или однородных по природно-климатическим условиям и национальным традициям регионов) иллюстрируют разрывы в уровне жизни населения территорий.

Использование доходов потребителями представляет собой результат осуществления  домохозяйством бюджетной политики, зависимой от величины дохода, уровня цен и потребностей членов домохозяйства. Домохозяйство, определив для себя оптимальное значение функции распределения дохода, сохраняет данное состояние до изменения условий (величина дохода, размер домохозяйства, его состав и др.). Это объясняет определенную устойчивость схем потребительского поведения и структур расходов однотипных домохозяйств. Таким образом, можно говорить о том, что для каждого домохозяйства существует определенный набор товаров и услуг, который удовлетворяет его потребности, и ограничен величиной дохода в некоторый момент времени.

При расходовании средств домашнее хозяйство рассматривается в качестве единицы, принимающей экономические решения на потребительском рынке, и так распределяет свой доход между разными видами расходов, чтобы удовлетворение, получаемое от каждого вида затрат, было приблизительно равным, современное домашнее хозяйство не допускает выражения индивидуальности и личных предпочтений. Оно требует подчинения и предпочтения во многих областях от того или иного члена семьи.

Приведем состав и использование денежных доходов  населения в республике Бурятия (табл. 1).

 

Таблица 1.

Использование денежных доходов населения республики Бурятия (млн. руб.)

 

1998

2000

2002

2004

2006

Денежные  доходы – всего

8047,4

19686,0

37068,8

54476,5

80442,7

    в том числе:

         

   оплата труда

3568,9

7593,7

15027,5

23240,2

32763,2

   социальные трансферты

1119,8

2438,2

5071,7

7141,8

10964,5

доходы от собственности, предпринимательской 

деятельности и др.

3358,7

9654,1

16969,6

24094,5

36715,0

           

Денежные   расходы - всего

6985,6

17494,7

34019,3

52569,3

81080,5

     в том числе:

         

  покупка товаров  и

  оплата услуг

6123,8

12987,6

22104,3

35012,2

55570,0

  оплата обязательных 

  платежей и разнообразных 

  взносов

619,7

968,3

2313,2

4279,4

7154,7

  сбережения 

30,8

467,4

1452,6

1402,5

2133,8

  покупка валюты

173,0

432,6

890,7

1594,6

2113,4

Прирост, уменьшение (-) денег  на  руках у населения

1061,8

2191,3

3049,5

1907,2

-637,8


 

Исходя из данных табл. 1, можно сделать следующие  выводы:

  1. Посчитаем цепные темпы роста денег на руках населения.

Tр =

Тр1 = = - 33,4%

Tр2 = = 62,5%

Tр3 = = 139,2%

Tр4 = = 206,4%

  1. Теперь посчитаем темпы прироста.

Тпр = Тр – 100

Тпр1 = - 133,4%

Тпр2 = - 37,5%

Тпр3 = 39,2%

Тпр4 = 106,4%

Вывод: Исходя из расчетов темпов прироста, в 2006 г. на 133,4% уменьшилось количество наличных денег у населения после расходов, по сравнению с 2004 г. В 2004 г. уменьшилось на 37,5% по сравнению с 2002г. В 2002 г. возросло на 39,2% по сравнению с 2000 г. В 2000г. увеличилось на 106,4% по сравнению с 1998г.

Из этого  можно сделать вывод, что с 1998 г. до 2002 г. было увеличение наличных денег  после расходов, с 2002 г. по 2006г. резкое уменьшение. Возрастание с 1998 г. до 2002 г. связано с тем, что расходы  изменились незначительно, по сравнению с изменением дохода. А уменьшение с 2002 г. до 2006 г. связано с резким возрастанием расходов. В 2006 г. по сравнению с 2004 г. произошло большое уменьшение на 133,4%. Это связано с резким увеличением и доходов (на 147,7%), и расходов (на 154,2%). Но это не связано со снижение уровня жизни населения, так как расходы на сбережения возросли на 152,1%.

Соотношение расходов и доходов можно определить, рассмотрев структуру доходов и удельный вес расходов в доходах (табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения

(в процентах)

 

1998

2000

2002

2004

2006

Денежные доходы – всего

100

100

100

100

100

  в том числе:

         

 оплата труда

44

39

41

43

41

 социальные трансферты

14

12

14

13

14

 доходы от собственности,

 предпринимательской  

 деятельности и  другие

42

 

49

45

44

45

           

Денежные расходы – всего

86,8

88,9

91,8

98,1

100,8

    в том числе: 

         

   покупка товаров  и 

   оплата услуг

76,1

66,0

59,6

64,3

69,1

   оплата обязательных 

   платежей и   разнообразных

   взносов

7,7

4,9

6,2

7,9

8,9

   сбережения

0,4

2,3

3,9

2,6

2,7

   покупку валюты

2,1

2,2

2,4

2,9

2,6

   Прирост, уменьшение (-)

   денег на руках  у  населения  

13,2

11,1

8,3

3,5

-0,8

Информация о работе Анализ структуры потребительских расходов населения в регионе