Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Файлы: 1 файл

3 курс курсовая.docx

— 190.55 Кб (Скачать файл)

 

Конспект сюжетно-дидактической игры «Подготовка к открытию детского сада»

 

Цель игры. Закрепляем навыки количественного счета. Установление независимости числа предметов от их величины. Уяснение значимости труда работников детского сада. Воспитание гуманных чувств (доброты, отзывчивости, заботы).

Материал. Куклы, мебель, игрушки, другое оборудование разных размеров, транспорт (большие и маленькие грузовики).

Игровые роли и правил. В игре выделяются роли заведующего, воспитателей, няни, завхоз, шоферов и грузчиков. Тем, кто выполняет роль заведующего детским садом, воспитателя и няни вновь открывающегося детского сада, нужно учитывать количество воспитанников в группе и число предметов мебели, посуды, игрушек разных размеров, которые необходимы для оборудования групп.

Шоферы, отправляясь в рейс, должны запомнить количество и размер мебели, доставить ее в детский сад и отчитаться: рассказать, сколько мебели и какого размера они привезли. Завхоз должен выдавать инвентарь в каждую группу согласно заявкам, поступившим от воспитателей.

 

Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Подготовка к открытию детского сада».

 

Дата:

Воспитатель:

Программные задачи:

1) Закрепляем навыки количественного  счета.

2) Установление независимости числа  предметов от их величины.

3) Уяснение значимости труда  работников детского сада. Воспитание  гуманных чувств (доброты, отзывчивости, заботы).

 

Слова и действия воспитателя.

Слова и действия детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая. В детский сад уже можно завозить мебель. Сейчас вызовем шоферов с машинами (берет трубку телефона.) А вы, Карина Дмитреевна, подумайте, какого размера столы, кровати и стулья нужны для вашей группы и сколько.

Заведующая. Хорошо, вам привезут 7 стульчиков. Только неясно: в среднюю группу нужно 7 больших или 7 маленьких стульчиков?

Заведующая. Да, вы уже не в младшей группе, а в средней. Когда шоферы подъедут, вы подойдете и выберете ту мебель, которая вам нужна. (Карина согласно кивает головой.) А сейчас пригласите, пожалуйста, воспитателя младшей группы. Нужно узнать, какого размера мебель им требуется и сколько.

 

Заведующая просит шоферов Федю и Кирилла привезти в детский сад 7 больших и 8 маленьких стульчиков.

 

 

 

Заведующая (обращаясь к шоферам). Что вы нам привезли?

 

 

 

Заведующая. Молодцы! Все верно. А теперь, водители, помогите, пожалуйста, воспитателям перенести мебель в группы.

Дети в новом микрорайоне решили открыть детский сад и мебельный магазин.

Строительство возглавляет Олег. Закончив строить детский сад, ребята самостоятельно распределяют роли, договариваются об очередности их разыгрывания: Карина - воспитатель старшей группы, Юля – младшей; Олег, Федя, Кирилл – шоферы, доставляют мебель в детский сад, воспитатель – заведующая детским садом.

К заведующей подходит Карина.

Карина. Нина Анатольевна, скоро детей принимать, а ни стульев, ни кроватей нет. На чем же дети будут сидеть и спать? Карина уходит в группу и пересчитывает кукол, стоящих на полке. Возвращается к заведующей.

Карина. У меня пока 7 ребят. Надо привезти 7 стульчиков.

Карина (уверенно). Конечно, 7 больших. Наши ребята уже выросли, они уже не в малышовой группе.

Карина идет в младшую группу и разговаривает с Юлей.

Карина. Юля Андреевна, вам мебель нужна? У вас в группе дети есть?

Юля. Дети пока еще не принимали. Нам кровати, столы и стулья маленькие нужны.

Карина. Идите к заведующей и скажете, чего и сколько надо.

Юля подходит к заведующей, они вместе решают, что в младшую группу можно завезти сначала 8 маленьких стульчиков.

Шоферы заводят машины и через некоторое время подъезжают к мебельному складу. Оба мальчика правильно отбирают нужное количество мебели, грузят на машину и привозят в детский сад. Их встречают заведующая и воспитатели обеих групп.

Кирилл. Я привез 8 маленьких стульчиков.

Федя. Я привез большие стулья – 7 штук.

В «Детский сад» дети играют с увлечением. От игры к игре обогащается ее содержание, возникают новые игровые ситуации.


 

Конспект сюжетно-дидактической игры «Бензозаправочная станция»

 

Цель игры. Пересчитывание условных изображений (кружков) и сравнение их с цифрой. Различение и название цифр. Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые (шоферы, оператор и др.), заботиться о сохранноститехники.

Материал. Бензоколонка с циферблатом, движущейся стрелкой, кнопками и шлангами, форма для регулировщиков движения и другие атрибуты; различные машины; карточки с цифрами.

Игровые роли и правил. В игре намечаются роли диспетчеров, операторов, шоферов. Диспетчер гаража выдает шоферам путевые листы, определяет название рейсов (перевезти строительный материал, привезти зверей в зоопарк и др.). Шофер, отправляясь в рейс и увидев знак бензозаправочной станции, должен заехать на заправку; сказав оператору, какое количество бензина необходимо, найти среди разложенных цифр карточки с нужными цифрами. Затем на циферблате бензоколонки он должен передвинуть стрелку на нужную ему цифру, нажать на кнопку, открыть шланг и «наполнить бензином» бак.

Оператор спрашивает у шоферов, какое количество бензина ему требуется, следит за правильностью выбора той или иной карточки, цифра которой соответствует названному числу и после этого оплатить стоимость бензина, необходимого ему для поездки.

 

Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Бензозаправочная станция»

 

Дата:

Воспитатель:

Программные задачи:

Пересчитывание условных изображений (кружков) и сравнение их с цифрой.

Различение и название цифр.

Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые (шоферы, оператор и др.), заботиться о сохранноститехники.

 

Слова и действия воспитателя.

Слова и действия детей.

 Воспитатель – активный наблюдатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель. Максим пересчитай количество кружков еще раз. Будь внимательным.

 Дети построили бензозаправочную  станцию.

Диспетчер выдает путевые листы. Шофер Максим получает задание привезти зверей в зоопарк. Он заезжает на заправку. К нему обращается оператор.

Оператор. Что вы хотите?

Максим. Заправится бензином.

Оператор. Сколько литров бензина вам нужно?

На баке наклеено 5 кружков. Максим посчитал кружки.

Максим. 4 литра.

Максим пересчитывает кружки и исправляется.

Максим. 5 литров.

Оператор. Возьмите, пожалуйста, талончик с цифрой 5.

Максим ищет карточку с указанной цифрой, находит их и показывает оператору. Тот предлагает сравнить количество кружков на баке с цифрой.

Оператор. Молодец, все правильно. Можете заправить бак бензином. Идите к колонке, там бензин для вашей машины. Поставьте стрелку на цифру 5. Я включу автомат, и вы можете заправлять бак.

Мальчик передвигает стрелку на цифру 5, нажимает кнопку, открывает кран и наполняет бак бензином.

В следующий рейс шоферу потребовалось наполнить бензином бак емкостью 7 литров. Прежде чем заправить бензином, шофер считает кружки и сравнивает их с цифрой.


 

Конспект сюжетно-дидактической игры «Цирк»

 

Цель игры. Проверка знаний о счете (порядковый счет, количественный счет до 10). Различение и название цифр.

Игровые роли и правил. В игре нужно по билету определить свое место в зале. Контролер выясняет, правильно ли дети нашли свои места, как считали. По сигналу ведущего нужно подобрать соответствующую числовую карточку, выполнять задание точно и быстро. За каждое правильно выполненное задание участник получает фишку. По количеству фишек определяется победитель.

 

Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Цирк».

 

Дата:

Воспитатель:

Программные задачи:

Проверка знаний о счете (порядковый счет, количественный счет до 10).

Различение и название цифр.

 

Слова и действия детей.

Слова и действия детей.

 Воспитатель – ведущий.

Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?

Получив согласие, ведущий обращает внимание на кассу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий. Все вы купили билеты, на которых указан номер места. Каждый из вас должен найти свое место.

Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т. е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Галя?

Как ты считала?

Почему ты думаешь, что села на пятое место?»

Контролер выслушивает ответы всех детей.

Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручают фишки.

Появляется Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей – дрессированных зверей. Кого – я не скажу, а загадку расскажу:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Спит под крылечком,

Хвост колечком.

Кто это?.. Правильно. Это собака. Её зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны, Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте, Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились!

Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко отвечают.

Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубик, Жучка лает 6 раз.)

Петрушка. Правильно Жучка сосчитала?

Петрушка. Жучка посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.)

Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь кубиков?

Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку.

Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)

Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)

Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)

Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)

Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)

Молодцы! (Раздает всем фишки.)

 Дети выполняют роль зрителей.

 

 

Кассиром работает Саша, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах указан номер места цифрой). Все зрители проходят в красиво оформленный зал – это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале.

Галя. На пятом месте.

Галя. Первое, второе, третье, четвертое, пятое.

Галя. Потому что у меня на билете цифра 5.

И так все дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети. Собака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети. Нет! 1 кубик Жучка не сосчитала.

 

 

 

 

Дети показывают карточку, на которой нарисовано 7 кружков.

 

Дети показывают карточку (6 кружков).

 

 

 

Дети. Четыре.

Дети. Две.

Дети. Пять.

Дети. Пять.


 

 

 

 


Информация о работе Проведение экспериментальной работы по формированию количественных представлений у детей 5 года жизни средствами дидактических игр