Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое представление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это эмоциональный и информациональный стресс.
Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от некоторых факторов:
возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);
состояние здоровья и уровня развития ребенка;
биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после

Содержание работы

Введение....................................................................................................... 3-4 стр.
Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка... 5-7 стр.
Виды адаптации детей раннего возраста.................................................. 7-8 стр.
Организация условий для адаптации детей раннего возраста............. 9-13 стр.
Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей............... 14-18 стр.
Заключение.............................................................................................. 19-20 стр.
Используемая литература....................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 61.38 Кб (Скачать файл)

На основе модульной системы  разработана и внедрена технологическая  программа адаптации ребенка  к условиям детского сада.

Дети в ДОУ приходят из семей с разной исходной социальной ситуацией развития. Положение осложняется  тем, что в ДОУ ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых  уже трудный жизненный опыт. Временным  творческим коллективом из числа  специалистов модулей разработана  программа адаптации воспитанника к условиям ДОУ.

Модульная система предусматривает  специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения  в инновационном режиме развития, проведение мероприятий педагогического  мониторинга. Мониторинг - одна из форм совместной деятельности специалистов, которые по единой программе проводят тестовые срезы, консультации по интерпретации  полученных данных, консилиумы и педагогические советы.

Таким образом, модульная  система позволяет реализовать  на практике известный педагогический принцип - «единство требований к  воспитаннику» в единой развивающей  среде.

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Процесс перехода ребенка  из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит  приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в  семье. А это совсем не просто. Возникает  необходимость преодоления психологических  преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются  в следующем:

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при  тяжелой адаптации облегчает  его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:

1.Положительно-эмоциональное  отношение к ребенку (ласковое  общение)

2.Удовлетворение его потребностей  физиологических и познавательных.

20

         3. Индивидуальный подход к ребенку.

4.Максимальное приближение  условий детского сада к домашним.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода  являются:

- глубокий сон;

- хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное  состояние;

- полное восстановление  имеющихся навыков;

- активное поведение и  соответствующая прибавка в весе  по возрасту.

Воспитатели информируют  родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные  развиваюшие игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Список  использованной литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. -с.49 -53;
  2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6 - с.46 -51.
  3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.
  4. Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
  6. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
  7. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2004. - 275 с.
  8. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
  9. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.66 -77.
  10. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
  11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.
  12. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.

22

  1. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.: Речь , 2002. - 238 с.
  2. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. -с.10 - 14.
  3. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
  5. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.
  6. Павлова Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. - 2007. - № 2. - С. 7-10 .
  7. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
  8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.
  9. Севостьянова Е.О. Дружная семейка - М.: ТЦ Сфера , 2006. - 235 с.
  10. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе - М.: АРКТИ, 2006. - 275 с.
  11. Смирнова Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004. - 315 с.
  12. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. -2006. - № 3-4. с. 46 - 51.
  13. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 430 с.
  14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.
  15. Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.

23

Приложение 1.

Как родители могут помочь своему ребенку в  период адаптации к ДОУ

    1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
    2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
    3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
    4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
    5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
    6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления  в детский сад ребенок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером выступают прежде всего сами родители.

Требования к ребенку  должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

24

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас  отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные  ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно также постоянно  поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время  так, чтобы в первые 2—4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации  важно предупреждать возможность  утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте  людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка  новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к  новому укладу жизни у ребенка  меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего ваш ребенок  прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

25

Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

 

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

Что делать, если ребенок начал ходить в детский  сад

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
  4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании  с родителями

  1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Принесите в группу свою фотографию.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
  7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

26

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
  2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
  4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
  5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  6. Спойте ребенку песенку.
  7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Информация о работе Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей