Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое представление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это эмоциональный и информациональный стресс.
Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от некоторых факторов:
возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);
состояние здоровья и уровня развития ребенка;
биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после

Содержание работы

Введение....................................................................................................... 3-4 стр.
Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка... 5-7 стр.
Виды адаптации детей раннего возраста.................................................. 7-8 стр.
Организация условий для адаптации детей раннего возраста............. 9-13 стр.
Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей............... 14-18 стр.
Заключение.............................................................................................. 19-20 стр.
Используемая литература....................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 61.38 Кб (Скачать файл)

2

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение....................................................................................................... 3-4 стр.

Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка...  5-7 стр.

Виды адаптации детей  раннего возраста..................................................  7-8 стр.

Организация условий для адаптации детей раннего возраста.............  9-13 стр.

Формы и приемы работы воспитателя  по адаптации детей...............  14-18 стр.

Заключение..............................................................................................  19-20 стр.

Используемая литература......................................................................  21-22 стр.

Приложения..............................................................................................  23-32стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ:

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый этап коллективного  общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу  и без проблем. Большинство реагируют  на детский сад плачем. Одни легко  входят в группу, но плачут вечером  дома, другие - соглашаются идти в  детский сад с утра, а перед  входом в группу начинают капризничать и плакать.

Каждому кто работает в  дошкольном учреждении, известно, что  поступление малышей в детский  сад - трудная пора для детей раннего  возраста, т.к. это период адаптации  к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих  людей. Тяжело и родителям, которые  видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко  приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а  воспитателю нужно успеть все  сделать по режиму, хоть на время  успокоить малыша, дать отдохнуть  от крика новеньких. Период привыкания детей - неизменно сложная проблема.

Общеизвестно, степень адаптации  ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое представление нового помещения, новых игрушек, новых  людей, новых правил жизни - это эмоциональный  и информациональный стресс.

Адаптация - это процесс  эффективного взаимодействия организма  со средой. Характер адаптации зависит  от некоторых факторов:

  • возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до  полутора лет);
  • состояние здоровья и уровня развития ребенка;
  • биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после

 

4

  • рождения - режим дня, питание, игры; заболевания в течении первых трех месяцев жизни);
  • психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).

Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного  возраста, необходимо учитывать незавершенность  развития функциональных систем и рассматривать  в комплексе все проявления состояния  адаптации - поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебание в  психическом и физическом статусе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

РОЛЬ ДОУ В  РАЗВИТИ РЕБЕНКА:

Дошкольно-образовательное  учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество  функций. Среди задач, стоящих перед  детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка.

На занятиях, предусмотренных  программой обучения и воспитания в  детском саду, ребенок получает специальные  сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для  всестороннего развития ребенка. В  детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение  всего периода дошкольного детства  происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание работы воспитателя  ДОУ, таким образом, включает в себя следующее:

    • формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).
    • формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
    • формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь,

6

справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения  в коллективе;

    • формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи  возможна полноценная подготовка ребенка  к школе. Поэтому воспитатель  в своей работе должен опираться  на помощь семьи, а родители согласовывать  свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая  возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Среди функций, которые выполняет  ДОУ в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько  качественно и своевременно будет  подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его  дальнейшего обучения.

Подготовка детей к  школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная  подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в  школе.

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском  саду предполагает систематическую  рабу с детьми по четырем направлениям:

    • подготовка к обучению грамоте;
    • математическая подготовка;
    • подготовка к письму;

7

    • психологический практикум.

 

ВИДЫ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:

 

Всякое изменение внешней  среды ведет к напряженной  адаптации. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

  1. творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
  2. конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
  3. избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным  является творческий стиль, наименее оптимальным -избегающий.

К сожалению, попытки рассмотреть  проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед  приходом ребенка в сад максимально  приблизить домашний режим дня к  режиму дошкольного учреждения. Существует три фазы адаптационного процесса.

1. Острая фаза - сопровождается  разнообразными колебаниями в  соматическом состоянии и психическом  статусе, что приводит к снижению  веса, более частым респираторным  заболеваниям, нарушению сна, снижению  аппетита, регрессу в речевом  развитии; фаза длится в среднем  один месяц.

2. Подострая фаза - характеризуется  адекватным поведением ребенка,  то есть все сдвиги уменьшаются  и регистрируются лишь по отдельным 

 

8

параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными  нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации - характеризуется  убыстрением темпа развития, и  дети к концу учебного года  преодолевают указанную выше  задержку в развитии.

При этом различают три  степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни  младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному  приспособлению ребенка к новым  условиям, позволяла бы формировать  положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего  со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своей  задачей помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детским  психологам в организации адаптационного периода, дает практические рекомендации, описание занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую  работу на первоначальном этапе.

9

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ  ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА:

Для того чтобы процесс  привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых  дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой  “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать  такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с  “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние  человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность  детей 2-3 лет в движении. Уголок следует  оформить так, чтобы у ребенка  появилось желание заниматься в  нем.

Малыши еще не владеют  речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются  и в конце концов прорываются  слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких  внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи  установили, что изобразительная  деятельность для ребенка не столько  художественно-эстетическое действо, сколько 

10

возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества  со свободным доступом детей к  карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как  только у малыша возникнет потребность  выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном  к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют  на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие  возможности, но в период адаптации  главным является их успокаивающее  и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко  организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка  и воды в помещении. Для разнообразных  и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и  выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Информация о работе Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей