Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Файлы: 1 файл

3 курс курсовая.docx

— 190.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы живем в век высоких технологий и больших объемов информации. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим человеку.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Она является основным средством формирования психических процессов и способностей ребёнка, расширение его представлений об окружающем мире.

В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.А. Михайловой, Е.И. Удальцовой и других большое место отводилось дидактическим играм как средству математического развития дошкольников. Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т. д.

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Значением практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».

Цель курсовой работы – рассмотреть дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 5 года жизни.

Объектом исследования является процесс формирования количественных представлений у детей средней группы средствами дидактической игры.

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

  • изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
  • выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
  • подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
  • выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась МБДОУ №3«Берёзка» г. Чебоксары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие количественных представлений у дошкольников младшего дошкольного возраста

1.1. Психолого–педагогические особенности младшего дошкольного возраста

 

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого [18, 83].

Ещё задолго до того, как ребёнок встретился с математикой и её формальными правилами сложения и вычитания чисел, он должен познакомиться с некоторыми основными понятиями, которые лежат в основе математического мышления. Многие из этих понятий нам, взрослым, кажутся настолько простыми, что трудно себе представить, что им нужно обучать.

Числа позволяют нам, в сущности, описывать количества систематическим образом. Без чисел мы не можем подсчитать сдачу, сообщить время, найти адрес или телефон друзей, проехать на автобусе. Числа нам нужны, чтобы регулировать всю нашу жизнь.

Обычно большинство детей осваивают общие понятия, лежащие в основе счёта, в процессе общения, без сознательных усилий и без преднамеренного методического обучения. И поскольку всё это происходит стихийно, не удивительно, если ребёнок пропустит некоторые важные ступени и придёт в школу плохо подготовленным к встрече с формальной математикой. [4; 7].

Математика – это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней – это, прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, её роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности её поведения в современном обществе, от её подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определённого минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребёнок сталкивается с математикой ещё в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновку, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т.д.), и плотнику, и бизнесмену, и учёному, занимающемуся проблемами космоса или социума. [2; 11].

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом дошкольного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителем как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. [6; 4].

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал [13; 102]: «При первоначальном обучении счету... также не должно спешить и идти дальше не иначе как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в разлитых незнакомых ситуациях.

Чем же руководствуются ученые при определении содержания и программы обучения началам математики детей дошкольного возраста? Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) отличаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. (19; 5).

Усвоение этих понятий, сложившихся исторически в процессе производственной деятельности общества, - явление сложное. Начинается оно с чувственного восприятия мира.

Количество - это категория материалистической диалектики, которая отображает общее и единое в вещах и явлениях, характеризуя их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. [23; 263].

Поскольку количественное сравнение становится возможным только после качественного познания предметов, исследования количественных отношений связано с процессом абстрагирования.

Как особую категорию количества рассматривал Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых будет две или больше, есть по природе что-то одно и определённое ничто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина - если измерима».

Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми дошкольного возраста в основном в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности.

Представления о количестве начинается с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий эффект. Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей.

В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение количественной характеристики окружающего, это даёт возможность дошкольникам пользоваться условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяжённостей, развивается глазомер, что важно для их сенсорного развития.

Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения.

Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

При этом нужно учитывать, что применение математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счету следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.

Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.[19; 5].

Таким образом, формирование количественных представлений имеет существенное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

1.2. Особенности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

 

Уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных предметов: «Много кукол», «Три кубика», «Пять пальчиков на руке». Эти первые представления начинают обобщаться, отражаясь сначала в пассивной речи детей. Первоначальное формирование представления о множественности предметов и об их отдельности и создает основу для различения детьми единственного и множественного числа имен существительных и прилагательных и раннее усвоение этой грамматической формы при развитии речи [12; 98].

В математике дается следующее определение понятия множества: «Множество—это совокупность объектов, рассматриваемых как одно целое» [3; 47]. Множества рассматриваются как конечные, так и бесконечные. Маленькие дети имеют дело лишь с конечным множеством.

У ребенка па первых ступенях развития представление о множестве еще весьма диффузно: оно не имеет четких границ и не воспринимается элемент за элементом.

Представление о неопределенной множественности характерно для детей в возрасте до двух лет.

Дети трех лет часто уже воспринимают множество в его границах, однако четкое восприятие всех элементов множества еще отсутствует и у них, они не умеют следить за каждым элементом множества. Отсюда вытекает вывод: необходимо у маленьких детей сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и научить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.

Информация о работе Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр