Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная стратегия включает в себя ряд  существенных для веб-общения позиций: выбор глобального речевого намерения, отбор тех компонентов семантики  предложения и экстралингвистической  конситуации, которые соответствуют модифицирующим коммуникативным значениям, определение того, какой объем информации придется на одну тему, одну рему и т.д., соотнесение частей информации о ситуации с состояниями сознания собеседников и с фактором эмпатии, определение порядка следования коммуникативных составляющих, настройка коммуникативной структуры предложения на определенный коммуникативный режим, стиль и жанр.

Особое значение для формирования речевых актов  в сети и дифференциации компонентов  этих речевых веб-актов внутри одного типа виртуального речевого общения  приобретают контекст, верификация  и другие модифицирующие коммуникативные  значения, которые выражают отношения  между говорящим, миром и слушающим, и обеспечивают разнообразие типов  тем, рем и других коммуникативных  компонентов.

Понятие темы в Интернете в принципе конптуально-сущностно. При всех специфических условиях существования языка и речи в виртуальном пространстве именно теме отводится роль акцентоносителя, концентратора многих определяющих: выражение сути высказывания, его целеполагание, средство воздействия и т.д. (при этом популярное сленговое слово «сабж» - сокращенное английское слово «сабджект» отражает всего лишь одну из составляющих этого понятия в Рунете).

План содержания темы - фрагмент семантического представления  ситуации, предназначенный для функционирования в качестве зачина для совершения речевого акта сообщения, подвергается в Интернете двойственному влиянию, испытывая сильное воздействие со стороны закона экономии речевых средств и одновременное стремление к сохранению структурированности письменного высказывания.

Традиционно тема как составляющая веб-коммуникативного акта не тождественна категории текста. За темой как параметром коммуникативного акта всегда стоит ситуация, причем каждой теме-ситуации соответствует  свой набор типовых текстовых  тем. В соответствующих ситуациях  все возможные темы организуются в иерархически выстроенный репертуар. Кроме того, существуют социально  и культурно обусловленные ограничения  на выбор темы: принято – не принято. В Интернете понятие темы приобретает  новое толкование. Во-первых, это  слово становится универсальным  заменителем обозначения предмета коммуникации; во-вторых, тема оказывается  понятием, тождественным свернутому тексту, когда речь идет о теме как  ключевом слове запроса или команде.

Стремление  создать в коммуникативной веб-ситуации устойчивое впечатление общения  в реальном времени, эффект присутствия  «здесь и сейчас» выводят на первое место по частотности использования  коммуникативные структуры с  рецессивной темой и препозицией  глагола, осуществляющие коммуникативную  стратегию создания картины, развертывающейся перед глазами. Такая структура нацелена на создание образа действительности.

Каждый тип  акта веб-коммуникации отличается своим  набором коммуникативных компонентов. Весь комплекс признаков, характеризующих  веб-коммуникативный акт, группируется по 4 основополагающим параметрам, формирующим  любую коммуникативную ситуацию: место, время, партнеры коммуникации, тема. В Интернете местом является конкретный сайт, время, сохраняя свои основные характеристики, становится менее значимым признаком  в силу письменной фиксации высказываний, партнерами веб-коммуникации являются те же участники, что и в традиционной реальности, а тема веб-коммуникативного акта либо подготавливается тематикой  сайта, либо формируется спонтанно  при неформальном веб-общении.

Известно, что  для параметра «партнеры коммуникации»  наиболее существенны коммуникативные  роли – говорящий/слушающий. А по признаку коммуникативной активности (говорящий – один/больше одного) выделяются жанры монологического и диалогического типов. В Интернете эта ситуация немного усложняется и принимает вид многочленной структуры: а) асинхронная коммуникация по принципу «один – одному», например, электронная почта; б) асинхронная коммуникация по принципу «многие – многим» (списки тематических рассылок); в) синхронная коммуникация, которая может быть построена по принципам «один – одному», «один – нескольким» и «один – многим» (чаты, форумы, блоги и другие программы обмена сообщениями, такие, как ICQ); г) асинхронная коммуникация, которая характеризуется тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и может быть построена по принципу «многие – одному», «один – одному» или «один – многим».

Значимость  социальных ролей партнеров коммуникации в Интернете снижается в связи  с анонимностью собеседников, поэтому  виртуальные ролевые отношения  больше характеризуются как постоянные/временные, а вопросы симметричности/несимметричности, как и паритетности/непаритетности, отходят на второй план.

Коммуникативные намерения партнеров в целом  делятся на нефатическое (целеориентированное) общение и фатическое (установка на контакт, общение ради общения, когда коммуникация является одновременно и целью и средством) (Винокур 1993б), причем пространство фатического общения в Интернете резко расширяется, а элементы фатического общения проникают и в жанры, не относящиеся к нему.

По коммуникативным  целям партнеров веб-коммуникации их намерения соотносятся с преобладающими в данном коммуникативном акте функциями (Якобсон 1975): при нефатической коммуникации реализуются информативная, апеллятивная, прескриптивная и метаязыковая функции. Фатическая же веб-коммуникация тяготеет к выполнению метаязыковой и поэтической (игровой) функций.

С учетом характера  коммуникативного пространства, коммуникация разграничивается по признаку «партнеры  коммуникации знакомы – не знакомы». В Интернете этот признак в  значительной степени размывается, оставаясь существенным только в  определенных сферах веб-пространства в связи с анонимностью коммуникаторов.

Коммуникативные веб-взаимодействия в рамках постоянных/временных  ролей допускают различные варианты соотношений: постоянные/постоянные (электронная  переписка); постоянные/временные (официальная  или коммерческая коммуникация); временные/временные (чаты и ICQ). Характер ролевых взаимоотношений  партнеров по веб-коммуникации определяет их коммуникативные намерения (фатическое/целеориентированное), коммуникативную установку (официальное/неофициальное общение) и выбор конкретного жанра в соответствии со своими иллокутивными целями.

В традиционной реальности успех речевого общения  во многом зависит от согласованности  речевых действий коммуникантов, для чего необходимо наличие единого языкового кода. Однако на самом деле гораздо чаще в общении проявляется в различной степени неоднородность языкового кода, фиксирующая разницу между собеседниками, несмотря на то, что все участники речевого общения принадлежат к социуму, использующему один национальный язык. Различия наблюдаются не в наборе языковых единиц, а в наборе расхожих коммуникативных стереотипов, используемых в тех или иных ситуациях общения. Такие стереотипы часто являются сигналами принадлежности к определенной социальной среде для опознания «свой – чужой».

Полная согласованность  говорящего и адресата в используемых стереотипах способствует более  эффективному общению. Для веб-коммуникации наличие подобных стереотипов еще  более актуально в связи с  уникальностью ее вербальной формы  реализации. Знаками этого кода становятся многие условные обозначения, использующиеся для облегчения письменной веб-коммуникации в режиме реального времени. Различия же могут заключаться в коммуникативной тактике, то есть способах использования элементов одного и того же кода в одинаковых или сходных ситуациях: инициатива коммуникативного контакта, установка на общение, «иллокутивное вынуждение» (см. Баранов, Крейдлин, 1992), то есть согласование участниками общения коммуникативных намерений, которые они облекают в форму тех или иных речевых актов (просьбы, требования, сообщения, приглашения, обещания и др.), а также соотношение диалогических и монологических форм речи. В Интернете наблюдается сближение различных коммуникативных тактик при использовании компьютера в качестве посредника, вследствие чего машинный алгоритм оказывает некоторое влияние и на живое общение.

Участники речевого веб-общения активно применяют  разные виды и способы коммуникативного приспособления друг к другу. В условиях аудио-визуальной изолированности их стремление быть понятым направленно ориентирует на коммуникативное сотрудничество с адресатом своей речи. Зависимость успешного результата этого коммуникативного сотрудничества от способности говорящего «актуализировать навыки…, соответствующие ожиданиям» слушающего (Винокур, 1993: с.60-61) в Интернете значительно увеличивается. В отличие от жанров неформального общения на чатах или на веб-форумах, где главной задачей коммуниканта является его самовыражение, на сайтах веб-магазинов или компаний, предоставляющих услуги, адресант, крайне заинтересованный в коммерческом успехе своего коммуникативного сотрудничества, заранее выстраивает высказывание, ориентируясь на ожидания слушающего.

При переключении кодов речевое поведение говорящего регулируется, по крайней мере, четырьмя типами факторов нелингвистического характера  – социальными, ситуативными, коммуникативными и психологическими. В Интернете значимость этих факторов в целом сохраняется во всех сферах коммуникативного веб-пространства, за исключением неформальной. С другой стороны, в условиях аудио-визуальной изоляции веб-адресанты вынуждены строить свои высказывания, ориентируясь на общие представления об интернет-аудитории и ее специфических характеристиках. Особенно любопытно эта ситуация прослеживается в текстах вируального спама, рассылаемого через почтовые серверы по частным электронным почтовым ящикам.

В Интернете  наглядно проявляется одно из фундаментальных  свойств современной массовой коммуникации – ее асимметричность, при которой  участник коммуникации получает гораздо  больше сообщений, чем посылает сам (Моль, 1975). В результате возникает  проблема оперирования информацией, знаниями, полученными без усилий. Процесс  деформации вербального аспекта  мышления, свойственный реальной действительности, в Интернете – наоборот – замедляется  и приостанавливается, так как  само присутствие субъекта в виртуальном  пространстве предполагает его активность в поиске информации, её обсуждении и в её предоставлении всеми доступными ему и приемлемыми для веб-коммуникации вербальными способами. Если в реальной действительности включенность носителей  языка в массовую коммуникацию и их принадлежность к массовой культуре приводит к неспособности полноценно использовать словарный запас языка, то активное включение в массовую веб-коммуникацию, наоборот, требует от них развития лингвистических знаний, способностей, умений и навыков.

По сближенности коммуникантов речевое общение в Интернете является формально дистантным, однако эффект контактности, достигается не только в режиме реального времени, но и при отсроченном взаимодействии, так как участники коммуникативного акта при любом виде веб-коммуникации всегда находятся в ситуации «здесь и сейчас». Непосредственность общения участников веб-коммуникации очевидна, однако по формальному признаку Интернет-общение всегда является опосредованным, хотя посредником является не живой субъект, а компьютер. Наконец, веб-общение реализуется в единственно возможной – письменной – форме, однако в большинстве случаев, когда речь идет именно о коммуникативной сфере интернет-пространства, в ней актуализируется устная разновидность разговорной речи, фиксирующаяся письменно.

Ситуация (акт) речевой коммуникации обычно характеризуется  продуцированием высказывания, его  восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или  неречевым), демонстрирующим обратную связь. В Интернете этап реактивного  действия адресата чаще всего бывает отсрочен на время от нескольких минут  в режиме реального времени до нескольких дней. Объем целевой интернет-аудитории инициатора речи колеблется от одного до любого числа собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.

Коммуникативный акт веб-коммуникации всегда обусловлен набором параметров, необходимых  для его осуществления: сфера  общения, ситуация общения, вид коммуникативного контакта, ролевые установки и  характеристики участников общения, способы  изложения предметного содержания. Сферой общения можно считать все виртуальное пространство, так как в Интернете даже текст научной статьи, оформленный в виде гипертекста технологии обретает черты интерактивности, а значит и коммуникативности. Набор ситуаций общения в интернет-пространстве так же разнообразен, как и в реальной действительности. Соответственно богат и репертуар ролей веб-коммуникантов. Способы изложения содержания зависят от многих параметров, но при всем многообразии объединены письменной формой их представления. Поведение веб-коммуникантов зависит от условий, в которых разворачивается речевое общение: сферы коммуникативного веб-пространства, временной и коммуникативной ситуаций, обусловленных ролями участников общения. Все варианты их коммуникативного поведения в Интернете возможно распределить в две большие группы: анонимных и идентифицированных веб-коммуникантов.

Типичная  коммуникативная ситуация предполагает отражение в речи целеустановок веб-общения, реализацию различных видов речевой деятельности, использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметного содержания. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации в виртуальном пространстве представляет собой речевое выражение системы, отражающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в их речевом предъявлении.

Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях