Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

Все процессы коммуникации протекают в определенном контексте. Социальная ситуация как  естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми и характером развертывающихся действий или деятельности, актуальна  и при исследовании интернет-сообщества. Факторы, придающие социальной ситуации определенность, распространяют свой универсальный характер на интернет-коммуникацию. Это цели общения, правила, то есть общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в конкретных ситуациях, роли (принятые в данной культуре модели взаимодействия), набор элементарных действий (простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии), последовательность поведенческих актов (порядок смены ролей говорящего и слушающего), концепты-знания (наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации), физическая среда, которая в Интернете меняется на виртуальную, обладающую рядом значимых качеств, язык и речь (ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, используемые участниками взаимодействия), трудности и навыки (различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления).

Важными характеристиками ситуации, сохраняющими свою значимость в виртуальном варианте общения, являются условия знакомой/незнакомой среды, формальной/неформальной обстановки, ориентации на выполнение дела или  на общение, поверхностной/глубокой (интимной) включенности. В соответствии с этими характеристиками в Интернете возможно выделение некоторых типов социальных ситуаций: официальные события (формальные социальные события), личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками, случайные эпизодические контакты, формальные контакты в коммерческой сфере или при деловых контактах, ассиметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (обучение, руководство, интервьюирование), конфликт и переговоры, групповая дискуссия и др.

Интернет-общение  имеет некоторые проксемические особенности. Персональное пространство, в котором осуществляется виртуальная  коммуникация, совмещает в себе и  интимную, и персональную, и социальную, и публичную зоны. В Интернете  возрастает значение понятия «межличностной коммуникации» как процесса обмена сообщениями и их интерпретации  двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с  другом. Межличностный характер веб-коммуникации предполагает, что имеет место  обмен сообщениями между небольшим числом людей, когда его участники имеют возможность легко осуществлять обратную связь. При этом каждый из участников коммуникации признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик и, в свою очередь, рассчитывает на встречное внимание.

Одна из наиболее известных классификаций видов  ситуаций межличностного взаимодействия, связанная с именем американского  психолога Э.Берна (Берн Э., 1988), соответствует потребностям интернет-коммуникантов: ритуалы (привычные, повторяющиеся действия как неформального, так и официального характера), времяпрепровождение (полуритуальные разговоры об известных всем событиях, целью которых является поиск новых полезных знакомств и связей), совместная деятельность (взаимодействие в профессиональных целях), игры (общение при наличии скрытой мотивации его участников) и, наконец, близость (теплые отношения между людьми, исключающие извлечение выгоды) широко распространены в среде виртуального общения.

Другая классификация  социальных ситуаций, основанная на степени  личной вовлеченности участников в  преобразование отношений (Головаха Е.И., Панина Н.В., 1989), и различающая три уровня общения, также применима к виртуальной коммуникативной среде, общение в которой реализуется и на социально-ролевом уровне, когда контакты ограничиваются ситуативной необходимостью; и на деловом уровне, детерминирующемся совместной деятельностью, направленной на достижение общих целей; и на интимно-личностном уровне, характеризующемся особой психологической близостью.

Необходимым условием успешной коммуникации в интернет-пространстве является создание участниками общей социальной действительности общего «здесь-и-сейчас». Этот так называемый договорной аспект межличностной коммуникации особенно важен в виртуальном пространстве, практически лишенном иных, кроме вербальных, средств общения. В связи с отсутствием чувственных ориентиров, важным в Интернете является и аспект восприятия, то есть процесс отбора, организации и интерпретации данных о партнере коммуникации, причем образ партнера, который при традиционном межличностном общении строится комплексно, в Интернете имеет вербальные ограничения.

Интересно проследить трансформацию понятия коммуникативного стиля, то есть привычных, устойчивых способов поведения, присущих данному человеку, используемых им при установлении отношений  и при взаимодействии с другими  людьми. Стиль веб-коммуникативного общения, с одной стороны, сохраняет  общественно значимые особенности  традиционной коммуникации, с другой стороны, будучи опосредованной, веб-коммуникация под влиянием компьютера этот стиль  приобретает новые характеристики.

Ряд существенных речевых характеристик общения  в малых группах весьма актуален и для виртуального пространства. Это речевая однородность, преобладание оценочных и характеризующих  слов, существование особого внутреннего  языка и определенной коммуникативной  тактики. Однако и массовый характер интернет-общения очевиден. Виртуальное социальное пространство является децентрализованной сетью, в которой участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. В Интернете актуализируется полная децентрализованная структура, при которой отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

Традиционно массовая коммуникация характеризуется  наличием достаточных технических  средств, социальной значимостью информации, массовостью аудитории, многоканальностью  и возможностью выбора коммуникативных  средств, обеспечивающих как вариативность, так и нормативность массовой коммуникации. С одной стороны, всю  коммуникацию в Интернете можно  характеризовать как массовую. Даже в частный характер электронной  переписки вплетается массовость тематических рассылок и рекламного спама. С другой стороны, персональный характер общения  присутствует не только в частной  электронной переписке, но и в  блогах, чатах и в зонах приватного общения ICQ (www.gramota.ru).

Уникальность  коммуникационного процесса в сети связана с переплетением характеристик  межличностной и массовой коммуникации, диахронностью, благодаря которой сообщение сохраняется во времени, диатопностью, позволяющей информационным сообщениям преодолевать пространство, мультиплицированием, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием, симультанностью, позволяющей представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно, и репликацией, реализующей воздействие массовой коммуникации.

Известно, что  комплекс социальных ролей, присущих каждому  человеку, реализуется в определенном наборе типовых ситуаций и соотносимых  с ним жанров, которые всегда имеют  установку на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб  обобщений, вид подхода и отношения  к действительности. М.М.Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, каждое их которых подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями, причем диалог он считал классической формой речевого общения (Бахтин, 1985: с.264).

В Интернете  у веб-личности формируется свой комплекс ролей, которые, несмотря на принцип  анонимности и асоциальности, меняются в соответствии с перемещением этой личности по веб-пространству. Если в  чате виртуальная личность может  полностью менять свою социальную принадлежность по своему усмотрению, то в более  официальной ситуации или на сайтах интернет-магазинов заинтересованность обеих сторон в их реальном представлении, наоборот, усугубляется, так как экстралингвистические параметры определения социального статуса личности отсутствуют. В Интернете им находится замена в набирающем популярность жанре анкетирования потенциальных веб-клиентов.

Умение переключаться  в процессе коммуникации с одних  жанров на другие, в зависимости  от условий общения, способствует выработке  формул общения, что полностью соответствует  тенденции веб-коммуникации к стандартизации и систематизации клишированных  конструкций (например, в жанре электронной  переписки) (см. сайт «Конференция –  обменяемся опытом – DAIHATSU» - http://auto.ru). Механизм кодовых переключений, который  вырабатывается у человека в процессе его социализации в культурной речевой  веб-среде, так же, как и в реальной действительности, обеспечивает усвоение системы социальных ролей, свойственных обществу, идет в тесном взаимодействии с усвоением норм речевого поведения, обеспечивающих оптимальное исполнение той или иной роли. Репертуарная широта варьирования норм, возможная  в реальности потому, что язык предоставляет  говорящему различные способы выражения одних и тех же коммуникативных интенций, одних и тех же смыслов, в Интернете сужается из-за ограничений, связанных с особенностями технологических процессов осуществления веб-коммуникации. В Интернете различные способы языкового выражения оказываются тесно связанными с различными условиями общения, разными коммуникативными ситуациями, исполнению тех или иных социальных ролей (Крысин, 1976).

Изменения жанрового  репертуара на протяжении человеческой жизни для Интернета пока не так  актуальны, во всяком случае, в той  их части, которая касается возрастных взаимоотношений. Ведь история Интернета  – всего несколько десятилетий. Реализуясь в коммуникативных ситуациях, жанры представляют собой типы текста, соотносимые с коммуникативным  актом и являющиеся его текстовым  воплощением. Определенному типу ситуации соответствует свой набор жанров. Следовательно, типология жанров в  той или иной коммуникативной  сфере должна базироваться на типологии  ситуаций. Эти правила актуальны  и для Интернета, где такие  параметры коммуникативного акта, как  пространство, время, партнеры по коммуникации и тема, конкретизируясь и взаимодействуя, формируют однотипные коммуникативные  ситуации, которые воплощаются в  соответствующих типах текстов, то есть в жанрах.

2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации

Жанровая  стилистика веб-коммуникации имеет  свои характерные особенности. Если в реальной ситуации действие факторов, определяющих выбор жанра, осуществляется одномоментно, то в Интернете понятие  времени становится более растяжимым и выбор жанра осуществляется в замедленном режиме. В то же время в Интернете на выбор  жанра более активно влияет сторона  адресанта, во многих случаях заранее  определяя жанр веб-коммуникации.

Сфера веб-коммуникации – это ситуация «вне дома», в комплекс условий которой безусловно вписывается ориентация на типовые ситуации, «статичную» ситуативную «рамку» будущего действия. Круг же «исполнителей» этого действия, наоборот становится в ряде случаев заранее запрограммированным (коммерческая сфера) или, наоборот, непредсказуемым (чаты).

Немаловажной  характеристикой коммуникативного акта является его «динамика», проявляющаяся  в речевых действиях участников коммуникации. В веб-коммуникации, несмотря на более отсроченную, по сравнению  с устной речью, обратную связь, присутствует стремление к более динамичному  общению. По коммуникативным намерениям партнеров веб-общение разделяется на нефатическое (деловая переписка) и фатическое (неформальное общение). По веб-коммуникативной активности партнеров жанры воплощаются в монологической либо в диалогической формах (говорящий – один/более одного). В веб-коммуникации, по сравнению с традиционной, возрастает значение полилогической формы, непосредственной (чаты, блоги) либо опосредованной (веб-форумы, веб-конференции). Цели веб-коммуникации соотносятся с реализацией языковых функций. Внутри монолога, диалога или полилога отдельно разграничиваются жанры собственно фатического (обмен репликами в чатах)), информативного (сетевые СМИ), апеллятивного (реклама, спам), поэтического (произведения сетературы) и метаязыкового характера (тематический форум по проблемам русского языка). Тенденции жанрового развития «городского» веб-общения просматриваются и в малых письменных жанрах, которые также присутствуют в Интернете: баннеры, тематические указатели и т.д.

Два наиболее распространенных жанра общения  в сети: деловое и фатическое или презентационное. В жанре делового общения функционируют электронные магазины, сайты компаний, сетевые печатные издания. Фатическая коммуникация реализуется на сайтах, посвященных неформальному общению, каковыми являются блоги, чаты и конференции неспециального назначения: «Разговоры с кошками», «Только для вампиров», «Безвкусные и грязные шутки», «Криминальное остроумие и вербальное насилие» и т.д. Немало в Интернете и примеров игрового общения. Устав что-либо обсуждать, можно просто посоревноваться в составлении русских слов только из латинских букв и арабских цифр.

Игровая направленность коммуникации в Интернете в большей  или меньшей степени проявляется  во всех жанрах как сопутствующая  экспрессивно-эмоциональная окраска  смысла высказывания. В некоторых  жанрах сетевого общения, прежде всего, в литературных и языковых играх  игровые формы коммуникации становятся особенно популярными («Русский по-латыни», «Емеля», проект «Буриме» и т.д.).

По типам  коммуникативных установок, по способу  участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической  и монологической речи в разговорной  веб-коммуникации можно выделить такие  жанры, как беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, дневник и др. Беседой при кооперативной стратегии является целенаправленный или фатический обмен мнениями между веб-коммуникантами. Особенно популярен в Интернете жанр праздноречивой беседы в сфере неформального общения. Жанр целенаправленного разговора при осуществлении кооперативной или некооперативной стратегии реализуется чаше всего в электронных письмах, причем разговор бывает предписывающим, информативным, межличностным и др. Спор как обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины – ведущий жанр на веб-форумах и в блогах. В жанре истории как передачи сведений о происшедших событиях с подведением итога осуществляется коммуникация как в сфере неформального общения, так и на форумах. Этот жанр активно используется в текстах интернет-рекламы. Стилистике этого жанра свойственны черты разговорного синтаксиса: тематическая фрагментарность, ассоциативные отступления, эллиптированные конструкции, вопросно-ответные ходы, экспрессивность, спонтанность, неподготовленность, обилие конкретизирующих лексем и вводных слов, указывающих на контроль говорящего за ходом изложения и способом выражения.

Письмо и  записка – это традиционные жанры  письменной разговорной речи, которые  в виртуальной презентации обретают новые характеристики. Необходимые  условия жанра письма – искренность  и контекст согласия - становятся более  актуальными в виртуальном пространстве в связи с персонализацией  присутствия личности в Интернете. В то же время условие солидарности и согласия, выражающееся в «формулах» приветствия и прощания, в Интернете  становится более стандартизированным. Записка – это жанр наиболее приближенный к устной разновидности, где развернутое  рассуждение заменяется одним–двумя  словами, играющими роль намека, информируется  общим миром чувства-мысли адресата и адресанта и актуальностью  обстоятельств. Основными признаками этого жанра являются свобода  выражения и недоговоренность. В  Интернете реплики чатовских полилогов являются именно такими записками и записочками, которыми обмениваются участники веб-коммуникации. Интересно, что этот же жанр охотно используют авторы рекламного спама.

Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях