Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Файлы: 1 файл

3 курс курсовая.docx

— 190.55 Кб (Скачать файл)

Протокол 4

Ф.И.ребёнка

 Время

4 задание.

1

Кирилл А

15.30-15.31

Справился с заданием быстро и правильно

2

Настя Д.

15.35-15.37

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

3

Кирилл Е.

16.10-16.12

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

4

Галя К.

16.20-16.22

Справился с заданием быстро и правильно.

5

Даша К.

17.15-17.18

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

6

Надя К.

16.15-16.17

Справился с заданием быстро и правильно.

7

Стёпа К.

16.01-16.05

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

8

Вадим Л.

15.38-15.39

Справился с заданием быстро и правильно.

9

Стас М.

15.58-16.00

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

10

Саша М.

16.25-16.26

Справился с заданием быстро и правильно

11

Андрей Н.

15.50-15.54

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

12

Олег О.

15.45-15.47

Справился с заданием быстро и правильно.

13

Максим П.

15.40-15.41

Справился с заданием быстро и правильно

14

Рома П.

17.20-17.23

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

15

Ваня П.

17.40-17.43

Справился с заданием быстро и правильно.

16

Миша П.

17.30-17.32

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

17

Ваня С.

17.35-17.37

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

18

Саша С.

18.08-18.10

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

18.15-18.18

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

20

Карина Ч.

18.00-18.04

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.


Протокол 5

Ф.И.ребёнка

 Время

5 задание.

1

Кирилл А

15.45-15.46

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

2

Настя Д.

16.15-16.17

Отказался отвечать.

3

Кирилл Е.

16.25-16.28

Ответил с трудом.

4

Галя К.

17.40 -17.42

Справился с помощью наводящих вопросов.

5

Даша К.

18.20-18.23

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

6

Надя К.

17.45-17.47

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

7

Стёпа К.

16.50-16.53

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

8

Вадим Л.

18.18-18.19

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

9

Стас М.

18.15-18.17

Ответил с трудом.

10

Саша М.

16.30-16.35

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

11

Андрей Н.

17.15-17.19

Ответил с трудом.

12

Олег О.

18.10-18.12

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

13

Максим П.

17.35-17.36

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

14

Рома П.

18.04-18.06

Справился с помощью наводящих вопросов.

15

Ваня П.

18.00-18.01

Ответил с трудом.

16

Миша П.

16.05-16.09

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

17

Ваня С.

17.50-17.53

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

18

Саша С.

16.40-16.43

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

19

Федя Ф.

17.25-17.26

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

20

Карина Ч.

15.48-15.49

Справился с заданием быстро и правильно.

 Протокол 6

Ф.И.ребёнка

Время

6 задание.

1

Кирилл А

16.25-16.29

Отказался отвечать.

2

Настя Д.

16.00-16.02

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

3

Кирилл Е.

16.40-16.43

Ответил с трудом.

4

Галя К.

15.35-15.36

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

5

Даша К.

16.05-16.07

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

6

Надя К.

16.50-16.54

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

7

Стёпа К.

17.20-17.23

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

8

Вадим Л.

15.30-15.32

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

9

Стас М.

17.30-17.31

Отказался отвечать.

10

Саша М.

17.40-17.42

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

11

Андрей Н.

15.40-15.42

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

12

Олег О.

16.20-16.22

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

13

Максим П.

17.56-17.59

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

14

Рома П.

16.15-16.17

Справился с помощью наводящих вопросов.

15

Ваня П.

18.15-18.17

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

16

Миша П.

18.20-18.21

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

17

Ваня С.

18.30-18.32

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

18

Саша С.

18.00-18.01

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

18.05-18.10

Отказался отвечать.

20

Карина Ч.

16.10-16.11

Справился с помощью наводящих вопросов.


 

 

Приложение №3.

Протокол вопросов к воспитателю (констатирующий эксперимент)

 

Дата:

Воспитатель:

Вопросы к воспитателю.

Ответы воспитателя.

1.Отношение воспитателя к работе  по формированию количественных  представлений у детей в группе.

 

 

2.Как часто в работе  по формированию количественных  представлений воспитатель использует  сюжетно- дидактические игры.

3.Какова, с её точки  зрения, роль сюжетно-дидактических  игр в формировании количественных  представлений у детей дошкольного  возраста.

4.Какие трудности, на её  взгляд, испытывают дети в усвоении  задач по разделу «Количество  и счёт».

1.Работа по формированию количественных  представлений очень сложный  и трудный процесс. Обучение нужно  проводить не только на занятиях, но и во время других видов  воспитательной работы.

2.Сюжетно-дидактические  игры проводятся два раза в  неделю вечером с небольшими  группами детей (иногда со всеми  детьми). Самостоятельно ребята играют, но редко.

3.В сюжетно-дидактической  игре дети, играют в профессии, а также одновременно закрепляют  математические знания, полученные  на занятиях.

4.Дети испытывают трудности  в умении определять порядковое  место предмета и умении различать  и называть цифры.


 

 

Приложение №4

Перечень наглядных пособий

 

Счетные палочки, счеты, карточки с цифрами, предметные карточки, иллюстрации с изображением разного количества предметов, математическое лото, циферблат с движущейся стрелкой.

Атрибуты для сюжетно-дидактических игр: «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Семья».

 

 

Приложение №5

Протокол наблюдения сюжетно-дидактической игры «Магазин»

 

Воспитатель:

Программные задачи:

Выявление навыков устного счета.

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10.

Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

 

Слова и действия воспитателя.

Слова и действия детей.

Заведующий магазином объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками встречает первых покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили.

 

 

 

 

Заведующий магазином предлагает Ване купить для членов семьи 4 конфеты, затем 4 пирожных.

 Игра в «Магазине» начинается  с его устройства.

В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Первые покупатели Миша, Ваня, Юля. Они с интересом рассматривают товар, оживленно разговаривают между собой.

Ваня (обращается к Миша и Юле). Меня мама отправила за продуктами.

Ваня. (Подходит к кассиру.) Получите деньги. (Подает кружки - это «деньги».)

Настя (кассир). За что платите?

Ваня. За булки.

Настя. За сколько булок деньги брать? (Ваня в некотором замешательстве.) Ну что вы молчите? Скажите точно, сколько булок думаете покупать: 3,4,5 или 6? (Ваня молчит.) Сколько продуктов вам нужно? Отойдите в сторону и подумайте. (Недовольно.) Очередь задерживаете. (Ваня отходит в сторону.)

Настя (отпустив очередного покупателя, советует Ване). Ты сосчитай, сколько человек у тебя в семье, столько булок и купи.

Мальчик по совету девочки шепотом пересчитывает всех членов семьи и опять подходит к кассиру.

Ваня. 4 человека, значит, 4 булочки.

Кассир получает деньги, выдает чек, на котором нарисовано 4 палочки. Покупатель подходит к продавцу хлебного отдела, отдает ему чек.

Максим (продавец). Что вы хотите купить?

Ваня. 4 булочки.

Максим. Одну минуточку. (Подходит к полке, отсчитывает 4 булочки и подает их покупателю.) Вот вам 4 булочки, проверьте.

Ваня вслух пересчитывает булочки, но при счете не называет итоговое число.

Максим. А сколько всего булочек ты купил?

Ваня. 4 булочки.

Упражняясь в счете, Ваня с интересом выполняет задания.


 

 

Приложение№ 6

Конспекты сюжетно-дидактических игр и протоколы их проведения.

 

Конспект сюжетно-дидактической игры «Магазин»

Цель игры. Выявление навыков устного счета. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Материал. Вместе с детьми заранее готовим разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делаем кондитерские изделия, овощи, фрукты; «печем» хлеб, булочки, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартучки, шапочки, чеки, «деньги», подносы, корзины.

Игровые роли и правила. В игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.

Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагается обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями. Шофера доставляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.

Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Магазин».

Воспитатели:

Программные задачи:

Выявление навыков устного счета.

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10.

Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Слова и действия воспитателя.

Слова и действия детей.

 Заведующий магазином объявляет  об открытии нового большого  магазина и вместе с его  работниками встречает первых  покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили. Посмотрите, как покупают продукты другие покупатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий магазином предлагает Саше купить для членов команды теплохода 6 конфет, затем 6 яблок.

 Игра в «Магазине» начинается  с его устройства.

В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Среди первых покупателей Вадим, Саша, Юля. Они с интересом рассматривают товар, оживленно разговаривают между собой.

Саша (обращается к Вадиму и Юле). Я – кок. Работаю на пароходе «Смелый».

Вадим. Скоро в рейс отправляетесь?

Саша. Скоро. Осталось только продукты купить. (Подходит к кассиру.) Получите деньги. (Подает кружки - это «деньги».)

Даша (кассир). За что платите?

Саша. За булки.

Даша. За сколько булок деньги брать? (Саша в некотором замешательстве.) Ну что вы молчите? Скажите точно, сколько булок думаете покупать: 3,4,5 или 6? (Саша молчит.) Какой же вы кок, если не знаете, сколько продуктов вам нужно? Отойдите в сторону и подумайте. (Недовольно.) Очередь задерживаете. (Саша отходит в сторону.)

Даша (отпустив очередного покупателя, советует Саше). Ты сосчитай, сколько человек в команде, столько булок и купи.

Мальчик по совету девочки шепотом пересчитывает всех членов команды и опять подходит к кассиру.

Саша. 6 человек в команде, значит, 6 булочек.

Кассир получает деньги, выдает чек, на котором нарисовано 6 палочек. Покупатель подходит к продавцу хлебного отдела, отдает ему чек.

Кирилл (продавец). Что вы хотите купить?

Саша. 6 булочек.

Кирилл. Одну минуточку. (Подходит к полке, отсчитывает 6 булочек и подает их покупателю.) Вот вам 6 булочек, проверьте.

Саша вслух пересчитывает булочки, но при счете пропускает числительное 5 и не называет итоговое число. Продавец замечает ошибку и предлагает покупателю посчитать еще раз. Теперь Саша правильно пересчитывает все булочки, называя числительные по порядку, но итоговое число вновь не называет.

Кирилл. А сколько всего булочек ты купил?

Саша. 6 булочек.

В это время к прилавку подходит Настя.

Настя. Мне нужно 9 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей.

Кирилл. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли.

Настя (нетерпеливо). Я очень спешу. Дел много. (Рассматривает на полках кондитерские изделия.) А что это на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к чаю, а не пирожные?

Кирилл. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое время возвращается с коробкой пирожных. Продавец берет у покупательницы чек и, пересчитав количество нарисованных на нем палочек, отсчитывает 9 пирожных.) Вот, получите 9 пирожных, можете проверить.

Настя (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1,2,3,4,5,6,7,8,9 – всего 9 пирожных. (Затем берет корзину, благодарит и уходит.)

Упражняясь в счете, Саша с интересом выполняет задания.


 

 

Конспект сюжетно-дидактической игры «Зоопарк»

 

Цель игры. Выявить у детей навыки количественного счета. Различение и название цифр. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Материал. Приготовили карточки с цифрами, вместе с детьми подобрали игрушечных животных каждого вида, строительный материал, различный инвентарь (Ведерки, метелки, тазики, тряпочки и пр.). Из природного материала, цветной бумаги и пластилина приготовили корм для животных. Для игры требуются фартучки, косынки.

Игровые роли и правила. В игре выделяются роли проводников, рабочих зоопарка, директора зоопарка, врача, работников кухни и др. Каждый проводник должен поехать за животными, но, прежде чем отправиться в путь, ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти. После доставки тех или иных зверей проводник должен рассказать директору, а тот должен запомнить, откуда, каких и сколько животных он привез. Аналогично рабочие зоопарка отчитываются, в каких клетках, какое количество животных они кормили, купали, выводили гулять и т. п. Директор зоопарка, приглашая на работу проводников, рабочих, кассиров и др., уточняет содержание их работы, определяет, сколько и каких животных следует отловить для зоопарка, контролирует правильность выполнения задания, стимулируя у детей умение рассказывать о выполненных ими счетных действиях.

 

Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Зоопарк».

Дата:

Воспитатель:

Программные задачи:

Выявить у детей навыки количественного счета.

Различение и название цифр.

Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

 

Слова и действия воспитателя.

Слова и действия детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор (воспитатель). Скажи, пожалуйста, куда вы поедете за животными?

Директор подает мальчикам путевые листы (карточки с цифрами), на которых написаны цифры 6 и 7.

Директор. Один из вас пусть отловит для зоопарка 6 верблюдов, а другой будет ловить 7 медведей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор. Вы уверены, что привезли 6 верблюдов и 7 медведей?

 

 

 

 

 

Директор. Все правильно, у вас действительно 6 верблюдов и 7 медведей.

Директор. Вы – хорошие проводники, Теперь животных нужно разместить и покормить.

 Игра начинается с постройки  зоопарка.

Одна группа детей занимается строительством клеток, бассейна, кухни, кабинета для ветеринарного врача; другая – в разных местах групповой комнаты сооружает заповедники, уголки пустыни, Северного полюса, тайги и т. д. Строим дружно, с большим интересом, ведя оживленные разговоры: сколько зверей можно разместить в зоопарке? Кто из них самый сильный? Как спит лошадь? Какие животные самые интересные? И др.

Когда все готово к приему необычных гостей, проводники получают от директора зоопарка путевые листы с указанием маршрут путешествия и количества необходимых для зоопарка животных.

Миша. Я – в пустыню за верблюдами.

Ваня. А я за медведями, в тайгу.

Проводники выбирают соответствующий вид транспорта и разъезжаются в разные заповедники: один – за верблюдами в пустыню поездом, а другой – за медведями в тайгу самолетом.

А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, моют пол, повара продумывают дневной рацион питания, врач готовит лекарства.

Вскоре к зоопарку подъезжает проводники Миша и Ваня, Их встречают директор зоопарка и врач. Врач Галя осматривает животных и с удовольствием сообщает, что они здоровы и их можно впустить в зоопарк. Расспросив о путешествии и самочувствии животных, директор уточняет, сколько животных отловил для зоопарка каждый из проводников.

Миша. Я привез 6 верблюдов.

Ваня. А я привез 7 медведей.

Миша. У меня в путевке написана цифра 6. И верблюдов тоже 6. Я считал.

В это время Ваня расставляет игрушечных медведей в ряд.

Ваня. А у меня в путевке написана цифра 7. Вот все мои 7 медведей здесь. Можно пересчитать.

Ваня размещает медведей в прохладную клетку, а Миша устраивает верблюдов на одной из солнечных площадок зоопарка. Затем они просят рабочих покормить животных, а сами отправляются отдыхать перед новым рейсом.

Дети играют долго, с большим интересом. Каждый занят своим делом: кто моет клетки, кто выводит зверей гулять, кто организует экскурсию для малышей и т. д. Играют до тех пор, пока зоопарк не закрывается на «санитарный день».

Информация о работе Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр