Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое представление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это эмоциональный и информациональный стресс.
Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от некоторых факторов:
возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);
состояние здоровья и уровня развития ребенка;
биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после

Содержание работы

Введение....................................................................................................... 3-4 стр.
Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка... 5-7 стр.
Виды адаптации детей раннего возраста.................................................. 7-8 стр.
Организация условий для адаптации детей раннего возраста............. 9-13 стр.
Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей............... 14-18 стр.
Заключение.............................................................................................. 19-20 стр.
Используемая литература....................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 61.38 Кб (Скачать файл)

По мере привыкания к новым  условиям у детей сначала восстанавливается  аппетит, труднее нормализуется  сон (от 2 недель до 2-3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны  не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая  простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать  ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более  уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой  дома, как и любимая игрушка, с  которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять  чрезвычайно острую в период адаптации  потребность детей в эмоциональном  контакте со взрослым.

 

 

11

Ласковое обращение с  ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему  чувство защищенности, помогают быстрее  адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны  к маме. Ребенку хочется, чтобы  мама все время была рядом. Поэтому  очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей  группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть  своих близких и уже не так  тосковать вдали от дома.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать  родителям в первые дни приводить  ребенка только на прогулку - так  ему проще познакомиться с  воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его  внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.

В первые дни стоит приводить  ребенка в группу позже 8 часов, чтобы  он не был свидетелем слез и отрицательных  эмоций других детей при расставании  с мамами.

Задача воспитателя - успокоить  прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом  дня, вместе обсудить, как облегчить  период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам  педагога, принимать к сведению его  консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее  адаптируется в новой обстановке.

12

3. Формирование у ребенка  чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).

Для формирования чувства  уверенности в окружающем необходимо:

  • знакомство, сближение детей между собой;
  • знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
  • знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
  • знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
  • знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Правило 1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило

 

13

заключается в том, что  взрослый совмещает две роли - участника  и организатора. Причем совмещать  эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

В каком бы возрасте ребенок  не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ:

Основной целью занятий  в ДОУ является формирование у  детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке  любознательность, операционные стороны  мышления, произвольное внимание, потребность  в самостоятельном поиске ответов  на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для  выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов  в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать  качественного результата, а также  доброжелательного и уважительного  отношения к сверстникам.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться  с общественным мнением, доброжелательно  относятся к товарищам, стремятся  придти на помощь. Вхождение в новый  коллектив иногда является одним  из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе.  Поэтому  большое значение в подготовке детей  к школе имеет воспитание в  них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер.  С  самых ранних лет необходимо ставить  ребенка в такие условия, чтобы  он жил, работал, играл, делил радости  и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь  была как 

15

можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее  всего адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие ранее детский  сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это  не всегда соответствует действительности. 

Значительные трудности  в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский  сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем сделать вывод, что общение  детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может  в первую очередь детский сад.

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей  к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя  и детей.

Многих воспитателей волнует  вопрос, как построить взаимоотношения  с детьми, чтобы добиться высоких  результатов своих педагогических воздействий.

Прежде всего, воспитателю  в своей работе необходимо учитывать  индивидуальные особенности психики  каждого ребенка. Одни дети не могут  сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны, нетерпеливы, суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру. Возбудившись, с  трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в особо строгом  соблюдении режима, правильном чередовании  отдыха и работы, требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно действует обилие впечатлений.

В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон. Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с такими детьми должен быть жизнерадостным. Таким  образом, воспитание - двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой  взрослый и ребенок. Цель его - объединить общие усилия, вызвать у дошкольников

16

встречное желание учиться, добиваться новых успехов. Сотрудничество - условие при котором создается  наиболее благоприятная обстановка для подготовки к школе. Большое  значение при этом играет преемственность  стиля общения с ребенком воспитателя  и учителя. Процесс общения развивается  в большей мере во время проведения занятий в детском саду.

Главной задачей любого занятия  является формирование у ребенка  определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную  деятельность. В процессе решения  этой задачи педагог использует разнообразные  методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование  позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

Дошкольник проявляет  живой интерес лишь к тому, что  его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение  и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким  образом, перед дошкольником выдвигается  задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы  ее реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного  с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых  качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных  видах деятельности имеет много  общего. Однако, определяется некоторая  специфика путей индивидуального  подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности.

Например, на занятиях по конструированию  дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно  складывать бумагу, ровно смазывать  сгибы клеем. На занятиях по родному  языку, также опираясь на его программное  содержание, воспитатель находит  другие убедительные доводы побуждающие  детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

17

Консервативным является ныне лозунг “Дайте ребенку детство” при полном невмешательстве в  интеллектуальную сферу его деятельности. Дети будут полноценными, если взрослые позаботятся найти ключ к познавательной деятельности детей, активизировать ее.

Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Многие занятия проводятся при  сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той  же схеме. Активность детей носит  в основном репродуктивный, воспроизводящий  характер. Воспитатель показал, объяснил - ребенок повторил. Дети почти не задают воспитателю встречных вопросов. А если и задают, то некоторые  воспитатели не поддерживают их, считая, что они нарушают данную логику занятия. В результате такого неконструктивного  подхода познавательные интересы и  активность детей постепенно снижаются.  После занятий дошкольники не пытаются продолжить разговор на данную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности.

Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации  учебно-воспитательного процесса в  последнее время модульная технология интеграционного взаимодействия специалистов социального воспитания О.Н. Усановой, применяемая в некоторых ДОУ. Сущность ее в том, что специалисты коррекционно-образовательных учреждений осуществляют две социальные роли: педагог и социальный педагог, психолог и социальный психолог, медик и социальный педагог. Таким образом, специалист, выполняя узкопрофессиональные задачи, вынужден вступать в сферу социального взаимодействия не только с воспитанником, но и с его родителями, другими педагогами, работниками учреждения с целью создания комфортных условий для нормальной социализации воспитанника.

 

18

Профессионально осуществлять социальное взаимодействие в сфере  социального воспитания возможно только при соблюдении трех условий:

    • интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе управляемого профессионального взаимодействия;
    • координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;
    • повышении квалификации специалистов. Разрешить противоречие между узкопрофессиональным характером функционирования специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности помогает модульный подход.

Информация о работе Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей