Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Файлы: 1 файл

3 курс курсовая.docx

— 190.55 Кб (Скачать файл)

Для понимания независимости количества предметов от их несущественных свойств необходимо осмысление детьми противоречий между внешними признаками предметов, познаваемыми визуально, и числовыми, познаваемыми на основе счета. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.

В работах психологов и математиков-методистов выявлена также зависимость воспроизведения детьми количества (адекватность, неадекватность) от способа расположения предметов в пространстве: линейного и в виде числовой фигуры.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Диагностика сформированности количественных представлений в констатирующем эксперименте показала, что дети испытывают значительные трудности в таких задачах, как:

  • счёт наизусть;
  • счёт предметов;
  • определение порядкового места предмета;
  • различение и название цифр.

Было подобрано 5 сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы на основе программы «Детство».

В результате использования сюжетно-дидактических игр удалось сформировать у детей представления о счете наизусть, о порядковом счете, о счете предметов, различение и название цифр, умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки.

Во время проведения опытно-экспериментальной работы возникли трудности в работе при формировании у детей умения определять порядковое место предмета, различать и называть цифры.

По некоторым программным задачам дети находились на уровне программы 2 младшей группы, и в процессе проведения сюжетно-дидактических игр трудно было перестраиваться на другой, более низкий уровень, если дети не понимали смысл вопроса. Это убеждает в том, насколько важно учитывать возраст детей.

Исходя из результата проведенного педагогического эксперимента, сделан вывод, что сюжетно-дидактические игры могут быть эффективными в том случае, если:

  • сюжетно-дидактические игры интересны детям дошкольного возраста и имеют существенное значение в математическом развитии детей, в частности в формировании количественных представлений;
  • будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;
  • будет проводиться работа с воспитателями, родителями;
  • работа по формированию у детей количественных представлений будет проводиться не только фронтально, но и с подгруппой детей и индивидуально;
  • будет последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий;

Цель работы достигнута, все задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
  2. Альтхауз, Д., Дум, Э. Цвет, форма, количество / Д. Альтхауз, Э. Дум. – М.: Просвещение, 2007. – 24 с.
  3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2008. – 399 с.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Дрофа, 2008. – 89 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду А. К. Бондаренко. - М.: Детство - Пресс, 2006. - 112 с.
  6. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 2009. – 182 с.
  7. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008. – 96 с.
  8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Изд. 3-е. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.
  9. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение ,2011. -192 с.
  10. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста / А. В. Калиниченко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 385 с.
  12. Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2010. – 16 с.
  13. Михайлова, З.А., Носова, Е.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 384 с.
  14. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова. – СПб.: Питер, 2006.
  15. Образовательная работа в детском саду по программе «Радуга» / Сост. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др. – М., 2006.
  16. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Е.Н. Панова. – Воронеж, 2007.
  17. Поляков, А.Ж. Как развивается ребенок: теория Пиаже / А.Ж. Поляков. – М., 2009. – 43 с.
  18. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика,2006. – 56 с.
  19. Радуга: Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 2007.
  20. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Я. Кушнир. – Минск, 2006. – 241 с.
  21. Соколова Е. И. Веселая математика для самых маленьких / Е. И. Соколова. – М.: Академия, 2010. – 36 с.
  22. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6-ти частях Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Феникс, 2006.
  23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. – 336 с.
  24. Формирование элементарных математических представлений / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2008. – 330 с.
  25. Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно / И. Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 32 с.
  26. Щербакова, Е.И. Методика обучения математики в детском саду: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2009. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Диагностические задания и наводящие вопросы к детям (констатирующий эксперимент)

 

1.Задание. «Посчитай до 10».

Цель: выявить навыки устного счёта в пределах 10.

Наводящие вопросы.

- Посчитай при помощи пальцев.

- Давай посчитаем вместе.

2.Задание. «Посчитай, сколько камешков, ракушек, ленточек».

Цель: выявить у детей навыки количественного счёта.

Материал: камешки 7 шт., ракушки 7 шт., ленточки 7 шт.

Наводящие вопросы.

- Когда считаешь, показывай на  каждый предмет пальцем и считай  вслух.

- Давай посчитаем вместе.

3.Задание. «Насыпь 3 ложки пшена».

Цель: выявить у детей умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, определять результат с помощью числа.

Материал: ложка, пшено, тарелка.

Наводящие вопросы.

- Когда насыпаешь пшено, считай  вслух.

- Давай считать вместе.

4.Задание. «Отмерь 3 стакана воды».

Цель: выявить у детей умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки, определять результат с помощью числа.

Материал: стакан, вода, ведро.

Наводящие вопросы.

- Отмеряя стакан воды, считай  вслух.

- Давай считать вместе.

5.Задание. «На котором месте  стоит матрёшка? Как определил?»

Цель: выявить умение определять порядковое место предмета, пользуясь порядковым счётом.

Материал: матрёшка, кубик, карандаш.

Наводящие вопросы.

- Посчитай сколько кубиков и  карандашей лежит перед матрешкой.

- Давай посчитаем вместе первый, второй, третий… 

6.Задание. «Скажи, какая это цифра?»

Цель: выявить умение различать цифры.

Материал: карточки с изображением цифр.

Наводящие вопросы.

- Я начну, а ты продолжи.

- Я буду называть цифры, а  ты повторяй за мной.

 

 

Приложение №2

Протокол проведения диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы. Наглядный материал (констатирующий эксперимент)

 

И.Ф. ребёнка

Время

1 задание.

1

Кирилл А

17.40 -17.42

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

2

Настя Д.

16.15-16.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

3

Кирилл Е.

16.25-16.28

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

4

Галя К.

15.45-15.46

Справился с заданием быстро и правильно.

5

Даша К.

18.20-18.23

Справился с заданием быстро и правильно.

6

Надя К.

17.45-17.47

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

7

Стёпа К.

16.50-16.53

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

8

Вадим Л.

18.18-18.19

Справился с заданием быстро и правильно.

9

Стас М.

18.15-18.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

10

Саша М.

16.30-16.35

Справился с заданием быстро и правильно.

11

Андрей Н.

17.15-17.19

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

12

Олег О.

18.10-18.12

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

13

Максим П.

17.35-17.36

Справился с заданием быстро и правильно.

14

Рома П.

18.04-18.06

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

15

Ваня П.

18.00-18.01

Справился с заданием быстро и правильно.

16

Миша П.

16.05-16.09

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

17

Ваня С.

17.50-17.53

Справился с заданием быстро и правильно.

18

Саша С.

16.40-16.43

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

17.25-17.26

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

20

Карина Ч.

15.48-15.49

Справился с заданием быстро и правильно.


Протокол 2

И.Ф.ребёнка

 Время

2 задание.

1

Кирилл А

15.35-15.36

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

2

Настя Д.

16.00-16.02

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

3

Кирилл Е.

16.40-16.43

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

4

Галя К.

16.25-16.27

Справился с заданием быстро и правильно.

5

Даша К.

16.05-16.07

Справился с заданием быстро и правильно.

6

Надя К.

16.50-16.54

Справился с заданием быстро и правильно.

7

Стёпа К.

17.20-17.23

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

8

Вадим Л.

15.30-15.32

Справился с заданием быстро и правильно.

9

Стас М.

17.30-17.31

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

10

Саша М.

17.40-17.42

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

11

Андрей Н.

15.40-15.42

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах.

12

Олег О.

16.20-16.22

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

13

Максим П.

17.56-17.59

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

14

Рома П.

16.15-16.17

Справился с заданием быстро и правильно.

15

Ваня П.

18.15-18.17

Справился с заданием быстро и правильно.

16

Миша П.

18.20-18.21

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

17

Ваня С.

18.30-18.32

Справился с заданием быстро и правильно.

18

Саша С.

18.00-18.01

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

18.05-18.10

Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах

20

Карина Ч.

16.10-16.11

Справился с заданием быстро и правильно.


Протокол 3

Ф.И.ребёнка

 Время

3 задание.

1

Кирилл А

17.30-17.33

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

2

Настя Д.

17.40-17.41

Справился с заданием быстро и правильно

3

Кирилл Е.

17.45-17.47

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

4

Галя К.

17.25-17.28

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

5

Даша К.

16.10-16.12

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

6

Надя К.

15.45-15.47

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

7

Стёпа К.

17.20-17.22

Справился с заданием быстро и правильно.

8

Вадим Л.

18.00-18.01

Справился с заданием быстро и правильно.

9

Стас М.

15.58-16.00

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

10

Саша М.

15.50-15.51

Справился с заданием быстро и правильно

11

Андрей Н.

16.45-16.48

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

12

Олег О.

18.10-18.11

Справился с заданием быстро и правильно.

13

Максим П.

16.05-16.08

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

14

Рома П.

16.30-16.33

Справился с заданием быстро и правильно.

15

Ваня П.

18.15-18.17

Справился с заданием быстро и правильно.

16

Миша П.

18.20-18.22

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

17

Ваня С.

18.25-18.27

Справился с заданием быстро и правильно.

18

Саша С.

16.20-16.22

Справился с заданием быстро и правильно.

19

Федя Ф.

16.25-16.28

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

20

Карина Ч.

16.15-16.17

Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов.

Информация о работе Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр