Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Файлы: 1 файл

3 курс курсовая.docx

— 190.55 Кб (Скачать файл)

 

Счёт и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в игре, где используются счёт или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность выполнения каждым ребёнком математических действий. Однако при авторитарном руководстве педагога возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счёта и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникла объективная необходимость в практическом применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должно быть развёрнутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных, на занятиях математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. [19; 9].

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчёркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу». [21; 64].

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создаётся взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактических задач.

Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферы действительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов. Дидактическая игра, как и сюжетно-ролевая, социальна по своему происхождению. Но если в ролевой дошкольник осваивает смысл человеческой деятельности, то в дидактической – общественное выработанные способы умственной, поскольку внешне выражен только результат этих способов, а сами они скрыты от ребёнка и осваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения более выражены, ведь ребёнок сам в них включён. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой – это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактической – дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания. [21; 79].

Развитие сюжета игр исследовали Н. Михайленко, Н. Пантина. Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев подчёркивал: «…Овладение ребёнком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре».

Игра, по определению психолога А. В. Запорожца, даёт возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребёнка.

Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом её выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребёнка к творческому труду, деятельности, жизни.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко подчёркивали значение игры как средства всестороннего развития личности. Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры в использовании счётно-измерительных умений навыков.

В детском саду накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д. При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учат реализовать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. [19; 17].

Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т.д. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного произведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому многие психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которых ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребёнком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей. [19; 7].

Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия. [19; 27].

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять её смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Самостоятельно сделать это ребёнок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребёнок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.[19; 58].

Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Почта», «Зоопарк», «Подготовка к открытию детского сада», «Газетный киоск», «Книжный магазин», «Цирк», «Путешествие в дальние страны», «Телеграф-телефон», «Бензозаправочная станция».

Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счётом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своём опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и поэтому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребёнок может только с помощью воспитателя.

Таким образом, играя, в сюжетно-дидактические игры дети, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

2.1. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента

 

Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений.

Базой опытно-экспериментальной работы выступило Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Берёзка» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 40 детей (по 20 детей в контрольной и экспериментальной группах).

Исходя из цели эксперимента, были представлены следующие задачи:

  • Разработать диагностические задания для выявления уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы.
  • Провести с детьми диагностику.
  • Проанализировать результаты диагностики.
  • Проанализировать предметно-развивающую среду в группе и в ДОУ.
  • Провести беседу с воспитателем о работе по исследуемой проблеме.
  • Пронаблюдать проведение сюжетно – дидактических игр воспитателем в экспериментальной группе.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы:

  • Диагностика сформированности количественных представлений у детей средней группы.
  • Анализ результатов диагностики, календарных планов воспитательно–образовательной работы с детьми и предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ.
  • Беседа с воспитателем группы.
  • Наблюдение и анализ проведения воспитателем сюжетно – дидактических игр с детьми.

Первым методом констатирующего эксперимента была диагностика сформированости количественных представлений у детей средней группы. Для проведения диагностики нами были разработаны 6 диагностических заданий и вопросы к детям. Так как работа в этой группе проводится по программе «Детство», вопросы были разработаны на её основе. Они были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным и порядковым счётом, определять результат измерения с помощью числа, различать цифры (диагностические задания к детям смотри в приложение №1).

Первые два задания были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным счётом; 3-4 задание – на умение определять результат измерения с помощью числа; 5-е задание – на выявление умения пользоваться порядковым счётом; 6-е задание – на выявление умения различать цифры.

Для того чтобы провести диагностику сформированности количественных представлений у детей, нужно было изготовить наглядный материал – подобрать игрушки, вещества. Для выполнения некоторых заданий мы воспользовались материалом из детского сада, для некоторых – приготовили сами из бумаги. Для создания эстетичного вида разукрасили фломастерами, для прочности обклеили скотчем. Для 3-его задания по измерению сыпучего вещества пришлось купить из магазина пшено

Диагностика проводилась в вечернее время, индивидуально с каждым ребёнком. Ответы детей мы внесли в протоколы (протоколы проведения диагностики сформированности у детей средней группы смотри в приложение №2). Результаты диагностики отразили в таблице (см. таблицу №2).

 

Таблица 1.

Результаты диагностики сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы

Номер задания.

И. Ф. ребёнка

1

2

3

4

5

6

Общее кол-во баллов

Сред- ний

балл

Уровень

развития

1

Кирилл А.

2

1

2

3

1

1

10

1.6

Средний

2

Настя Д.

2

2

3

2

1

1

11

1.8

Средний

3

Кирилл Е.

1

2

2

2

1

1

9

1.5

Средний

4

Галя К.

3

3

2

3

2

2

15

2.5

Высокий

5

Даша К.

3

3

2

2

2

2

14

2.3

Высокий

6

Надя К.

2

3

2

3

2

2

14

2.3

Высокий

7

Стёпа К.

2

2

3

2

1

1

11

1.8

Средний

8

Вадим Л.

3

3

3

3

2

2

16

2.6

Высокий

9

Стас М.

2

2

2

2

1

1

10

1.6

Средний

10

Саша М.

3

2

3

3

1

1

13

2.1

Средний

11

Андрей Н.

1

1

2

2

1

1

8

1.3

Низкий

12

Олег О.

2

2

3

3

2

1

13

2.1

Средний

13

Максим П.

3

2

2

3

2

2

14

2.3

Высокий

14

Рома П.

2

3

3

2

2

2

14

2.3

Высокий

15

Ваня П.

3

3

3

3

1

2

15

2.5

Высокий

16

Миша П.

1

2

2

2

1

1

9

1.5

Низкий

17

Ваня С.

3

3

3

2

2

2

15

2.5

Высокий

18

Саша С.

3

3

3

3

2

3

17

2.8

Высокий

19

Федя Ф.

2

1

2

2

1

1

9

1.5

Низкий

20

Карина Ч.

3

3

2

2

3

2

17

2.8

Высокий

Процент усвоения задач.

77

77

83

83

53

53

 

Информация о работе Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр