Анализ структуры потребительских расходов населения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия.
В ходе реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;
2) рассмотреть основные подходы к анализу структуры потребительских расходов;
3) раскрыть особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия;
4) исследовать структуру потребительских расходов населения;
5) провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия;
6) обосновать результаты анализа.



КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика»
на тему:
«Анализ структуры потребительских расходов населения в регионе»











г. Улан-Удэ
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………4 – 12
1.1. Потребительские расходы как индикатор уровня жизни…………4
1.2. Особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия…………………………………………………………………………….9
2. Статистическое исследование структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………13 – 38
2.1. Статистические источники изучения потребительских расходов…………………………………………………………………………13
2.2. Система статистических показателей потребительских расходов…………………………………………………………………………..22
3. Анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия……………………………………………………………………39 – 48
3.1. Структура потребительских расходов населения……………….39
3.2. Корреляционно-регрессионный анализ…………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………52



ВВЕДЕНИЕ
Потребительские расходы – это расходы домашних хозяйств на потребительские товары и услуги. Подобные расходы по величине зависят от личного располагаемого дохода и цен на товары и услуги. Выбор товаров и услуг для потребления зависит, прежде всего, от потребностей, вкусов, привычек и традиций, то есть от предпочтений.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:
- расходы на покупку потребительских товаров
- расходы на оплату потребительских услуг
- поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления
- потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда
Основным источником информации об объеме и структуре расходов домашних хозяйств при анализе уровня жизни продолжает оставаться баланс денежных доходов и расходов населения.
Для социальной статистики потребительские расходы – это очень важный показатель. По соотношению расходов и доходов населения можно определить уровень жизни во всем регионе. Превышение суммы доходов населения над его расходами дает представление о приросте активов в форме денежной наличности. Если же имеет место обратное соотношение, то это свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопленных активов домашних хозяйств.
Цель курсовой работы – провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия.
В ходе реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;
2) рассмотреть основные подходы к анализу структуры потребительских расходов;
3) раскрыть особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия;
4) исследовать структуру потребительских расходов населения;
5) провести анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия;
6) обосновать результаты анализа.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются потребительские расходов как индикатор уровня жизни, раскрываются особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия. Во второй главе описываются источники информации, и анализируется система статистических показателей потребительских расходов. В третьей главе рассматривается динамика потребительских расходов населения республики Бурятия, анализируется структура и проводится корреляционно-регрессионный анализ для определения взаимосвязи между расходами и доходами. В заключении подводятся итоги.





ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ЖИЗНИ
Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д. Используется для обоснова

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………4 – 12
1.1. Потребительские расходы как индикатор уровня жизни…………4
1.2. Особенности структуры потребительских расходов в республике Бурятия…………………………………………………………………………….9
2. Статистическое исследование структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия…………………………………………13 – 38
2.1. Статистические источники изучения потребительских расходов…………………………………………………………………………13
2.2. Система статистических показателей потребительских расходов…………………………………………………………………………..22
3. Анализ структуры потребительских расходов населения в республике Бурятия……………………………………………………………………39 – 48
3.1. Структура потребительских расходов населения……………….39
3.2. Корреляционно-регрессионный анализ…………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………52

Файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА С.doc

— 691.00 Кб (Скачать файл)

Республика Бурятия  – регион с холодным и резко  континентальным климатом. Соответственно, это отражается на структуре потребительских  расходов. Население приобретает товары, соответственно климату. Например, приобретаются теплые вещи, обогреватели. Очень большие расходы на услуги по отоплению.

Структура расходов в  бюджете прожиточного минимума для  республики Бурятия состоит из расходов на:

питание – 67,4 процента;

непродовольственные товары – 19,7 процентов;

услуги – 7,5 процента;

налоги – 5,4 процента.

Развитие рынка платных  услуг в Республике Бурятия характеризуется  неравномерной динамикой в различных  отраслях. Наибольшую долю занимают услуги обязательного характера: жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта, связи. В связи с расширением в последнее время рынка медицинских, образовательных, бытовых услуг, их объемы будут также расти. 

Прогноз развития социальной сферы ориентирован на последовательное повышение уровня жизни населения Республики Бурятия, снижение социального неравенства, доступности к получению гарантированных социальных услуг.

Развитие реального  сектора экономики, реализация мер  по повышению дисциплины уплаты налогов  и платежей в бюджет и социальные фонды будут основой обеспечения своевременности выплат заработной платы и социальных трансфертов, что будет способствовать повышению жизненного уровня населения. Рост денежных доходов служит определяющим фактором роста объемов потребления (платных услуг и оборота розничной торговли).

 

 

ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ.

 

2.1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ  ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ

 

Построение экономических  счетов для частного домохозяйства на основе принципов СНС может быть рекомендовано при обследованиях бюджетов домохозяйств, которые являются основным источником статистических данных о доходах и расходах населения. Бланк данного обследования позволяет установить зависимость между счетами производства, потребления и накопления и дать развернутую характеристику по элементам доходов населения. В Российской Федерации выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств проводятся органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой

статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Главной задачей обследования бюджетов домохозяйств является получение  статистической информации для измерений:

  1. структуры потребительских расходов в целях построения индекса потребительских цен;
  2. показателей счетов сектора «Домашние хозяйства»;
  3. характера и степени воздействия правительственных социально-экономических программ на условия жизни различных слоев населения;
  4. распределения населения по доходам и оценки на этой основе уровня бедности и социальной дифференциации.

Обследование позволяет  выявить зависимость уровня материального  благосостояния домохозяйств от его  размера и состава, описать структуру  доходов и расходов, уровень потребления групп домохозяйств с разным уровнем доходов, оценить размеры и состав населения с доходами ниже границы бедности. Особое значение обследования бюджетов домохозяйств имеют для составления СНС и расчетов ВВП в условиях переходной экономики, когда традиционная статистическая отчетность не дает адекватных количественных оценок потоков товаров, услуг и доходов.

Обследование бюджетов домохозяйств основывается на интервьюировании его членов. Для достижения наибольшей полноты и достоверности информации в каждом домохозяйстве, участвующем в обследовании, ведутся регулярные дневниковые записи обо всех доходах и расходах. В обследовании участвуют около 49 тыс. домохозяйств, расположенных во всех субъектах Российской Федерации. Участие домохозяйств в обследовании в качестве респондентов добровольное, а информация, полученная по конкретному домохозяйству, не подлежит разглашению без согласия его членов.

При размещении панели домохозяйств по территории страны органы государственной  статистики стремятся обеспечить репрезентативность итогов обследования на уровне субъекта Российской Федерации. Внутри каждого региона при формировании выборочной совокупности выдерживается пропорция между городским и сельским населением. В связи с тем, что единицей наблюдения является неколлективное домохозяйство, интерпретация итогов обследования ограничена характеристикой только неинституционального населения.

В программу обследования бюджетов домохозяйств входят:

  1. общие сведения о домохозяйстве (его местоположение; число лиц в домохозяйстве, в том числе работающие, пенсионеры — работающие, пенсионеры — неработающие, стипендиаты, дети до 16 лет, прочие члены домохозяйства; мужчины в возрасте от 16 до 29 лет, от 30 до 59 лет, 60 лет и старше, женщины в возрасте от 16 до 29 лет, от 30 до 54 лет, 55 лет и старше; число человеко-дней проживания (питания) в домохозяйстве членов домохозяйства и посторонних лиц);
  2. денежные расходы (потребительские расходы; расходы на покупку недвижимости, скота, птицы, пчел, сельскохозяйственного инвентаря, кормов, семян и других товаров для собственного производства; на оплату производственных услуг; арендная плата; подоходный налог; другие налоги, сборы, платежи; алименты; членские и другие взносы; взносы по всем видам страхования; помощь и подарки родственникам и знакомым; другие расходы);
  3. полученные дотации, льготы, скидки и другие виды натуральной и денежной помощи на питание, оплату транспортных расходов (включая пользование служебными транспортными средствами), на оплату жилья (включая ремонт), на оплату отдыха, на медицинское обслуживание, на содержание детей в дошкольных детских учреждениях, на обучение детей, покупка товаров по сниженным ценам, подарки от предприятий и организаций, получение вещей из благотворительных фондов и фондов социальной защиты и др.

Обследование расходов домохозяйств основано на ведении каждым домохозяйством дневника учета ежедневных расходов в течение двух недель и  журнала учета покупок непродовольственных  товаров и услуг в течение  одного квартала. Таким образом, каждое домохозяйство участвует в опросе не более трех месяцев в году.

Накопление статистической информации осуществляется на основе дневника учета ежедневных расходов, который заполняется членами  домашнего хозяйства в течение  двух недель, и журнала учета покупок непродовольственных товаров и полученных услуг. В дневнике учета ежедневных покупок отражаются не только покупки продуктов питания, алкогольных напитков и табачных изделий членами домашнего хозяйства, но и количество продуктов собственного производства или полученных бесплатно, которые были потреблены в период обследования, а также количество продуктов питания отданных, проданных, израсходованных на корм домашним животным, и расходы на питание вне дома. В дневнике фиксируются покупки продуктов питания, алкогольных напитков и табачных изделий; покупка верхней одежды, белья, чулочно-носочных изделий, головных уборов, обуви, тканей; покупка телеаппаратуры, радиоаппаратуры, электротоваров, мебели, стройматериалов, транспортных средств, кухонной утвари и хозяйственных товаров, моющих, чистящих средств, галантереи, парфюмерии и косметики, предметов личной гигиены, медикаментов, товаров для ведения подсобного хозяйства; расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, телефона, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт техники, мебели, транспортные услуги, услуги образования, медицины, культуры, производственные услуги.

Журнал учета домашним хозяйством покупок непродовольственных  товаров и полученных услуг ведется  членами домашнего хозяйства  в течение тех недель, когда данное домохозяйство освобождается от ведения дневника, т.е. в течение двух месяцев. Журнал состоит из двух разделов: «Покупка непродовольственных товаров» и «Получение услуг», которые по структуре совпадают с аналогичными разделами дневника. И в журнале, и в дневнике показываются покупки непродовольственных товаров с указанием их названий, стоимости, места покупки (организованная торговля: магазин, киоск, палатка, или у граждан, с рук), происхождение товара (отечественного или иностранного производства), кому куплен (мужчине, женщине, мальчику, девочке). Покупки услуг фиксируются с указанием их названия, стоимости, места получения (государственное или частное учреждение или мастерская, частное лицо). Покупки продуктов питания, алкогольных напитков и табачных изделий записываются только в дневнике учета. При этом члены домохозяйства регистрируют наименование купленных товаров, место покупки, ее вес, единицу измерения (килограммы, граммы, метры), стоимость покупки.

Формирование участка  статистического наблюдения обследования бюджетов домашних хозяйств проводится на основе адресов тех домохозяйств, которые дали согласие на сотрудничество с органами государственной статистики путем участия в обследовании. Участок считается сформированным, когда согласие на обследование получено от 25 домохозяйств, адреса которых были заранее отобраны. Каждое из отобранных домохозяйств в течение квартала должно дважды вести дневниковые записи (попеременно в разные месяцы квартала) и трижды — журнальные записи.

На основе записей в дневниках и журналах заполняются две анкеты по форме № 1 — квартальная «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств» (включены дополнительно к расходам вопросы о составе домохозяйства, занятости его членов, дотациях и льготах, затратах на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности) и по форме № 1 — годовая «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств» (вопросы о жилищных условиях домохозяйства, наличии предметов длительного пользования, личном подсобном сельском хозяйстве).

Данные о денежных доходах населения (оплата труда, доход  от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, компенсационные  выплаты и льготы, дивиденды и  выигрыши по вкладам, доход от сдачи  в аренду собственности, поступления  от страхования, поступления от всех видов продаж, алименты, денежные поступления от родственников, знакомых, прочие поступления, поступления с банковских счетов, поступления от продажи акций и других ценных бумаг, поступления от продажи иностранной валюты, сумма кредита, ссуд) собирались при обследовании бюджетов семей.

Сбор данных о доходах  от населения - сложный процесс. Органы официальной статистики проводят специальные  обследования поступлений ресурсов в домохозяйство. Полнота ответов  о доходах населения зависит от неспособности или нерасположенности респондентов предоставить правильную информацию. В этой связи исследователи формируют панели домохозяйств, представляющие собой выборочные совокупности респондентов, репрезентативно отражающих генеральную совокупность по главным критериям (размер домохозяйства, место расположения, тип населенного пункта, пол, возраст, источник дохода, занятость их членов и др.). При проведении массовых опросов населения, к которым относятся переписи населения в России (а раньше в СССР) исследовались источники доходов, но не их уровни. Благодаря этому определялось значение каждого источника доходов или охват населения каждым из обследованных источников.

Последнее Всесоюзное единовременное выборочное обследование доходов рабочих, служащих и колхозников было проведено в марте 1989 г. Этим обследованием было охвачено 310 тыс. семей. Программа обследования включала вопросы о поступлении денег в семью в виде заработной платы (для проработавших полностью месяц, по совместительству), пособий (по временной нетрудоспособности, многодетным и одиноким матерям, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, при рождении ребенка), пенсий (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.), стипендий, поступлений от продажи продуктов подсобного сельского хозяйства и скота, поступлений от занятий индивидуальной трудовой деятельностью, прочие денежные поступления, дотаций на путевки в санатории, дома отдыха и другие, дотации на содержание детей в дошкольных учреждениях. Кроме того, выяснялись пол и возраст членов семьи, уровень их образования, место работы, должность, характеристики жилья (тип, благоустройство, размер площади, количество комнат), наличие второго жилья, дачи, гаража, наличие предметов культуры и быта, характеристики личного подсобного хозяйства (размер земельного участка, посевы и сельскохозяйственные животные).

В микропереписи населения 1994 г. респонденты должны были указать  все источники средств существования, которые включали: заработную плату  на предприятии, доход от фермерского хозяйства; доход от работы у отдельных граждан; личное подсобное хозяйство; доход от собственности (дивиденды, проценты, доход от сдачи в аренду жилого помещения, автомобиля и другой собственности); стипендия; пенсия по возрасту или за выслугу лет; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по безработице; другой вид государственного обеспечения; на иждивении отдельных лиц; иной источник. При опросе респонденты должны были указать общую сумму дохода за январь 1994 г., включая все поступления по каждому члену домохозяйства.

При Всероссийской переписи населения 2002 г. были включены в переписные листы вопросы об источниках средств  к существованию, где выделялись: доход от трудовой деятельности (кроме  работы в личном подсобном хозяйстве), личное подсобное хозяйство, стипендия, пенсия (кроме пенсии по инвалидности), пенсия по инвалидности, пособие (кроме пособия по безработице), пособие по безработице, другой вид государственного обеспечения, сбережения, доход от сдачи внаем или в аренду имущества, на иждивении, иной источник.

Результаты обследований бюджетов домашних хозяйств не дают адекватной оценки размеров, особенно таких явлений, как доходы или расходы на покупку  дорогостоящих и «аморальных» товаров  и услуг. Это предполагает необходимость корректировки данных (редактирования) в результате ошибок, не связанных с выборкой: 

  1. сопоставление информации об отдельных опрашиваемых лицах с информацией из других источников;
  2. повторное посещение домашних хозяйств для получения более достоверной информации;
  3. увеличение количества респондентов из тех групп, где, как ожидается, доля несобранных сведений будет особенно высокой;
  4. перевзвешивание результатов обследования для компенсации неполученных ответов.

Расхождения между статистическими данными, полученными по выборке, и характеристиками генеральной совокупности предполагают использование методов распространения данных обследований бюджетов домохозяйств через «перевзвешивание» результатов исходя из пропорций генеральной совокупности.

В российской статистической практике оценки уровней доходов  населения, относящихся к разным слоям, основаны на применении математической модели. В основе этой модели лежит  гипотеза об относительно устойчивом характере распределения доходов  населения (логнормальная форма распределения). В качестве параметров модели используются дисперсия (данные обследований бюджетов домохозяйств) и средний доход (макроэкономические оценки). Следует, однако, заметить, что в странах, имеющих опыт в организации статистики бюджетов и экономического неравенства, официальные статистические оценки этих явлений базируются исключительно на «прямой» статистической информации, полученной из обследований. Эти статистические данные нельзя считать «сырой» информацией, так как они корректируются (редактируются) статистиками прежде, чем будут включены в базы первичных данных для обработки. Корректировка «сырой» информации и контроль за качеством являются важнейшими этапами ее первичной обработки и основаны на алгоритмах и методах, применение которых строго регламентировано.

Информация о работе Анализ структуры потребительских расходов населения в регионе